Автор: Гребенникова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Проектно - исследовательский урок по русскому языку
Тема: " Сложные слова"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 »
Конспект урока по русскому языку
«Сложные слова»
УМК « Перспектива» 3 класс
Учитель начальных классов:
Гребенникова Н.В.
г. Мичуринск
2017
Тема урока: «Сложные слова». УМК « ПЕРСПЕКТИВА»
Цель урока: сформировать представление о сложных словах и способе их
образования .
Задачи:
Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом
их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать
навыки
проектно
-
исследовательской
деятельности,
обогащать
письменную
и
устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
Проблемный.
Проектно – исследовательский.
Информационно-коммуникативный.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Формирование УУД.
Личностные:
-обладать мотивационной основой учебной деятельности;
-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Регулятивные:
-ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
-проводить сравнение и классификацию;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий.
Коммуникативные:
-вступать в диалог, сотрудничать, договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности.
Предметные:
-уметь образовывать сложные слова, различать их от обычных слов.
Материал к уроку:
1)
электронное приложение к учебнику;
2)
карточки ( образцы разбора слов для самопроверки, эталоны);
алгоритм разбора слов;
3)
иллюстрации ; картинки;
4)
этимологические словари; энциклопедии;
5)
карточки с заданиями для индивидуальной работы и для работы в
группах.
Ход урока.
1.Мотивация ( самоопределение) к деятельности.
Прозвенел для нас звонок-
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи старание.
Помоги нам потрудиться.
Мы пришли сюда учиться.
-Мы пришли учиться, узнавать новое.
-Для чего это нужно? ( Чтобы расширять свой кругозор, чтобы быть умнее,
грамотнее…)
Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Классная работа.
Словарь и чистописание. Слайд2-3
Что это на экране? ( словосочетания) Что такое словосочетания?
На экране: далеко на в_сток, выследил м_дведя, поредел б_резняк, написал в
т_традь, окраина г_р_да.
- Назовите орфограммы. Объясните их написание. Непроверяемая гласная.
Нужно запомнить.
- Какие буквы были пропущены? (еее ооо)
Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем в
тетрадях.
Каллиграфическая минутка еее ооо
2. Повторение пройденного материала ( работа по группам по карточкам
– заданиям) Слайд 4-6
1 группа – 1 карточка ( слабые дети)
1.Восстановить алгоритм разбора слова. ( все слова перепутались)Дети
думают ,обсуждают в группе, затем 2 ученика работают у доски.
Проверяем порядок разбора слова.
На доске восстановить алгоритм разбора слова по составу:
1.Измени слово и найди окончание.
2.Подбери родственные слова, выдели корень.
3. Найди приставку в слове.
4.Найди суффикс.
5.Составь схему слова, используя условные обозначения.
2 группа -2 карточка
Прочитайте девиз.
Значение какого слова вам не понятно?
Дайте характеристику этому предложению. Найдите значение слова
впрок в этимологическом словаре.
По интонации какое это предложение? (восклицательное)
По цели высказывания? (побудительное)
К чему нас побуждает?(к действию) ( быть активными.)
Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся
дружок!» ( на пользу)
Впрок – на пользу.
Дети работают в группе, затем ученик характеризует это предложение для
всего класса.
3 группа – 3 карточка
Подобрать слова к схемам.
Что вы видите?( Схемы слов).
Что можно сделать? (назвать способ образования слов, подобрать слова к
указанной схеме)
Подберите слова с корнем –ход-(самостоятельно,записать)
Что можно сказать про эти слова? ( Что они однокоренные)
Запишите слова по каждой схеме
Докажите свой выбор. Что значит доказать – РАЗОБРАТЬ слово по составу.
(Выход, ходики, походка.)
Группы отчитываются о своей самостоятельной работе.
3 . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном
действии.
Отгадайте загадку.
На дорогу, поле, лес
Звезды падали с небес,
Собирал я их, ребята,
Целый день большой лопатой.
Сколько же дела зимой для лопат!
Им отдыхать не дает……..( Снегопад)
Запишите только отгадку
Разберите его по составу.
Выявление места и причины затруднения
Где возникло затруднение?
Чего мы не знаем? (Как образуются эти слова)
Какую цель поставите перед собой? (узнать)
Слова эти какие? (сложные)
Так о чем сегодня будем говорить на уроке? Какую поставим цель перед
собой? (о сложных словах, узнать о новом способе образования слов)
7 слайд
Тема урока: « Сложные слова»
Я предлагаю вам план исследования (висит на доске )и у детей на партах.
Прочитайте.
План исследований.
1.
Как образуются слова
2.
При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
3 Какую роль играют сложные слова в речи?
4 Составление схемы сложных слов.
