Автор: Шевелева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Аленький цветочек" г.Макарова"
Населённый пункт: город Макаров, Сахалинская область
Наименование материала: проект
Тема: "Березка-беляночка"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«БЕРЕЗКА-БЕЛЯНОЧКА»
выполнила: Шевелева Г.В., воспитатель
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская
деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с
природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто
обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со
знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается
каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с
семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая
растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у
славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от
зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех
дел». Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное
время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического
прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы,
научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры дошкольников через познавательно-
исследовательскую деятельность, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
Формировать представления детей о жизни берёзы, как живого существа, символа страны.
Развивать проектно-исследовательские умения старших дошкольников, приучать
самостоятельно искать решение, анализировать результат своей деятельности.
Формировать у детей стремление к здоровому образу жизни, заботливое отношение к своему
здоровью с помощью системы знаний о роли березы в жизни человека.
Воспитывать у детей чувство «прекрасного», умение ценить красоту природы, её
неповторимость, хрупкость.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации проекта: краткосрочный с марта по сентябрь.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Мероприятия проекта:
- Вечер хороводных игр «Солнечный хоровод у березки».
- Конкурс рисунков и поделок березы в разных техниках изготовления.
- Конкурс «Читаем стихи о березе».
- Фольклорный праздник «Праздник русской березки».
- Оформление «Паспорта дерева».
- Создание центра « Береза – символ России».
- Акция «Посади березку».
- Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников».
Этапы реализации проекта:
1-подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
2- основной. Реализация основных видов деятельности по образовательным областям,
направленных на реализацию проекта.
3-заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение
материалов проекта. Выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое
воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Формы предъявления результатов:
- Оформление фотоальбома «Белоствольная красавица».
- Оформление альбома детских рисунков «Наша березка».
- Проект, выступление на педсовете по обмену опытом «Экологическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста».
Планирование и организация деятельности проекта:
Работа с детьми:
Образовательная область «Познание»:
- Беседы на тему: «Красота природы бесценна», «Взаимосвязь дерева с живой и неживой
природой», «Какую пользу приносят деревья?», «Что мы знаем о деревьях и о березе в
частности?», «История происхождения слова берёза », «Целительные свойства берёзы».
- Рассказ воспитателя «Воспетое дерево», «Как берёзу использовали в древности?».
- Наблюдения в природе: « Берёза красива во все времена года», «Растения вокруг берёзы »,
«Для чего нужны почки», «Почему ветки разной длины?»
-Опытно-исследовательская деятельность: рассматривание бересты под лупой, опытов -
«Плавает или тонет», «Клейкие листочки», «Этот удивительный запах», «Почему желтеют
листья?», «Почему опадают листья».
- Экскурсии: по территории детского сада, к «нашей» берёзке в разные времена года.
Образовательная область «Коммуникация»
- Беседы: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".
- Проведение фольклорного праздника «Праздник русской березки».
Работа с родителями:
- Участие в подборе художественной литературы о березе, иллюстраций, репродукций
картин, информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и
т.д.
- Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям, при сборе информации о
березе. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия в проекте: рассказ о
строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий.
Изготовление поделок, рисование, и т.д.
- Посещение родителей мероприятий в рамках проекта.
- Помощь в оформлении: «Паспорта березы», центра в группе « Береза-символ России»,
мини-энциклопедии «Береза – символ России моей».