Авторы: Игдисамова Алина Рамилевна, Салеев Эльдар Рафаэльевич
Должность: доцент, кандидат биологических наук
Учебное заведение: СФ БашГУ
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: "Физическая культура и спорт как социальные феномены."
Раздел: высшее образование
Физическая культура и спорт как социальные феномены
Игдисамова Алина Рамилевна
бакалавриат
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
студентка 3 курса, Факультет башкирской и тюркской филологии
Салеев Э.Р., кандидат биологических наук, доцент
Введение. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой
культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический
процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического
совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно
важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания,
деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет
социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах
самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Основная часть. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной,
физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность,
гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность
полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле
жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой
социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом
образовательного пространства вуза.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и
ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой
общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения,
физического и духовного, разрешать противоречия между природой и
производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным.
Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную
устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей
психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики,
направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их
культурным отношением к своим физическим возможностям.
Спорт — явление культурной жизни.
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить
границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами
и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и
самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс
межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная
деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным
правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе,
достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических,
психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о
спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.
Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся
физической и духовной необходимостью.
Компоненты физической культуры.
Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспитания,
начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической
подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных
умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.
Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических
упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка
формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность
координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального
использования сил при перемещениях в пространстве.
Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения
естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение
жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная
емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота,
выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений,
различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно
изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического
развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический
закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем
физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые не-
обходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот
препятствующие физическому совершенствованию человека.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной
ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им
можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные
возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций,
старения.
Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и
зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому
при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать
влияние указанных законов.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека.
Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только
гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,
плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет
общее жизненное благополучие.
Оздоровительно - реабилитационная физическая культура.
Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве
средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных
или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.
Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет
широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба,
бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других
нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление,
возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как
«щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения
могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую
культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика,
прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со
значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства
которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-
оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает
оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма,
нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона»
жизнедеятельности, Ее следует рассматривать как компонент здорового образа
жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами
физической культуры и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения,
естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее
воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена
сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды,
обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное
взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий
эффект.
Библиографический список:
1. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. – М.: Высш. шк., 1993.
2. Спортивная физиология: Учебное пособие / по ред. Я.М. Коца. – М.: ФИС,
1996.
3. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. Б.И. Загорского. – М.: Высш.
шк., 2000.
4. Физическое воспитание студентов и учащихся: Учебное пособие / под ред. Н.Я.
Петрова и др. – Мн.: Полымя, 1988.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта. – М.: Академия, 2003.