Автор: Джатдоева Фатима Ханафиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ пос. Правокубанский"
Населённый пункт: пгт. Правокубанский
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "СВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ДЕЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОМ УМНОЖЕНИЯ"
Раздел: начальное образование
Тема урока: « СВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ДЕЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОМ УМНОЖЕНИЯ»
Цель
урока:
познакомить
с
приемом
деления,
основанным
на
взаимосвязи
между
компонентами
и
результатом
умножения.
Задачи урока:
1.
Обучающие: создание условий для деятельности детей по овладению умением выполнять деление, основанное на
связи между компонентами и результатом умножения, развитие умения моделировать с помощью схематических
рисунков и записывать действия умножения и деления, умения выполнять устные и письменные вычисления
изученных видов в пределах 100, использовать терминологию при чтении и составлении математических равенств,
умения решать составные текстовые задачи.
2.
Развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов, внимания, связной речи, мелкой моторики рук.
3.
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, создание благоприятной психологической обстановки для
возможности раскрытия потенциала каждого ученика
4.
Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат,
планировать свою работу, определять задачу урока, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять
задания творческого и поискового характера.
Оборудование: презентация урока, созданная средствами Power Point, карточки для индивидуальной работы, листы для
рефлексии, «светофоры» для самооценки и взаимооценки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действия
умножения и деления; выполнять устные и письменные вычислительные приемы изученных видов в пределах 100,
использовать терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и
поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формиро-
вание УДД
Время
1
2
4
5
6
I.
Организация
начала урока
1.
Эмоциональный настрой
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Повернитесь и поздоровайтесь с ними.
Ученики
улыбаются
друг
другу.
2 мин.
Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы
улыбнитесь друг другу.
- Закройте глазки. Представьте себя красивым
цветком, который растет на большой поляне, и
теплый летний ветерок играет с его лепестками.
Красивое
солнышко
украшает
цветок
блеском
золотистого
цвета.
Сделайте
глубокий
вдох
и
выдох. Я вам желаю удачной работы.
2.
Оформление тетрадей
Оформляют тетради
II.
Актуализация
знаний
1.
Индивидуальная работа
(раздать 9 ученикам
карточки)
2.
Логическая разминка
- У Васи есть деньги ровно на 1 пирожок. На 2 пирожка
ему
не
хватает
1
рубля.
Сколько
денег
у
Васи?
(1 рубль)
- Кладоискатели (слайд 2)
3.
Работа над задачами (слайд 3)
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько ног у пяти воробьев?
- Сколько ног у семи петухов?
- В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра.
Сколько всего детей в семье?
- Какие цифры могут сказать про себя: «Повернёшь
меня вверх(вниз)головой и стану цифрой я другой»?
- Ваня любит витамины. Он купил 2 апельсина, 10
яблок, 2 банана. Всё в порядке у Ивана. Половину
фруктов кушать он не будет, другу дать не позабудет.
Сколько каждый фруктов съест? (слайд 4)
- Зачем нужно кушать фрукты?
- Что вы скажете о Ване? (Хороший друг)
Дети
решают
пример
и
выбирают правильный ответ
Дети решают задачу
Умение
строить
рассуждение
в
форме
простых
суждений
Осознание,
исследование
и
принятие
жизненных
ценностей
8 мин
1
2
4
5
6
III.
Самоопределение
к деятельности
На доске:
4·2=8 2·3=6
Моделирование
содержания
3 мин
-
Прочитайте
равенства,
называя
компоненты
умножения.
-
Подберите
к
этим
равенствам
по
2
выражения,
используя деление.
-
Какое
правило
вы
использовали
при
составлении
выражений? (Если произведение разделить на один из
множителей, то получится другой множитель)
- Сформулируйте задачу урока. (слайд 5)
Н а з ы в а ю т
р а в е н с т в а ,
и с п ол ь зуя
ко м п о н е н т ы
умножения, подбираю к ним
р и с у н к и ,
с о с т а в л я ю т
выражения на деление.
П о в т о р я ю т
п р а в и л о
о
взаимосвязи
множителей
и
произведения.
Формулируют задачу урока
( Н а у ч и т ь с я
д е л и т ь ,
используя умножение)
изучаемого
Постановка
задачи урока
IV.
Работа
по
теме
урока
1.
Работа по учебнику. Изучение нового материала
С. 73 № 1
-
Рассмотрите 1
столбик
примеров.
Используя
произведение, найдите частное. Коллективная работа
Аналогичная работа – 2 столбик.
3 столбик – работа в парах.
Вывод:
если
произведение
разделить
на
один
из
множителей, то получится другой множитель. (слайд 5)
Произведение двух чисел 4 и
3
р а в н о
1 2 .
Д е л и м
п р о и з в е д е н и е
1 2
н а
1
множитель
4,
получаем
2
множитель 3. Делим 12 на 2
множитель3
,
получаем
1
множитель 4.
