Автор: Углов Иван Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приемы обеспечения здоровьесберегающего сопровождения младших школьников"
Раздел: начальное образование
Методы и приемы обеспечения здоровьесберегающего
сопровождения младших школьников
Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения
и
развития
в
школьном
возрасте.
Уровень
и
качество
психологического
здоровья
характеризуются
показателями
социальной,
социально-
психологической
и
индивидуально-психической
адаптации
личности.
Психология
здоровья
ставит
в
центр
своего
рассмотрения
здорового
человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его
психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии
патогенных факторов окружающей среды.
Проанализировав
педагогическую
литературу
(С.В.
Бутова,
Н.К.
Смирнов),
мы
пришли
к
выводу,
что
использование
приёмов
здоровьесберегающих
технологий
в
учебном
процессе
должно
вестись
в
следующих направлениях:
I. Физическое развитие (зарядка, физкультминутки).
I I .
О р г а н и з а ц и я
у р о к о в
с
и с п о л ь з о в а н и е м
п р и ё м о в
здоровьесберегающих технологий.
III. Работа с родителями. Внеклассная работа (туристические походы;
экскурсии;
участие
в
спортивных
соревнованиях;
спортивные
секции,
кружки,
бассейн;
досуговые
оздоровительные
мероприятия
с
участием
родителей; беседы; конкурсы рисунков).
Рассмотрим данные направления поэтапно.
I. Физическое развитие.
1.
Зарядка. Это
то,
с
чего
начинается
каждый
учебный
день.
В
комплексы
утренней
гимнастики
должны
включаться
традиционные
упражнения, пальчиковая гимнастика и упражнения для глаз.
2.
Физкультминутки. Для повышения умственной работоспособности
детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия
мышечного статического напряжения проводятся физкультминутки примерно
1
через 10–15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного
утомления у большинства учащихся класса.
Предлагаются
несколько
видов
физкультминуток,
чаще
всего
используются
стихотворные
тексты
при
выполнении
упражнений
на
расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса и т.д.). Нередко
физкультминутки
проводятся
с
учётом
специфики
предмета,
зачастую
с
музыкальным
сопровождением,
элементами
самомассажа
и
другими
средствами, помогающими ученикам восстановить работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток включаются упражнения по
формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, ног, релаксационные
упражнения для мимики лица, потягивание. Физкультминутки проходят в
светлом, чистом, хорошо проветренном помещении.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток –
положительный эмоциональный фон.
Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая
одолжение учителю, не даст желаемого результата.
II.
Организация
уроков
с
использованием
здоровьесберегающих
технологий.
Рациональная
организация
урока
-
важная
составная
часть
здоровьесберегающей
работы
школы.
При
рациональной
организации
учебного процесса учитывается:
– объём учебной нагрузки;
–
количество
уроков
и
их
продолжительность,
включая
затраты
времени на выполнение домашних заданий;
– нагрузка, связанная с дополнительными занятиями в школе;
– время на занятия активно-двигательного характера: уроки физической
культуры, спортивные мероприятия и т.п.
От
соблюдения
гигиенических
и
психолого-педагогических
условий
проведения
урока
во
многом
зависит
состояние
школьников
в
процессе
учебной деятельности.
2
1.
Организационный
момент. Основная
задача
–
положительный
эмоциональный настрой учащихся на учебный процесс.
2 . В содержании
урока использую
приёмы
здоровьесберегающих
технологий, которые наиболее приемлемы в условиях традиционной школы:
смена позы на уроке, упражнения ритмирования и ориентировки, релаксация,
дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки.
Смена позы на уроке. Ребёнку невероятно трудно высидеть 40 минут
практически в одной позе. Поэтому предлагается ученикам периодически
слушать или читать стоя. Данный приём не занимает много времени (1–2
минуты), учебный процесс не нарушается, при этом меняется положение
позвоночника, улучшается кровообращение и, как следствие, повышается
работоспособность.
