Напоминание

Отношение к природе детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Стручкова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1242
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Отношение к природе детей старшего дошкольного возраста.
Дата публикации: 13.06.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отношение к природе детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный

возраст

ценный

этап

в

формировании

основ

экологической

культуры

человека.

В

этот

период

закладываются

основы

личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,

развивается

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему,

формируются

основы

нравственно-экологических

позиций

личности,

которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании

неразрывности с ней.

Благодаря

этому

возможны

формирование

у

детей

экологических

представлений,

норм

и

правил

взаимодействия

с

природой,

воспитание

сопереживания

к

ней,

активность

в

решении

некоторых

экологических

проблем. При этом накопление представлений у детей дошкольного возраста

не

является

самоцелью.

Они

необходимое

условие

выработки

эмоционально-нравственного

и

действенного

отношения

к

миру

.

В

этот

период

закладываются

основы

взаимодействия

с

природой,

при

помощи

взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех

людей.

Первые

исследования

и

практика

работы

в

этой

области

были

направлены

именно

на

ознакомление

с

природой,

формирование

представлений о живой и неживой природе.

В

нашей

стране

формировалась

общая

Концепция

непрерывного

экологического

образования,

начальным

звеном

которой

является

сфера

дошкольного воспитания.

Именно

на

этапе

дошкольного

детства

ребенок

получает

эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных

формах

жизни,

т.е.

у

него

формируются

первоосновы

экологического

мышления,

сознания,

закладываются

начальные

элементы

экологической

культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые,

воспитывающие ребенка, сами экономично и бережно относят к природе:

понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,

показывают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают

наладить взаимоотношения с ним.

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.

С.

Комаровой,

М.

А.

Васильевой,

составленной

на

основе

федеральных

государственных требований воспитание у дошкольников любви и бережного

отношения к природе предусмотрено по следующим направлениям:

1) воспитание у детей любви к родной природе, способности

воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться

к растениям и животным, природным ресурсам;

2)

сообщение

дошкольникам

элементарных

знаний

о

природе

и

формирование

на

этой

основе

у

них

ряда

конкретных

и

обобщенных

представлений о явлениях живой и неживой природы.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой

«Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического

воспитания

дошкольников.

С од е р ж а н и е

п р о г р а м м ы

о т р а ж а е т

биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со

средой

обитания

в

разных

аспектах

как

закономерные

проявления

морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к

среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой

в

процессе

его

онтогенетического

развития,

как

сходство

разных

живых

существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при

наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в

достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных.

Экономно - бережное отношение к природе у дошкольников должно

быть

основано

на

целеустремленном

развитии

моральных

чувств,

формировании морального сознания и овладения навыками и привычками

морального поведения.

Природа является носителем эстетического благодаря своим цветам,

звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими

психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому,

необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности

для

воспитания

у

дошкольников

бережного

отношения

к

природе.

Воспитательный

процесс

должен

быть

сбалансирован

так,

чтобы

дети,

любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого.

Важной составляющей экономно - бережного отношения к природе

является формирование у детей этических представлений о добре и зле,

воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам.

Дети

часто

слышат

от

взрослых:

Не

«обижай

животное»,

не

«трогай

растение»

и

другое.

Такими

запрещениями

сложно

воспитать

гуманную

личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих

поступков,

уметь

предусматривать

возможные

последствия.

Детям

свойственно

сначала

оценивать

поступки

других,

а

в

дальнейшем

и

собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими

нормами

касательно

объектов

окружающей

среды,

обсуждать

поведение

ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных

произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей

самокритичности,

умение

анализировать

свои

поступки,

сравнивать

их

с

поступками других.

Экономно

-

бережное

отношение

к

природе

предусматривает

формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения

руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках

Прогулки в природу так же способствуют формированию бережного

отношения, уже в практическом взаимодействии с природой. Одно из важных

заданий - не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и

создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно

заметить животного или растение, которое нуждается в помощи.

При этом важно не только организовывать деятельность, когда ребенок

будет заботиться о животных растениях, но и следить чтобы в повседневной

жизни

с

другими

растениями

и

животными

ребенок

так,

же

обращался

бережно, заботился о них.

Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три задачи для воспитателя,

знакомящего детей с природой: формирование у детей элементарной системы

знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у

детей любви к природе.

Таким

образом,

экономично-бережное

отношение

к

природе

это

компонент

экологической

культуры,

которую

необходимо

формировать

у

дошкольников.



В раздел образования