Напоминание

"Приёмы улучшения техники чтения в начальных классах"


Автор: Николаенко Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ- Лицей
Населённый пункт: город Маркс Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приёмы улучшения техники чтения в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Проектно-исследовательская работа на тему:

«Приёмы улучшения техники чтения в начальных классах»

"Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через

которое дети видят и познают мир и самих себя".

В нашей стране существует закон «Об образовании», в котором чётко прописано, что

ребёнок в начальной школе должен овладеть чтением. И действительно, нет такого

учителя, который не заинтересован в том, чтобы научить всех детей хорошо читать. А

чтобы ребёнок хорошо читал, недостаточно научить его читать целыми словами. Надо

сформировать у него навык чтения, необходимо работать над его техникой чтения.

Актуальность:

Мир сейчас не стоит на месте. Современный человек должен воспринять много

информации. Для этого ему нужно как можно больше читать.

Полноценный навык чтения – это база для орфографически грамотного письма,

дальнейшего обучения всем другим школьным предметам. Это залог успешного учения,

как в начальной школе, так и в средней, основной источник получения информации и даже

способ общения.

Проблема сегодняшних детей состоит в том ю что дети меньше стали читать, пропал

интерес к чтению книг, плохо читают и как следствие из этого они не могут выполнять

задания по предметам . Возникли вопросы : «Как же заставить ребенка слушать, с

помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным, как привить интерес

к чтению, к книге? Как помочь ребятам улучшить технику чтения?» Эта проблема легла в

основу моей исследовательской работы.

Гипотеза:

Я предположила, что улучшить технику чтения помогут специально разработанные для

этого способы и приёмы разных авторов.

Цель исследования: повысить скорость чтения и осознанность., выяснить какие способы

и приёмы работы дадут более высокие результаты .

Задачи исследования:

1.

Изучить и проанализировать состояние проблемы совершенствования техники

чтения у младших школьников. Проанализировать

опыт учителей по совершенствованию техники чтения младших школьников.

2.

Теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить

эффективность программы совершенствования техники чтения у учащихся 1

класса.

3.

Оценить результативность апробируемой программы совершенствования техники

чтения у младших школьников.

Объект исследования: учащиеся моего класса

Основные методы: практический и исследовательский.

Этапы исследования:

1.

Сентябрь 2017 - определение цели и задач исследования; выбор объекта и предмета

исследования; выдвижение основной гипотезы исследования; изучение научной

литературы, диссертационных работ по теме исследования; выявление

теоретической основы формирования техники чтения у младших школьников.

2.

Октябрь 2017 г. - выбор методов и методик выявления уровня адаптации младших

школьников; первичный срез по определению уровня техники чтения. Обработка и

интерпретация данных. Разработка программы мероприятий.

3.

Октябрь 2017 − февраль 2018 г. − проведение формирующего эксперимента по

разработанной программе и изучение результатов опытно-экспериментальной

работы путем сопоставления данных констатирующего и контрольного

обследования.

4.

Февраль 2018 – май 2018 гг. − анализ, обработка, систематизация и обобщение

результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования.

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению – одна из

главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение,

по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов и психологов играет

огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека

В процессе наблюдения за учащимися выявила, что некоторые не способны воспринимать

должный объём информации, у них наблюдается неустойчивое внимание, малый запас

слов, не все умеют читать про себя, допускают ошибки при чтении, слабо развит

артикуляционный аппарат. Задавшись вопросом, каким образом возможно сформировать

навык чтения, который в дальнейшем обеспечит успешное обучение, была изучена и

проанализирована психолого – педагогическая литература по данной проблеме.

Практическая часть

Так как техника чтения складывается из 5-и компонентов, то работа соответственно

должна вестись в каждом направлении:

1.

Способ чтения

Известны 5 основных способов чтения:

1.побуквенный

2.отрывное слоговое

3. плавное слоговое

4.плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов

5.чтение словами и группами.

2.

Правильность :

Специальный режим чтения:

1) Каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки,

заучивание наизусть стихов и прозы).

2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с

разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух

трудных слов (по слогам, частям, целиком).

3. Осознанность

Проверка осознанности чтения обычно проводится в ходе беседы по прочитанному. При

этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

1 уровень – фактическое содержание.

2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

Чтобы дети научились осознанному чтению необходимо проводить:

- работу с текстом в 3 этапа (до чтения, во время чтения и после чтения);

- работать с новыми словами (школьные словарики, библиотечные…);

- составлять план (простой, цитатный, вопросами…);

- пересказывать (простой и творческий).

4.Темп.

Для повышения скорости чтения необходимо:

1. Уменьшить число остановок глаз;

2. Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

(Одним из средств развития поля зрения являются ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ)

5. Выразительность.

Работа над формированием умения читать выразительно начинается именно в начальной

школе. Наиболее правильно начинать её с формирования трёх умений:

1. Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и

гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации

перечисления, завершения, противостояния.

2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же

их сочетание).

3. Ставить логическое ударение в предложении.