Упражнения
ритмирования. Перед
сложным
этапом
урока
важно
сконцентрировать внимание ребят.
В этом случае очень помогают упражнения ритмирования. Ученики,
стоя или сидя, хлопают в ладоши, повторяя ритм, предложенный учителем, а
затем приступают к выполнению задания. Упражнение занимает не более
одной
минуты,
при
этом
хлопки
способствуют
интенсивному
кровообращению
пальцев
рук,
включается
непроизвольное
внимание,
которое сохраняется на протяжении нескольких минут.
Упражнения
ориентировки. Данные
упражнения
способствуют
развитию
пространственных
ориентировок,
зрительно-моторной
координации,
внимания,
повышению
двигательной
активности
и
включённости в учебную деятельность. В качестве примера предлагается
работа с карточками, расположенными на стенах классной комнаты. На них
изображены предметы, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и
т.д.
По просьбе учителя дети встают и выполняют различные задания:
отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят
3
изображения предметов, в названии которых есть нужный звук; отыскивают
«спрятавшиеся» цифры.
Говоря о здоровьесберегающей технологии, необходимо упомянуть о
психологической стороне учебного процесса. С началом обучения в школе у
большинства
детей
проявляются
различные
поведенческие
особенности:
страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и др.
Для устранения этих реакций используется игровая психокоррекция, которая
проводится на уроках (в конце урока, когда выполнена учебная программа)
или после уроков в группе продлённого дня, на переменах.
О бъ ё м домашнего
задания и
его
сложность
надо
соизмерять
с
возможностями
каждого
ученика.
Опыт
показывает:
если
ребёнок
не
справился с домашним заданием несколько раз, у него пропадает интерес к
учёбе.
Поэтому
следует
предлагать
детям
разноуровневые
задания
и
оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.
В содержании любого урока можно использовать задания с элементами
здоровьесберегающего
характера.
Они
повышают
интерес
учащихся
к
физкультуре и здоровому образу жизни. К примеру, на уроке русского языка в
3-м классе можно предложить ребятам составить предложения со словами
«спорт»,
«лыжная
прогулка»,
«настроение».
А
занимаясь
темой
«Имена
прилагательные
–
антонимы»,
дать
задание
выбрать
слова,
которые
характеризуют здорового человека, и подобрать к ним антонимы (сутулый –
статный, слабый – сильный, неуклюжий – ловкий, бледный – румяный и т.д.).
В своих сочинениях ребята с удовольствием рассказывают о том, как
они занимаются в спортивных секциях, участвуют в соревнованиях. На таких
уроках
предлагаются
вопросы,
которые
помогают
учащимся
осознать
ценность здоровья, вызывают сохранить и укрепить его.
В направлении сбережения здоровья детей учитель тесно сотрудничает
с
психологом
школы.
Укрепление
здоровья
школьников
–
это
снижение
психоэмоционального напряжения, стресса и тревожности.
4
С этой целью психолог регулярно проводит тренинги с учащимися с
ослабленным
здоровьем.
Целью
данных
занятий
является
создание
эмоционального комфорта, доверительных отношений, принятие правил и
условий
работы
в
группе.
На
занятиях
дети
обучаются
ритуалам
приветствия,
прощания,
обсуждали
события
прошедших
дней.
На
этих
занятиях активно используется творческий подход. Например, в игре «Мы
растим цветок здоровья» дети на листке ватмана в лепестках цветка рисуют,
что нужно делать для укрепления здоровья.
III.
Организация
работы
с
родителями,
внеклассной
работы
с
использованием приёмов здоровьесберегающих технологий.
Немаловажное
место
в
реализации
здоровьесберегающего
обучения
занимает
внеклассная
работа
с
детьми
и
привлечение
к
ней
родителей
учащихся.
Ценность
здоровья
ребёнка,
необходимость
его
сохранения
и
укрепления
должна
осознаваться
каждым:
учителем,
самим
учеником,
родителями. Проблемы здоровьесбережения нужно решать комплексно.
5