Напоминание

" Сложные слова"


Автор: Гребенникова Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: Проектно - исследовательский урок по русскому языку
Тема: " Сложные слова"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 »

Конспект урока по русскому языку

«Сложные слова»

УМК « Перспектива» 3 класс

Учитель начальных классов:

Гребенникова Н.В.

г. Мичуринск

2017

Тема урока: «Сложные слова». УМК « ПЕРСПЕКТИВА»

Цель урока: сформировать представление о сложных словах и способе их

образования .

Задачи:

Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом

их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать

навыки

проектно

-

исследовательской

деятельности,

обогащать

письменную

и

устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

Проблемный.

Проектно – исследовательский.

Информационно-коммуникативный.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Формирование УУД.

Личностные:

-обладать мотивационной основой учебной деятельности;

-использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности

учебной деятельности.

Регулятивные:

-ставить цели, позволяющие решать учебные задачи;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-проводить сравнение и классификацию;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий.

Коммуникативные:

-вступать в диалог, сотрудничать, договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности.

Предметные:

-уметь образовывать сложные слова, различать их от обычных слов.

Материал к уроку:

1)

электронное приложение к учебнику;

2)

карточки ( образцы разбора слов для самопроверки, эталоны);

алгоритм разбора слов;

3)

иллюстрации ; картинки;

4)

этимологические словари; энциклопедии;

5)

карточки с заданиями для индивидуальной работы и для работы в

группах.

Ход урока.

1.Мотивация ( самоопределение) к деятельности.

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться.

Мы пришли сюда учиться.

-Мы пришли учиться, узнавать новое.

-Для чего это нужно? ( Чтобы расширять свой кругозор, чтобы быть умнее,

грамотнее…)

Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Классная работа.

Словарь и чистописание. Слайд2-3

Что это на экране? ( словосочетания) Что такое словосочетания?

На экране: далеко на в_сток, выследил м_дведя, поредел б_резняк, написал в

т_традь, окраина г_р_да.

- Назовите орфограммы. Объясните их написание. Непроверяемая гласная.

Нужно запомнить.

- Какие буквы были пропущены? (еее ооо)

Эти буквы нам сегодня пригодятся на уроке. Давайте их пропишем в

тетрадях.

Каллиграфическая минутка еее ооо

2. Повторение пройденного материала ( работа по группам по карточкам

– заданиям) Слайд 4-6

1 группа – 1 карточка ( слабые дети)

1.Восстановить алгоритм разбора слова. ( все слова перепутались)Дети

думают ,обсуждают в группе, затем 2 ученика работают у доски.

Проверяем порядок разбора слова.

На доске восстановить алгоритм разбора слова по составу:

1.Измени слово и найди окончание.

2.Подбери родственные слова, выдели корень.

3. Найди приставку в слове.

4.Найди суффикс.

5.Составь схему слова, используя условные обозначения.

2 группа -2 карточка

Прочитайте девиз.

Значение какого слова вам не понятно?

Дайте характеристику этому предложению. Найдите значение слова

впрок в этимологическом словаре.

По интонации какое это предложение? (восклицательное)

По цели высказывания? (побудительное)

К чему нас побуждает?(к действию) ( быть активными.)

Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно в работу включайся

дружок!» ( на пользу)

Впрок – на пользу.

Дети работают в группе, затем ученик характеризует это предложение для

всего класса.

3 группа – 3 карточка

Подобрать слова к схемам.

Что вы видите?( Схемы слов).

Что можно сделать? (назвать способ образования слов, подобрать слова к

указанной схеме)

Подберите слова с корнем –ход-(самостоятельно,записать)

Что можно сказать про эти слова? ( Что они однокоренные)

Запишите слова по каждой схеме

Докажите свой выбор. Что значит доказать – РАЗОБРАТЬ слово по составу.

(Выход, ходики, походка.)

Группы отчитываются о своей самостоятельной работе.

3 . Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном

действии.

Отгадайте загадку.

На дорогу, поле, лес

Звезды падали с небес,

Собирал я их, ребята,

Целый день большой лопатой.

Сколько же дела зимой для лопат!

Им отдыхать не дает……..( Снегопад)

Запишите только отгадку

Разберите его по составу.

Выявление места и причины затруднения

Где возникло затруднение?

Чего мы не знаем? (Как образуются эти слова)

Какую цель поставите перед собой? (узнать)

Слова эти какие? (сложные)

Так о чем сегодня будем говорить на уроке? Какую поставим цель перед

собой? (о сложных словах, узнать о новом способе образования слов)

7 слайд

Тема урока: « Сложные слова»

Я предлагаю вам план исследования (висит на доске )и у детей на партах.

