Напоминание

"Наше Отечество"


Автор: Денисова Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: города Ртищево
Наименование материала: конспект интегрированного урока
Тема: "Наше Отечество"
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Денисова Елена Валентиновна, учитель начальных классов.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 1 классе.

Тема: «Наше Отечество»

Цель: формирование знаний детей о Родине, России, ее символах.

Задачи:

- воспитывать любовь к Родине, интерес к её истории, гражданственность;

- способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

- формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

умение работать в паре, выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, устанавливать связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать цели на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

высказывать своё предположение;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осуществлять анализ содержания

художественного текста, строить ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

1

участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом;

участвовать в диалоге на уроке.

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

1.

Мотивация

к

учебной

деятельности.

Проверяют готовность к уроку

1. Прозвенел у нас звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели!

Тихо мальчики за парты сели!

На меня все посмотрели!

-Я желаю вам успешной работы!

2.Речевая

разминка.

1.Выполняют упражнения для языка.

2.Читают чистоговорки.

3 Читают скороговорку.

Работают

в

парах.

Каждый

читает

с в о е м у

с о с е д у с

р ад о ст ью,

с

вопросом, с грустью.

1. Упражнения для языка:

"Лошадка". Цоканье.

"Почистим зубки". Кончиком языка при закрытом рте чистим зубки.

2.Чтение чистоговорок:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ро-ро-ро - у нас новое ведро.

Ри-ри-ри - на ветках снегири.

Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.

Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

3. Чтение скороговорки.

Не живут ужи, где живут ежи. (на доске)

- прочтите скороговорку про себя;

- прочитай скороговорку громко, чётко всему классу;

- читаем хором, проговаривая каждое слово 1 раз.

Проговариваем с ускорением, следим за моей рукой.

Упражнение «тихо-громко»

2

3.Актуализация

и

фиксирование

индивидуального

з а т р уд н е н и я

в

пробном действии.

Отгадывают ребусы

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы.

Рассказывают о своей Родине.

Ученица читает стихотворение.

Для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке, вам нужно выполнить задания

1)

Отгадайте ребус Р 1 а

2)

Собери слово из перепутанных слогов ро-на-ди.

-О чем мы будем говорить на уроке? (О Родине)

- Какое простое и непростое слово. Так что же такое Родина?

(ученики по цепочке выдают ответы.)

Вывод – Родина – это то место, где мы родились и живем, где живут наши родные. Это моя

страна, мой город.

- Посмотрите на доску: родина, Родина

- На что вы обратили внимание? Что вы заметили? (Одно и тоже слово, а написано то с

маленькой, то с большой буквы)

- Догадались, почему?

- Место, где вы родились это какая для нас родина? (Малая родина)

-А страна, в которой мы живём? (Это большая родина) (Прикрепляются на доску карточки:

малая, большая.)

-Что вы знаете о нашей большой Родине, можете о ней рассказать?

(Прикрепляются картинки: карта страны, Москва, герб, флаг, гимн, президент.)

3)

– Как называется страна, в которой мы живем?

- Вспомните отрывок из стихотворения Ивана Никитина из первой части «Азбуки».

4.

Формулирование

т е м ы

и

ц е л и

урока.

Отвечают на вопросы

П о д

р у к о в о д с т в о м

у ч и т е л я

формулируют тему и цели урока.

-

Как мы называем нашу Родину- Россию? (Русь, мать, матушка)

- А как по-другому мы можем назвать Родину, (Отечество)

- Так, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (о Родине, об Отечестве).

Откройте учебник стр. 86 и определите точнее тему нашего урока.

( Тема урока: «Наше Отечество»)

-Но у нас сегодня необычный урок. Мы проведем вместе урок литературного чтения и

изобразительного искусства.

3

Физкультминутка

- Давайте определим цели нашего урока:

Есть текст в учебнике, значит, первое, что мы должны сделать…

1. Прочитать и обсудить … (рассказ «Наше Отечество»)

-Вы назвали Россию Родиной, Отечеством.

-А как вы думаете, есть ли всё-таки разница между словом Родина и Отечество, или эти

слова обозначают одно и то же?

Ответы разные. Поэтому мы должны выяснить…

2. Ответить на вопрос … (есть ли разница между словом Родина и Отечество

3. Нарисовать… (малую родину, символы нашей родины)

5. Работа по теме

урока.

Просматривают

картины

русских

живописцев.

Отвечают на задания, объясняют.

Ученик рассказывает об Ушинском.

Отвечают на задания, объясняют.

1.Введение в тему.

а) работа с картинами русских живописцев.

-Что вы видите на этих картинах? (Природу нашей страны, нашу страну, города…)

-Какие чувства вызывают эти картины?

б) - Как называется рассказ, который мы будем читать? («Наше Отечество»)

- Кто автор этого рассказа? (К Ушинский)

- Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского? (Не читали и не говорили о нём)

в) Рассказ об Ушинском.

