Автор: Бондарева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе решения задач
Раздел: дошкольное образование
1
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе
решения задач
Период
от
рождения
до
поступления
в
школу
является,
по
признанию
специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и
психологического
развития
ребёнка,
первоначального
формирования
физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей
последующей жизни.
Любопытствующие
вопросы
становятся
естественным
сопровождением
становления психики ребёнка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок
должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем
знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные
ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения
между
окружающими
явлениями.
Результатом
мышления
является
мысль,
выраженная в слове.
Дошкольный
возраст
особо
чувствителен
к
обучению,
направленному
на
развитие образного мышления, а на основе образного мышления формируется
логическое, а оно даёт возможность решать более широкий круг задач.
В процессе математического и общего умственного развития детей старшего
дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и
составлению
простых
арифметических
задач.
Задачи
являются
одним
из
средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности.
В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез,
обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте
задач и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Задача
является
одним
из
средств
развития
различных
форм
мышления,
а
основным средством, которое используется воспитателями ДОО в процессе
общего
и
математического
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста,
является задача, в условии которой отражаются реальные, бытовые и игровые
ситуации.
2
По Е.М. Семёнову, задача это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который
можно найти с помощью арифметических действий или логических операций.
Задачи играют большую роль в математической подготовке дошкольников, так
как они являются одним из средств формирования представлений о числе,
счёте, величине, фигуре, ориентации в пространстве и во времени; развития у
детей
логического
мышления.
Любое
математическое
задание
можно
рассматривать как задачу, выделив в нём условие и требование. Условие это то,
что раскрывает связь между данными и искомыми величинами. Вопрос это
требование того, что нужно найти, которое выражено в повелительной или
вопросительной
форме.
Решить
задачу
это
значит
ответить
на
вопрос
с
помощью выполнения арифметических действий или логических операций.
Дошкольников
можно
познакомить
с
тремя
видами
простых
задач:
на
нахождение значения суммы и обратные им; на нахождение значения остатка и
обратные им; на разностное сравнение и обратные им.
Процесс решения любой задачи состоит из анализа условия задачи и решения.
Основная цель воспитанника - понять задачу. Для лучшего усвоения условия
задачи можно использовать следующие методические приёмы: 1) повторение
задачи по структурным частям; 2) повторение задачи по логическим частям или
разбиение
на
смысловые
части;
3)
абстрагирование
к
виду
числа,
то
есть
обращение
внимания
детей
к
числам
задачи
и
уяснению
их
смысла;
4)
моделирование
задачи,
то
есть
замена
действий
с
реальными
предметами,
действия
с
их
уменьшенными
образами,
а
также
их
графическими
заменителями:
рисунками,
чертежами,
схемами;
5)
представление
и
обыгрывание
жизненной
ситуации,
описанной
в
задаче,
мысленное
или
фактическое участие в ней.
Задача
является
одним
из
средств
умственного
развития
детей,
так
как
в
процессе работы над задачей у детей развивается логическое мышление и
смекалка,
то
есть
особый
вид
творчества,
нахождение
способа
решения.
Решение
задач
способствует
воспитанию
настойчивости,
терпения,
целеустремленности,
воли,
способствует
побуждению
интереса
к
самому
3
процессу
поиска
решения
задачи,
даёт
возможность
получить
чувство
удовлетворения от проделанной работы, связанное с удачным решением.