Автор: Николаенко Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ- Лицей
Населённый пункт: город Маркс Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приёмы улучшения техники чтения в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Проектно-исследовательская работа на тему:
«Приёмы улучшения техники чтения в начальных классах»
"Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через
которое дети видят и познают мир и самих себя".
В нашей стране существует закон «Об образовании», в котором чётко прописано, что
ребёнок в начальной школе должен овладеть чтением. И действительно, нет такого
учителя, который не заинтересован в том, чтобы научить всех детей хорошо читать. А
чтобы ребёнок хорошо читал, недостаточно научить его читать целыми словами. Надо
сформировать у него навык чтения, необходимо работать над его техникой чтения.
Актуальность:
Мир сейчас не стоит на месте. Современный человек должен воспринять много
информации. Для этого ему нужно как можно больше читать.
Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма,
дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения,
как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже
способ общения.
Проблема сегодняшних детей состоит в том ю что дети меньше стали читать, пропал
интерес к чтению книг, плохо читают и как следствие из этого они не могут выполнять
задания по предметам . Возникли вопросы : «Как же заставить ребенка слушать, с
помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным, как привить интерес
к чтению, к книге? Как помочь ребятам улучшить технику чтения?» Эта проблема легла в
основу моей исследовательской работы.
Гипотеза:
Я предположила, что улучшить технику чтения помогут специально разработанные для
этого способы и приёмы разных авторов.
Цель исследования: повысить скорость чтения и осознанность., выяснить какие способы
и приёмы работы дадут более высокие результаты .
Задачи исследования:
1.
Изучить и проанализировать состояние проблемы совершенствования техники
чтения у младших школьников. Проанализировать
опыт учителей по совершенствованию техники чтения младших школьников.
2.
Теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить
эффективность программы совершенствования техники чтения у учащихся 1
класса.
3.
Оценить результативность апробируемой программы совершенствования техники
чтения у младших школьников.
Объект исследования: учащиеся моего класса
Основные методы: практический и исследовательский.
Этапы исследования:
1.
Сентябрь 2017 - определение цели и задач исследования; выбор объекта и предмета
исследования; выдвижение основной гипотезы исследования; изучение научной
литературы, диссертационных работ по теме исследования; выявление
теоретической основы формирования техники чтения у младших школьников.
2.
Октябрь 2017 г. - выбор методов и методик выявления уровня адаптации младших
школьников; первичный срез по определению уровня техники чтения. Обработка и
интерпретация данных. Разработка программы мероприятий.
3.
Октябрь 2017 − февраль 2018 г. − проведение формирующего эксперимента по
разработанной программе и изучение результатов опытно-экспериментальной
работы путем сопоставления данных констатирующего и контрольного
обследования.
4.
Февраль 2018 – май 2018 гг. − анализ, обработка, систематизация и обобщение
результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.
Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению – одна из
главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение,
по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов и психологов играет
огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека
В процессе наблюдения за учащимися выявила, что некоторые не способны воспринимать
должный объём информации, у них наблюдается неустойчивое внимание, малый запас
слов, не все умеют читать про себя, допускают ошибки при чтении, слабо развит
артикуляционный аппарат. Задавшись вопросом, каким образом возможно сформировать
навык чтения, который в дальнейшем обеспечит успешное обучение, была изучена и
проанализирована психолого – педагогическая литература по данной проблеме.
Практическая часть
Так как техника чтения складывается из 5-и компонентов, то работа соответственно
должна вестись в каждом направлении:
1.
Способ чтения
Известны 5 основных способов чтения:
1.побуквенный
2.отрывное слоговое
3. плавное слоговое
4.плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов
5.чтение словами и группами.
2.
Правильность :
Специальный режим чтения:
1) Каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки,
заучивание наизусть стихов и прозы).
2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с
разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух
трудных слов (по слогам, частям, целиком).
3. Осознанность
Проверка осознанности чтения обычно проводится в ходе беседы по прочитанному. При
этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
Чтобы дети научились осознанному чтению необходимо проводить:
- работу с текстом в 3 этапа (до чтения, во время чтения и после чтения);
- работать с новыми словами (школьные словарики, библиотечные…);
- составлять план (простой, цитатный, вопросами…);
- пересказывать (простой и творческий).
4.Темп.
Для повышения скорости чтения необходимо:
1. Уменьшить число остановок глаз;
2. Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.
(Одним из средств развития поля зрения являются ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ)
5. Выразительность.
Работа над формированием умения читать выразительно начинается именно в начальной
школе. Наиболее правильно начинать её с формирования трёх умений:
1. Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и
гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации
перечисления, завершения, противостояния.
2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же
их сочетание).
3. Ставить логическое ударение в предложении.
Методы и приемы работы над совершенствованием техники чтения в начальных
классах.
