Напоминание

"Физическая культура и спорт как социальные феномены."


Авторы: Игдисамова Алина Рамилевна, Салеев Эльдар Рафаэльевич
Должность: доцент, кандидат биологических наук
Учебное заведение: СФ БашГУ
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: "Физическая культура и спорт как социальные феномены."
Раздел: высшее образование





Назад




Физическая культура и спорт как социальные феномены

Игдисамова Алина Рамилевна

бакалавриат

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

студентка 3 курса, Факультет башкирской и тюркской филологии

Салеев Э.Р., кандидат биологических наук, доцент

Введение. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой

культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический

процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического

совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно

важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются

генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания,

деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет

социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах

самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Основная часть. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной,

физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность,

гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность

полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле

жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой

социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом

образовательного пространства вуза.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и

ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой

общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения,

физического и духовного, разрешать противоречия между природой и

производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным.

Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную

устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей

психический комфорт.

Физическая культура выступает как социокультурный слой практики,

направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их

культурным отношением к своим физическим возможностям.

Спорт — явление культурной жизни.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить

границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами

и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и

самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс

межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная

деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным

правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе,

достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических,

психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о

спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях.

Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся

физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры.

Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспитания,

начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической

подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных

умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.

Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических

упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка

формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность

координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального

использования сил при перемещениях в пространстве.

Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения

естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение

жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная

емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота,

выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений,

различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно

изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического

развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический

закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем

физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые не-

обходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот

препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной

ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им

можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные

возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций,

старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и

зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому

при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать

влияние указанных законов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека.

Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только

гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии,

плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет

общее жизненное благополучие.

Оздоровительно - реабилитационная физическая культура.

Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве

средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных

или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет

широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба,

бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других

нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление,

возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как

«щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения

могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую

культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика,

прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со

значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства

которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-

оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает

оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма,

нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона»

жизнедеятельности, Ее следует рассматривать как компонент здорового образа

жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами

физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения,

естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее

воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена

сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды,

обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное

взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий

эффект.

Библиографический список:

1. Коробейников Н.К. и др. Физическое воспитание. – М.: Высш. шк., 1993.

2. Спортивная физиология: Учебное пособие / по ред. Я.М. Коца. – М.: ФИС,

1996.

3. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. Б.И. Загорского. – М.: Высш.

шк., 2000.

4. Физическое воспитание студентов и учащихся: Учебное пособие / под ред. Н.Я.

Петрова и др. – Мн.: Полымя, 1988.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и

спорта. – М.: Академия, 2003.



В раздел образования