Развитие
уме-
ния
сл ы шат ь ,
слушать,
пони-
мать
партнера,
контролировать
действия
друг
друга
10мин
1
2
4
5
6
2.
Закрепление нового материала
- Используя произведение, найдите частное
-
Поднимите
руку,
кто
самостоятельно
может
справиться с заданием? (Остальные работают у доски)
8·3=24 10·4=40 3·5=15
24:8= 40:10= …
24:3= … …
Самопроверка. Самооценка (!, +, -)
У ч а щ и е с я
в ы п о л н я ю т
задание самостоятельно
Проверяют себя и оценивают
свои знания
Умение
соотносить свои
способности
с
предстоящей
работой
К о н т р о л ь
и
коррекция своих
действий.
Самооценка
успешности
усвоения
V.
Физкульт-
минутка
«Хомка»
- Что можно сказать о Хомке ? (думает о своем
здоровье)
В ы п о л н я ю т
д в и ж е н и я ,
повторяя за учителем
Осознание,
исследование
и
принятие
жизненных
ценностей
2 мин
1
2
4
5
6
VI.
Закрепле-ние
ранее
и з у ч е н -
ного материала
1. Работа по учебнику
С. 73 задача № 4
В киоске за день продали 50 тетрадей, а осталось на 27
тетрадей меньше, чем продали. Сколько всего тетрадей
было в киоске до продажи?
- Что известно в задаче? (На доске составляется краткая
запись)
- Известно сколько осталось тетрадей? Как это записать?
- Что нужно узнать?
ПРОДАЛИ – 50 т. БЫЛО -?
ОСТАЛОСЬ - ?, на 27 т. М.
- Повторите задачу по краткой записи.
- Сколько знаков вопроса в краткой записи? Что это
значит?
- Посмотрите по сторонам. На стенах нашего класса
найдите верный план решения задачи.
Поднимите руку, кто может самостоятельно решить
задачу.
С остальными коллективная работа. Анализ задачи и ее
решение.
1)
50-27=23 (т.) – осталось;
2)
50+23=73 (т.) – было.
Ответ: 73 тетради
Дети читают задачу.
Анализ задачи.
П о вт о р е н и е
з а д ач и
п о
краткой записи.
Д е т и
в ы б и р а ю т
п л а н
решения задачи.
Анализ
объектов с
выделением
существенных и
несущественны
х признаков
Умение
соотносить свои
способности
с
предстоящей
работой
15 мин
1
2
4
5
6
Самостоятельная работа с. 73 №5
- Какую форму записи следует выбрать, чтобы быстро
Дети
решают
примеры
в
Выбор
наибо-
лее
эффектив-
выполнить решение? (столбиком)
Самопроверка
Самооценка (!, +, -)
С. 73 № 6 – самостоятельная работа
Самопроверка
2.Работа в группах (по карточкам)
Расскажите, что вы знаете о квадрате, его сторонах,
углах. Объясните, как по-разному ученики находили
периметр этого квадрата:
1 группа:
Р = 3+3+3+3=12 (см)
Ответ: 12 см
Р=3·4=12 (см)
Ответ: 12 см
2 группа:
Р = 5+5+5+5=20 (см)
Ответ: 20 см
Р = 5·4=20 (см)
Ответ: 20 см
столбик
Проверка по образцу
Коррекция
и
оценка
своих
действий
Дети работают в группах
ного
с п о с о б а
решения
К о н т р о л ь
и
коррекция своих
действий.
Самооценка
успешности
усвоения
Умение
слышать,
слушать,
планировать
и
выполнять
совместную
деятельность,
вести
дискуссию,
правильно
выражать
свои
мысли
1
2
4
5
6
VII.
Рефлексия
5·4=
20:
=5
:4=5 4·5=
Самопроверка по образцу
Самооценка
- Что же такое рефлексия?
Где нам об этом узнать? (толковый словарь)
Подскажите, как пользоваться словарем?
Самостоятельная
работ а
учащихся
К о н т р о л ь
и
коррекция своих
действий.
Самооценка
успешности
усвоения
3 мин
Рефлексия – размышление о своём внутреннем
состоянии, самоанализ.
VIII.
Подведение
итогов
Какое
правило
нам
помогло
решать
примеры
на
деление?
Как связаны между собой произведение и множители?
Всё ли было понятно вам сегодня на уроке?
Кому необходима помощь?
Кто смог найти решение сложных задач?
Какое задание вам показалось особенно сложным?
1 мин
IX.
Домашнее
задание
Учебник с. 73 № 3, № 8
1 мин
КАРТОЧКА
1.
Измерьте стороны квадрата.
2.
Расскажите, что ты знаешь о квадрате, его сторонах, его
углах.
3.
Объясните, как по-разному можно найти
периметр
этого квадрата.
КАРТОЧКА
1.
Измерьте стороны квадрата.
2.
Расскажите, что ты знаешь о квадрате, его сторонах, его
углах.
3.
Объясните , как по-разному можно найти
периметр
этого квадрата.