Автор: Бабаян Маргарита Эдуардовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1947
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные аспекты социально - коммуникативного развития детей 5-6 лет"
Раздел: дошкольное образование
Актуальные аспекты социально - коммуникативного
развития детей 5-6 лет.
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных
направлений развития ребенка в дошкольном возрасте.
По словам В.А .Сухомлинского: " Ребенок по своей природе исследователь,
открыватель мира так пусть перед ним открывается мир в живых красках,
ярких звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через
сказку, игру, через неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу
ребенка.
Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа
дошкольной жизни ребенка. Поэтому эмоциональное развития старших
дошкольников является актуальной потому и играет важную роль в жизни
каждого человека. Вопросом эмоционального развития занимались многие
педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают
оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом
для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой
творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления.
Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или
вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Если посмотреть на нашу
современную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше
отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Эмоции как компонент социально - коммуникативного развития помогает
ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря
эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение,
избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных
обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только
изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции
«рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире
ребенка.
В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социально
-коммуникативного развития - от самооценки, самовосприятия,
самоутверждения до самосознания, социальной ответственности,
потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя
самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в
нем.
Социально - коммуникативное развитие ребёнка - дошкольника – явление
многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов:
наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды,
окружающей его, собственной деятельности и игры.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально
развитые личности, обладающие интеллектуальными, психологическими и
социокультурными знаниями и навыками.
Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать
коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления,
активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть
соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным
состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу!
Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма,
стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в
дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется
высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем
образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали,
что высокий уровень социально - коммуникативного развития дошкольника
взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения
ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. Недостаточно развитая
социально-коммуникативная сфера приводит к трудности общения ребенка с
семьей, взрослыми и сверстниками.
Таким образом, следует отметить, что социально - коммуникативное развитие
подразумевает комплекс знаний и умений, которые приобретаются приемами
общения с окружающим миром.
Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –
результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не
понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми
он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить
асоциальный характер.