-
Чтобы
ваши
исследования
прошли
успешно,
какими
нужно
быть?
(активными, внимательными, помогать друг другу)
8-й слайД
Изучение нового материала.
1) Исследование №1. Образование сложных слов.
- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)
- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)
- А какое слово в математике имеет такой же корень, как и слово сложные?
(сложение)
- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги,
слова в предложения, предложения в текст)
На доске появляется запись: (слайд 8)
-нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-,
- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)
- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)
- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их
записать в тетрадь.)
Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик,
носы, рога, рожок, сварит,)
- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)
- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)
-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)
-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)
Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав.
Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы.
Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на
носу рог) (слайд 8).
- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили
две основы)
-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар)
-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)
Тогда в слове снегопад
-Какой
вывод
мы
можем
сделать?
Как
образуются
сложные
слова?
(СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ)
отметить в
листе исследования
СЛАЙД-9
Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.
-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в
сложных словах?)
- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.
- Выделите в словах самовар и носорог корни. ( сам, вар, нос, рог )
- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая,
соединительная)
- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах,
называется соединительная гласная.
-Как образовались слова кашевар, пылесос? ( пыль+сосёт, каша+варит)
Запишите слова, выделив в них корни и основы. Какие соединительные
гласные в этих словах?
(е, о)
- Итак, отметим это в «Листе исследований»
10-й слайд
Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.
-Прочтите следующий пункт нашего плана.( какую роль играют сложные
слова в речи?)
Вернёмся
к
нашему
слову
в
котором
у
нас
возникло
затруднение
снегопад(выпадение снега в большом количестве)
-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)
-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют
для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или
словосочетание)
- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».
Физкультминутка. Карлики-Великаны.
Дети выполняют упражнения , и проводится игра
Затем учитель называет слова, если слово сложное, они хлопают, если нет-
топают.
Малина, сказка, пулемёт, садовод, дымоход, хоровод, сосна.
Формулировка правила.
-Давайте обобщим всё, что мы узнали.
-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова , образованные сложением
основ.
Корни
в
сложных
словах
могут
соединяться
при
помощи
соединительных гласных о. е и без них )
11-й слайд
- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.119
- Прочитайте это правило с удивлением.
- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что
такое «сложные слова».
Закрепление изученного.
На этапе закрепления каждая группа защищает проект « Что такое
сложные слова, как они образуются?»
1 группа выполняют Упражнение 213 стр.119 по образцу ( для более
слабых учеников)
2 группа работает по заданию .
Из частей слов составить сложные слова с О и Е и наклеить их на
ватман. ( на столе слова, ватман, клей - карандаш, ножницы, и
соединительные гласные) Ребята распределяют между собой работу,
кто что будет делать: кто- то отбирать корни, кто -то составлять из них
слова, а кто- то наклеивать их в нужный столбик, с учетом
соединительной гласной)
Водовоз Пешеход
Утконос змеелов
Рыболов кашевар
Звездопад вездеход
3 группа - Работа с этимологическим словарём.
Что это за животное УТКОНОС? Представление презентации
( домашняя заготовка)
Утконос – это тоже сложное слово, которое образовалось от слов УТКА и
НОС и мы расскажем ,что же оно обозначает:
УТКОНОС – млекопитающее, отряда однопроходных , единственный вид
семейства. Длина тела до 45 см, хвоста до 15 см. Голова заканчивается
"утиным клювом", который представляет собой морду ,в форме клюва - орган
осязания и добычи пищи (мелкие водные животные). Лапы с перепонками.
Обитает по берегам водоемов в Австралии и на Тасмании. Самка
откладывает яйца в нору. Был объектом промысла (мех).
Исследование
4
Составление
схемы
подсказки
для
оформления
орфограммы « Сложные слова».
На доске составить схему .
12-й слайд
Рефлексия деятельности( итог урока).
Пришло время подводить итоги.
-С какими словами познакомились сегодня на уроке? ( Со сложными
словами)
Игра «Да -нетка»
-Сложные слова-это все длинные слова? ( Нет)
-Сложные слова образуются путём соединения двух корней? ( Да)
Соединяют корни соединительные гласные а и е? ( Нет)
-Соединяют корни соединительные гласные о и е? ( Да)
Оцените свою работу .
Дети в тетрадях на полях оценивают свою познавательную деятельность на
уроке. ( Восклицательный знак-если всё удалось, плюс -если недостаточно
хорошо поняли тему, минус - если много непонятного)
Записывается домашнее задание: с.119 упр. 213.
По желанию предлагается выполнить творческое задание: составить
кроссворд на тему «Сложные слова», сочинить сказку, придумать
несуществующее животное, название которого сложное слово, нарисовать
рисунок.