Автор: Стручкова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1242
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Отношение к природе детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Отношение к природе детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный
возраст
–
ценный
этап
в
формировании
основ
экологической
культуры
человека.
В
этот
период
закладываются
основы
личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается
эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающему,
формируются
основы
нравственно-экологических
позиций
личности,
которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании
неразрывности с ней.
Благодаря
этому
возможны
формирование
у
детей
экологических
представлений,
норм
и
правил
взаимодействия
с
природой,
воспитание
сопереживания
к
ней,
активность
в
решении
некоторых
экологических
проблем. При этом накопление представлений у детей дошкольного возраста
не
является
самоцелью.
Они
–
необходимое
условие
выработки
эмоционально-нравственного
и
действенного
отношения
к
миру
.
В
этот
период
закладываются
основы
взаимодействия
с
природой,
при
помощи
взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех
людей.
Первые
исследования
и
практика
работы
в
этой
области
были
направлены
именно
на
ознакомление
с
природой,
формирование
представлений о живой и неживой природе.
В
нашей
стране
формировалась
общая
Концепция
непрерывного
экологического
образования,
начальным
звеном
которой
является
сфера
дошкольного воспитания.
Именно
на
этапе
дошкольного
детства
ребенок
получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных
формах
жизни,
т.е.
у
него
формируются
первоосновы
экологического
мышления,
сознания,
закладываются
начальные
элементы
экологической
культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами экономично и бережно относят к природе:
понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу,
показывают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить взаимоотношения с ним.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.
С.
Комаровой,
М.
А.
Васильевой,
составленной
на
основе
федеральных
государственных требований воспитание у дошкольников любви и бережного
отношения к природе предусмотрено по следующим направлениям:
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности
воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться
к растениям и животным, природным ресурсам;
2)
сообщение
дошкольникам
элементарных
знаний
о
природе
и
формирование
на
этой
основе
у
них
ряда
конкретных
и
обобщенных
представлений о явлениях живой и неживой природы.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой
«Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического
воспитания
дошкольников.
С од е р ж а н и е
п р о г р а м м ы
о т р а ж а е т
биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со
средой
обитания
в
разных
аспектах
как
закономерные
проявления
морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к
среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой
в
процессе
его
онтогенетического
развития,
как
сходство
разных
живых
существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при
наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в
достаточном количестве самих объектов природы - растений и животных.
Экономно - бережное отношение к природе у дошкольников должно
быть
основано
на
целеустремленном
развитии
моральных
чувств,
формировании морального сознания и овладения навыками и привычками
морального поведения.
Природа является носителем эстетического благодаря своим цветам,
звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими
психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому,
необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности
для
воспитания
у
дошкольников
бережного
отношения
к
природе.
Воспитательный
процесс
должен
быть
сбалансирован
так,
чтобы
дети,
любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого.
Важной составляющей экономно - бережного отношения к природе
является формирование у детей этических представлений о добре и зле,
воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам.
Дети
часто
слышат
от
взрослых:
Не
«обижай
животное»,
не
«трогай
растение»
и
другое.
Такими
запрещениями
сложно
воспитать
гуманную
личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих
поступков,
уметь
предусматривать
возможные
последствия.
Детям
свойственно
сначала
оценивать
поступки
других,
а
в
дальнейшем
и
собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими
нормами
касательно
объектов
окружающей
среды,
обсуждать
поведение
ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных
произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей
самокритичности,
умение
анализировать
свои
поступки,
сравнивать
их
с
поступками других.
Экономно
-
бережное
отношение
к
природе
предусматривает
формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения
руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках
Прогулки в природу так же способствуют формированию бережного
отношения, уже в практическом взаимодействии с природой. Одно из важных
заданий - не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и
создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно
заметить животного или растение, которое нуждается в помощи.
При этом важно не только организовывать деятельность, когда ребенок
будет заботиться о животных растениях, но и следить чтобы в повседневной
жизни
с
другими
растениями
и
животными
ребенок
так,
же
обращался
бережно, заботился о них.
Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три задачи для воспитателя,
знакомящего детей с природой: формирование у детей элементарной системы
знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у
детей любви к природе.
Таким
образом,
экономично-бережное
отношение
к
природе
–
это
компонент
экологической
культуры,
которую
необходимо
формировать
у
дошкольников.