г) Работа по иллюстрации.

Рассмотрите иллюстрацию на стр.87.

- Какое историческое время изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее?

- Что относится к прошлому? (Богатыри, летописец, старинные книги)

- Что относится к настоящему? (Самолёт. Мальчик.)

- Кстати, что необычного вы заметили в его одежде

-По названию рассказа и иллюстрациям, предположите, о чём пойдёт речь в тексте?

2. Первичное восприятие рассказа.

Чтение текста учителем.

- Оказалось ли верным наше предположение? О чем этот рассказ?

- Как автор называет Россию?

3. Словарная работа.

го-су-дарст-во (Что такое государство?)

4

Читают

рассказ

по

смысловым

частям.

Отвечают на вопросы.

О-те-чест-во

ис-по-кон веку (Что это выражение означает?)

ле-то-пи-сец

4.Чтение рассказа учащимися по цепочке.

-Будем читать рассказ по смысловым частям.

Первый отрывок.

- Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому,

что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

- Какое название нашей Родины вы прочитали?

- Как еще называют Россию?

- Почему мы зовём Россию Отечеством? Прочитайте в тексте.

- От какого слова произошло слово Отечество?

Второй отрывок

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё

в ней для нас родное.

- Почему Россию мы зовём Родиной?

- На каком языке вы говорите? Какой язык для нас родной?

- Найдите в тексте похожие слова. Как называют эти слова? Какой корень у слов?

Третий отрывок

А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила

своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

- Почему Россию мы зовём матерью?

-А теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с

мамой.

-Как мамочка своего ребенка кормит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого

человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

К. Ушинский в своём рассказе сравнивает Россию с мамой.

- Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи?

- Может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

5

Ученики

читает

стихотворение

о

России.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Работают

в

группах.

Собирают

пословицы, объясняют смысл.

Одна

группа

работает

с

толковым

словарем.

Остальные

группы

обсуждают,

отвечают на вопрос.

(Нет. Каждому дорога своя мама.)

- А есть ли на Земле другие государства?

- А может быть у человека 3 Родины или 4?

Четвёртый отрывок

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека

мать – одна у него и Родина.

- Попробуйте определить главную мысль рассказа. .

(Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.)

- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

Послушайте отрывок из стихотворения «Берегите Россию»

- Какой рассказ мы с вами читали и обсуждали?

- А теперь еще раз давайте вспомним, как Ушинский называет Россию?

(Отечество, Родина, мать)

Одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

- Это пословица. Пословицы о родине прославляют землю русскую.

5. - Сейчас в группах вы будете собирать пословицы.

Своя земля и. –/ умри, не сходи!

С родной земли / в горсти мила

Всякому мила/ край сладок.

Каждому свой, / своя сторона

- Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Что прослеживается в каждой

пословице.

6. Работа в парах

Обсудите: есть ли разница между словом Родина и Отечество (сравните значение этих слов).

Где мы можем найти объяснение значений этих слов?

Выслушиваем несколько объяснений, затем слушаем тех, кто работал со словарём.

(Родина Отечество – это страна, где человек родился, и гражданином которой является)

6

Делают вывод.

Физминутка.

Отвечают на вопросы

Ученики рассказывают о цветах

нашего флага.

Просматривают видеоролик о

Георгии Победоносце.

Отвечают на вопросы

Выполняют работу.

Рассказывают по рисунку о своей

малой родине.

Вывод: разницы в значении слов нет.

Эти слова близкие по значению. Как называются слова близкие по значению? --Синонимы.

Матрёшка-это один из неофициальных символов России, как и берёзка, балалайка.

но существуют ещё и государственные символы России.

-Какие символы государства вы знаете?

Дети: Герб, гимн, флаг.

Флаг - символ нашего государства. Что означают цвета?

Российский

Флаг

символизирует

нашу

необъятную

Родину

с

её

непростой

судьбой,

её

славным прошлым.

-Гимн. Когда мы слышим гимн?

-Герб. Кто изображен в центре герба?

Почему Георгия Победоносца называют великомучеником? С именем Георгия Победоносца

связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.

Россия – огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть

свой

маленький

уголок

- деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт.

Это его малая родина.

-Какой город для нас является малой родиной?

7.Самостоятельная работа.

-Нарисуйте на альбомном листе один из символов нашего государства и уголок своей малой

родины.

-Прикрепите свои работы на доску и расскажите о своей малой родине

6.Рефлексия. Итог

урока.

Анализ деятельности на уроке

Делают

самооценку.

Отвечают

на

вопросы учителя.

Ребята, а сейчас подведём итоги всего нашего урока.

- Какова была тема нашего урока?

- Какие цели ставили? Достигли целей?

- Какое задание больше всего понравилось?

-Оцените свою работу на уроке.

7

8



В раздел образования