Прочитайте.

План исследований.

1.

Как образуются слова

2.

При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3 Какую роль играют сложные слова в речи?

4 Составление схемы сложных слов.

-

Чтобы

ваши

исследования

прошли

успешно,

какими

нужно

быть?

(активными, внимательными, помогать друг другу)

8-й слайД

Изучение нового материала.

1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень, как и слово сложные?

(сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги,

слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись: (слайд 8)

-нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-,

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их

записать в тетрадь.)

Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик,

носы, рога, рожок, сварит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав.

Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы.

Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на

носу рог) (слайд 8).

- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили

две основы)

-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар)

-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)

Тогда в слове снегопад

-Какой

вывод

мы

можем

сделать?

Как

образуются

сложные

слова?

(СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ)

отметить в

листе исследования

СЛАЙД-9

Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в

сложных словах?)

- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.

- Выделите в словах самовар и носорог корни. ( сам, вар, нос, рог )

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая,

соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах,

называется соединительная гласная.

-Как образовались слова кашевар, пылесос? ( пыль+сосёт, каша+варит)

Запишите слова, выделив в них корни и основы. Какие соединительные

гласные в этих словах?

(е, о)

- Итак, отметим это в «Листе исследований»

10-й слайд

Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( какую роль играют сложные

слова в речи?)

Вернёмся

к

нашему

слову

в

котором

у

нас

возникло

затруднение

снегопад(выпадение снега в большом количестве)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют

для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или

словосочетание)

- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».

Физкультминутка. Карлики-Великаны.

Дети выполняют упражнения , и проводится игра

Затем учитель называет слова, если слово сложное, они хлопают, если нет-

топают.

Малина, сказка, пулемёт, садовод, дымоход, хоровод, сосна.

Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали.

-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова , образованные сложением

основ.

Корни

в

сложных

словах

могут

соединяться

при

помощи

соединительных гласных о. е и без них )

11-й слайд

- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.119

- Прочитайте это правило с удивлением.

- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что

такое «сложные слова».

Закрепление изученного.

На этапе закрепления каждая группа защищает проект « Что такое

сложные слова, как они образуются?»

1 группа выполняют Упражнение 213 стр.119 по образцу ( для более

слабых учеников)

2 группа работает по заданию .

Из частей слов составить сложные слова с О и Е и наклеить их на

ватман. ( на столе слова, ватман, клей - карандаш, ножницы, и

соединительные гласные) Ребята распределяют между собой работу,

кто что будет делать: кто- то отбирать корни, кто -то составлять из них

слова, а кто- то наклеивать их в нужный столбик, с учетом

соединительной гласной)

Водовоз Пешеход

Утконос змеелов

Рыболов кашевар

Звездопад вездеход

3 группа - Работа с этимологическим словарём.

Что это за животное УТКОНОС? Представление презентации

( домашняя заготовка)

Утконос – это тоже сложное слово, которое образовалось от слов УТКА и

НОС и мы расскажем ,что же оно обозначает:

УТКОНОС – млекопитающее, отряда однопроходных , единственный вид

семейства. Длина тела до 45 см, хвоста до 15 см. Голова заканчивается

"утиным клювом", который представляет собой морду ,в форме клюва - орган

осязания и добычи пищи (мелкие водные животные). Лапы с перепонками.

Обитает по берегам водоемов в Австралии и на Тасмании. Самка

откладывает яйца в нору. Был объектом промысла (мех).

Исследование

4

Составление

схемы

подсказки

для

оформления

орфограммы « Сложные слова».

На доске составить схему .

12-й слайд

Рефлексия деятельности( итог урока).

Пришло время подводить итоги.

-С какими словами познакомились сегодня на уроке? ( Со сложными

словами)

Игра «Да -нетка»

-Сложные слова-это все длинные слова? ( Нет)

-Сложные слова образуются путём соединения двух корней? ( Да)

Соединяют корни соединительные гласные а и е? ( Нет)

-Соединяют корни соединительные гласные о и е? ( Да)

Оцените свою работу .

Дети в тетрадях на полях оценивают свою познавательную деятельность на

уроке. ( Восклицательный знак-если всё удалось, плюс -если недостаточно

хорошо поняли тему, минус - если много непонятного)

Записывается домашнее задание: с.119 упр. 213.

По желанию предлагается выполнить творческое задание: составить

кроссворд на тему «Сложные слова», сочинить сказку, придумать

несуществующее животное, название которого сложное слово, нарисовать

рисунок.



В раздел образования