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является
целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы над формированием
правильного и осознанного чтения нужно стараться правильно подбирать и использовать
методы и приемы, которые способствуют формированию умения самостоятельно работать
с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно
влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
В работе над совершенствованием техники чтения методической литературой
рекомендуется набор следующих приемов работы:
1.) приемы, направленные на развитие четкости произношения;
2.) приемы, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся
предпосылкой правильного чтения;
3.) приемы, развивающие оперативное поле чтения и память;
4.) приемы, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение
угадывать последующий текст.
В работе над техникой чтения в методической литературе так же рекомендуют
использовать следующие приемы:
1.) чтение за диктором;
2.) чтение в парах, групповое чтение;
3.) чтение с убыстрением темпа;
4.) жужжащее чтение («птичий базар»);
5.) ежеурочные пятиминутки чтения (в режиме жужжащего);
6.) самозамер скорости чтения.
Дети в течение I мин читают текст, подсчитывают количество прочитанных слов
и записывают результат в дневник;
7.) выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую часть
текста;
8.) чтение в темпе скороговорки;
9.) зрительные диктанты.
Упражнения:
1.
Многократное чтение.
1)Начало текста читает учитель
2)Этот же отрывок читают дети в течение одной минуты (одновременно). Отмечают
карандашом столько, сколько прочитали.
3)Выразительное чтение этого же отрывка. Сравнивают на сколько больше прочитали.
2. Чтение в темпе скороговорки. 30 сек (По Федоренко-Пальченко)
Предназначено для развития артикуляционного аппарата
Требовать четкого прочтения окончаний слов/не проглатывать.
3.
Читаем выразительно с переходом на новую часть текста.
Если ежедневно проводить 3 упражнения, длительность чтения в повышенном темпе
увеличивается.
Методы, которые предлагает Т.А. Рукан, работая в первом классе:
- совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по
слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и
начинают читать целыми словами;
- театр-антракт-театр. Дети выступают в несвойственных им ролях. Лидер
– в роли зайчика, а тихий и застенчивый ребёнок в роли волка. После
театрализации обсуждаем нашу работу, думаем, как лучше сыграть герою: что
получилось, а что не вышло;
- игры на развитие навыка чтения:
Ловушка (хорошо читающий ребёнок читает знакомый текст и заменяет
некоторые слова синонимами, а ученики ищут эту замену),
Прыжки (чтение через слово),
Фотоглаз (на доске столбик слов, которые ученики читают за 1 минуту,
слова закрываются и дети по памяти называют прочитанные слова),
Найди меня (в строчках букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их
нужно найти),
Сканирование (за 30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в
поисках важной информации), чтение слов наоборот,
Счёт слов (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно
считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они
должны ответить после окончания работы.)
Разному виду пересказа помогают памятки.
Результаты работы педагога говорят сами за себя. В первой четверти учебного года была
проведена первая проверка техники чтения. В результате были сделаны следующие
выводы:
- нарушают произношение звуков – 58% учащихся;
- не понимают смысл прочитанного текста – 45%;
- дислексия и искажение слов наблюдается у 75% учащихся;
- отсутствует навык выразительности у 40% учащихся.
В результате итоговой проверки, которая производилась в конце года, была
зафиксирована положительная динамика в скорости чтения и понимании смысла
прочитанного текста, а также заметно уменьшилось количество детей, допускающих
ошибки при проверке техники чтения:
- нарушают произношение звуков – 20% учащихся;
- не понимают смысл прочитанного текста – 15%;
- дислексия и искажение слов наблюдается у 35% учащихся;
- отсутствует навык выразительности у 10% учащихся.
Педагог отмечает формирование у школьников умения самостоятельной учебной
деятельности, в чём и состоит деятельностный характер обучения. Поскольку
современные ученики должны быстро адаптироваться в современном мире, необходимо в
процессе работы учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в
развитии. Дети являются активными участниками учебного процесса.
Итог:
Систематическую работу над техникой чтения и формирование навыка беглого чтения, на
мой взгляд, переоценить трудно. В результате рассмотренных и используемых мною
приемов и методов работы у детей постепенно начинает сниматься трудность в чтении,
страх, неуверенность в себе. Дети воспринимают многие приемы, как игру, а не как
сложную учебу. Постепенно дети начали приобретать любовь к чтению. Как радостно,
когда твой ученик с гордостью говорит: «А мне так понравилось читать!» или «А читать,
оказывается, весело!».
Посредством такой работы дети не только приобретают любовь к чтению, но и эта работа
соединяет детей, учителя и родителей в достижении общей цели. Дети постепенно
включаются в самостоятельную работу и улучшают свой результат. Приобретение
учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения дает определенные
гарантии в том, что дети не будут отставать в учебной деятельности, что позволит
сохранить в среднем звене качественную успеваемость.
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что перечисленные мною методы и
приемы, используемые в развитии техники чтения, дают свои положительные результаты.