Методы и приемы работы над совершенствованием техники чтения в начальных

классах.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является

целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы над формированием

правильного и осознанного чтения нужно стараться правильно подбирать и использовать

методы и приемы, которые способствуют формированию умения самостоятельно работать

с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно

влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

В работе над совершенствованием техники чтения методической литературой

рекомендуется набор следующих приемов работы:

1.) приемы, направленные на развитие четкости произношения;

2.) приемы, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся

предпосылкой правильного чтения;

3.) приемы, развивающие оперативное поле чтения и память;

4.) приемы, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение

угадывать последующий текст.

В работе над техникой чтения в методической литературе так же рекомендуют

использовать следующие приемы:

1.) чтение за диктором;

2.) чтение в парах, групповое чтение;

3.) чтение с убыстрением темпа;

4.) жужжащее чтение («птичий базар»);

5.) ежеурочные пятиминутки чтения (в режиме жужжащего);

6.) самозамер скорости чтения.

Дети в течение I мин читают текст, подсчитывают количество прочитанных слов

и записывают результат в дневник;

7.) выразительное чтение знакомой части с переходом на незнакомую часть

текста;

8.) чтение в темпе скороговорки;

9.) зрительные диктанты.

Упражнения:

1.

Многократное чтение.

1)Начало текста читает учитель

2)Этот же отрывок читают дети в течение одной минуты (одновременно). Отмечают

карандашом столько, сколько прочитали.

3)Выразительное чтение этого же отрывка. Сравнивают на сколько больше прочитали.

2. Чтение в темпе скороговорки. 30 сек (По Федоренко-Пальченко)

Предназначено для развития артикуляционного аппарата

Требовать четкого прочтения окончаний слов/не проглатывать.

3.

Читаем выразительно с переходом на новую часть текста.

Если ежедневно проводить 3 упражнения, длительность чтения в повышенном темпе

увеличивается.

Методы, которые предлагает Т.А. Рукан, работая в первом классе:

- совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по

слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и

начинают читать целыми словами;

- театр-антракт-театр. Дети выступают в несвойственных им ролях. Лидер

– в роли зайчика, а тихий и застенчивый ребёнок в роли волка. После

театрализации обсуждаем нашу работу, думаем, как лучше сыграть герою: что

получилось, а что не вышло;

- игры на развитие навыка чтения:

Ловушка (хорошо читающий ребёнок читает знакомый текст и заменяет

некоторые слова синонимами, а ученики ищут эту замену),

Прыжки (чтение через слово),

Фотоглаз (на доске столбик слов, которые ученики читают за 1 минуту,

слова закрываются и дети по памяти называют прочитанные слова),

Найди меня (в строчках букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их

нужно найти),

Сканирование (за 30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в

поисках важной информации), чтение слов наоборот,

Счёт слов (на максимальной скорости дети читают текст и одновременно

считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос, на который они

должны ответить после окончания работы.)

Разному виду пересказа помогают памятки.

Результаты работы педагога говорят сами за себя. В первой четверти учебного года была

проведена первая проверка техники чтения. В результате были сделаны следующие

выводы:

- нарушают произношение звуков – 58% учащихся;

- не понимают смысл прочитанного текста – 45%;

- дислексия и искажение слов наблюдается у 75% учащихся;

- отсутствует навык выразительности у 40% учащихся.

В результате итоговой проверки, которая производилась в конце года, была

зафиксирована положительная динамика в скорости чтения и понимании смысла

прочитанного текста, а также заметно уменьшилось количество детей, допускающих

ошибки при проверке техники чтения:

- нарушают произношение звуков – 20% учащихся;

- не понимают смысл прочитанного текста – 15%;

- дислексия и искажение слов наблюдается у 35% учащихся;

- отсутствует навык выразительности у 10% учащихся.

Педагог отмечает формирование у школьников умения самостоятельной учебной

деятельности, в чём и состоит деятельностный характер обучения. Поскольку

современные ученики должны быстро адаптироваться в современном мире, необходимо в

процессе работы учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в

развитии. Дети являются активными участниками учебного процесса.

Итог:

Систематическую работу над техникой чтения и формирование навыка беглого чтения, на

мой взгляд, переоценить трудно. В результате рассмотренных и используемых мною

приемов и методов работы у детей постепенно начинает сниматься трудность в чтении,

страх, неуверенность в себе. Дети воспринимают многие приемы, как игру, а не как

сложную учебу. Постепенно дети начали приобретать любовь к чтению. Как радостно,

когда твой ученик с гордостью говорит: «А мне так понравилось читать!» или «А читать,

оказывается, весело!».

Посредством такой работы дети не только приобретают любовь к чтению, но и эта работа

соединяет детей, учителя и родителей в достижении общей цели. Дети постепенно

включаются в самостоятельную работу и улучшают свой результат. Приобретение

учащимися необходимой для успешного обучения техники чтения дает определенные

гарантии в том, что дети не будут отставать в учебной деятельности, что позволит

сохранить в среднем звене качественную успеваемость.

По результатам мониторинга можно сделать вывод, что перечисленные мною методы и

приемы, используемые в развитии техники чтения, дают свои положительные результаты.



В раздел образования