Автор: Рогоза Галина Викторовна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1798"Феникс"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Использование компьютерных технологий во внеурочное время"
Раздел: начальное образование
Использование компьютерных технологий во внеурочное время
"Настоящий успех приходит,
Если заниматься понемногу,
Но каждый день.
Делайте то, что можете,
С тем, что имеете
Там, где вы находитесь."
Теодор Рузвельт.
Тема экологии на дополнительных занятиях по французскому языку… Звучит
немного странно, но в процессе работы в старших классах я обратила
внимание, что в учебных пособиях для этой возрастной категории очень мало
информации по данной теме. Для младших школьников в учебных пособиях
на французском языке рекомендации вообще отсутствуют. А в русскоязычных
учебниках эта тема
освещается крайне скудно. Тогда я решила обратится к
Всемирной сети, чтобы поинтересоваться, как обстоит дело у моих
зарубежных коллег. В итоге я обнаружила, что для них, тема экологии,
экологического воспитания очень актуальна.
Возникла идея соединить два в одном: изучение французского языка и
воспитание экологической грамотности. И сделать это с использованием
компьютерных технологий.
Компьютерные технологии предоставляют возможность создать
качественно новую образовательную среду как основу для развития системы
образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех
ступенях и уровнях образовательной процесса.
Различные источники примерно одинаково дают определение этому
термину: «Компьютерные технологии – это разновидность информационных
технологий, в которых все методы и средства реализации информационных
процессов осуществляются с помощью «компьютерной» техники.
Иначе
говоря, эти технологии
отвечают за хранение, передачу, обработку, защиту и
воспроизведение информации с использованием компьютеров. ... »
Для образовательного процесса компьютерные технологии предоставляют
следующие возможности:
- рационально организовывать познавательную деятельность в
образовательном процессе;
- вовлекать в процесс активного обучения категории обучающихся, которые
отличаются способностями и стилем обучения;
- делать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды
чувственного восприятия обучающихся;
- развивать интеллектуальные, творческие способности;
- работать с различными источниками информации;
- повышать уровень самообразования, мотивации учебной деятельности.
С чего я начинала?
Во- первых, осуществила поиск необходимой информации.
Во-вторых, упорядочила полученные данные.
В- третьих, я попробовала организовать отдельные встречи-беседы с
учащимися начальной школы по теме «Экология». В этом мне помогала
ученица 8-Б класса Даша Д. Мы попытались «идти от простого к сложному»,
используя компьютерную презентацию для подачи первичной информации.
Мультимедиа презентация- это программный продукт, который может
содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое
оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию,
трехмерную графику.
Использование презентации способствует развитию различных сторон
психической деятельности обучаемых и, прежде всего, внимания и памяти.
Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить
определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в
произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс
запоминания.
Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления
информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft
PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.).
Все помнят, что 2017-год экологии, поэтому я решила, что имею полное
основание включить эту тему в учебный процесс, если не на уроках, то во
внеурочных занятиях совершенно точно. Тема очень обширная, информации
у меня уже было достаточно, чтобы выстроить цепочку занятий по одному из
направлений.
Я подготовила цикл занятий по теме: «Что такое отходы и как правильно их
сортировать».
Цель:
- познакомить учащихся с лексикой на французском языке по данной теме;
- расширить знания учеников в области экологии в повседневной жизни;
- познакомить с понятиями «эко-жесты», «эко-гражданин».
Итак, прежде всего я провела вводное занятие.
Представила информацию, которая явно заинтересовала учащихся.
Естественно, ввела новую лексику, синтаксические единицы. Первые правила
разумного потребления мы отрабатывали с помощью раскрасок.
На следующем занятии посмотрели мультфильма «Eco-attitude» (Эко-
отношение), предназначенный для маленьких французов.
Мультфильм послужил базой для целого ряда упражнений:
- закрепление лексики;
- отработка ЛЕ и РО на практике;
- выход на устную речь, и т.д.
Видеоматериал - эффективная форма учебной деятельности, которая не
только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию
их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с
экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному
пониманию его смысла.
Практика показывает, что особенно эффективными на начальном этапе
обучения иностранному языку являются видеомультипликация. Её
использование позволяет развивать речевую активность школьников, а также
повышать речевую активность обучения. Методически важно и то, что
интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это
помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному
материалу и обеспечивает эффективность восприятия.
Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов
являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация
языковых средств, эмоциональное воздействие на учащихся и др.
В дальнейшей работе я использовала разнообразные задания по теме,
позволяющие закрепить знания учащихся: стихотворения, упражнения со
словами, задания на соответствия.
Промежуточный контроль был необходим, чтобы понять, насколько учащиеся
владеют материалом. Этот контроль проводился в форме мини-проектов.
Результат показал, что можно продолжить изучение темы на более сложном
уровне: это работа с текстами и составление монологических высказываний.
При подведении окончательных итогов мною был использован
компьютерный тест-игра.
Электронное тестирование, по сравнению с тестированием на бумаге, имеет
ряд преимуществ, таких как:
- оперативность при подведении итогов, результаты тестирования легко
доступны;
- беспристрастность оценок;
- сам процесс тестирования более интересен для обучающегося;
- возможность осуществления самоконтроля;
- сокращение времени реализации обратной связи;
- меньшая трудоемкость при проверке и редактировании тестов;
Таким образом, электронный тест дает возможность учителю быстро
провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил
обработать полученную информацию. Все учащиеся находятся в равных
условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения, исключается
субъективность учителя.
Нужно отметить, что компьютерные игры — это специальные программы,
которые отличаются высокой степенью интерактивности, поскольку
предоставляют пользователю возможность активного участия в изменении
отображаемых на экране игровых ситуаций, т.к. предполагают использование
исключительных возможностей ПК в области графики, мультипликации и
синтеза звуковых эффектов. Они могут оказать неоценимую помощь в
развитии познавательных, логических и художественных способностей
игроков.
Результативность применения ИКТ
Использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет мне
- создать продуктивную атмосферу и заинтересованность учеников
изучаемым материалом;
- способствует повышению познавательного интереса;
- помогает достичь хороших результатов.
Учащимся компьютерные технологии помогают
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью
современных технических средств;
- формировать гражданские и нравственные основы личности.
Заключение.
В заключение хотелось бы отметить, что использование ИКТ не являлось
основной целью моей работы, но применение технических средств стало
неотъемлемой её частью, которая способствовала успешной реализации
намеченных целей.
В дальнейшем мне предстоит
- составить анкету для более точного определения качества,
целесообразности и содержания внеурочных занятий;
- адаптировать используемый материал для применения в урочной
деятельности;
- развить использование ИКТ во внеурочной деятельности.