Напоминание

Русская народная сказка как средство развития этимологических представлений у детей


Автор: Дорожкина Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 324
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: Русская народная сказка как средство развития этимологических представлений у детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Русская народная сказка как средство развития этимологических

представлений у детей.

Современные

образовательные

стандарты

диктуют

критически

оценивать те методики, которые, загружая ребенка массой информации. Не

всегда успевая переработать большое количество малопонятных сведений,

ребенок превращается в пассивного поглотителя этой информации. Гораздо

важнее

научить

ребенка

самостоятельно

добывать

ее.

Важна

не

столько

сумма знаний, сколько ключ к их приобретению.

И таким своеобразным ключиком, которым ребенок открывает дверь в

познание,

запускает

механизм

любознательности,

мыслительной

деятельности является этимология – наука о происхождении слов. Ее главный

вопрос – почему так, а не иначе? Отвечая на него, ребенок вовлекается в

ситуацию активного поиска, он учится мыслить, анализировать, выделять

существенные признаки, сопоставлять, делать выводы, умозаключения.

Этимологический

анализ

выступает

как

одно

из

средств,

обеспечивающее осмысленность, прочность запоминания, любознательность,

чутье к языку. Но именно дефицит подобных качеств зачастую характеризует

детей с тяжелыми нарушениями речи.

Поскольку у детей с ОНР наряду с нарушением всех компонентов речи

имеются и нарушения психических процессов, логического мышления и т. д.

– в этой связи интеграция в логопедию элементов этимологии как средства

развития

познавательной

речемыслительной

деятельности,

возможна,

уместна и эффективна. Этимология привлекает, усиливает интерес детей к

слову, обогащает словарь, способствует развитию связной речи, необходимой

для

логического

и

аргументированного

изложения

своих

собственных

суждений.

Поэтому

в

поисках

путей

развития

не

только

речи,

но

и

мыслительной деятельности, интеграция в логопедию такой смежной науки,

как этимология, уместна и возможна. Более того, скромная представленность

в методической литературе явно не соответствует ее богатым возможностям.

В

арсенале

логопеда,

есть

целый

ряд

приемов

для

формирования

этимологических

представлений

у

детей.

Помимо

классиче ских

дидактических приемов, это может быть:

опытно-исследовательскую деятельность;

простейшее

экспериментирование,

например:

«Загадки

трескучего мороза» ( опыты с водой), « Почему Золушку назвали

Золушкой?» ;

разработка и реализация доступных проектов, например: « В

гостях у Бабы Яги», « В каком цветке может жить Дюймовочка»,

«Секреты божьей коровки», «Трава-мурава»;

этимологический комментарий;

этимологические пятиминутки, задачи, викторины;

лингвистические мини-сказки, стихи;

этимологические этюды и т.д.

Особое значение этимологический аспект приобретает при знакомстве

с русскими народными сказками. Трудно найти такого идеального учителя по

формированию этимологических представлений, как сказка. Богатство слов,

обозначений, фразеологизмов говорит о неисчерпаемых возможностях сказки

для развития и обогащения языка. К сожалению в практике работы имеет

место противоречие между большим развивающим потенциалом сказки и

ограниченным

ее

использованием.

На

первое

место

выдвигается

содержательный аспект и это, безусловно, но не менее важны и языковые,

жанровые

особенности.

Имеет

место

противоречие

между

большим

развивающим потенциалом сказки и ограниченным ее использованием. Если

в процессе знакомства со сказками использовать многоаспектный подход, то

сказка

будет

еще

и

являться

средством

поисковой,

речемыслительной

деятельности детей. Вопрос «почему они так называются?», будет только

стимулировать познавательную активность ребенка.

В

русских

сказках

сложился

ряд

образных

выражений,

близких

и

доступных детям. Это так называемые «говорящие» слова. Объяснить их

значение, как правило, не вызывает трудностей у детей: красно солнышко,

красна девица, месяц рогатый и т.д. Для понимания других выражений уже

потребуется ситуация поиска:

Например:

конь

вороной

это

черный,

б л е с т я щ и й ,

ц в е т а

воронова крыла.

Если

внимательно

посмотреть

на

раскрытое

крыло ворона, то бросится

в глаза его иссиня-черный

до

блеска

цвет.

(Оттенки

черного

цвета

можно

рассмотреть

в

процессе

изодеятельности).

Или: травушка-муравушка. Неспроста она

так часто встречается в сказках.

Люди

наделяли

ее

чудодейственными

свойствами. А зеленый цвет называли муравым.

Где растет такая трава, там нет бурьяна, колючек. А есть ли такая трава на

самом деле? Конечно, есть и зовут ее спорыш.

Слушая сказку, дети чаще всего воспринимают имена и прозвища

сказочных персонажей, не задумываясь, почему их так зовут. Полезно не

давать в этих случаях готовой информации, а побудить детей к активному

мыслительному поиску: «Почему их так называют?».

Курочка Ряба - по окраске рябая, т.е. пестрая или

в рябинку (рябь);

сивка Бурка – одновременно

и

сивая

(серая)

и

бурая

(темно-

коричневая) лошадь;

конек-Горбунок – «конек» из-

за

ма л е н ь ко го

роста,

«Горбунок»

из-за

горба

на спине;

Леший – хозяин леса и всех лесных зверей

Кощей

Бессмертный

означает

кость,

очень

костлявое

и

худое

существо;

Змей Горыныч – многоголовый огнедышащий дракон; а- сын горы,

живет в горах, б- «гореть»,

в е д ь

п е р с о н а ж

изрыгает языки пламени;

Ж а р - п т и ц а

сказочная

птица,

о г н е н н а я

п т и ц а ,

олицетворение

огня,

света,

солнца.

Ее

перья

блист ают

с е р е б р о м

и

з о л о т о м ,

крылья

как

языки

огня, глаза как яркие драгоценные кристаллы. Она вылетает и так жарко

становится, как будто зажигаются тысячи огней

Д л я

т о г о ,

ч т о б ы

о с м ы с л и т ь

происхождение

имени

такого

известного

персонажа,

как

Баба

Яга,

можно

привлечь

детей

к

проведению

исследовательских

творческих проектов по типу:

« В гости к Бабе Яге»;

«Почему

избушка

на

курьих

ножках».

Каждое новое слово, с которым ребенок познакомился, желательно

сохранить в памяти и сделать достоянием его собственной речи. Произнести

один раз новое слово мало, его надо произносить как можно чаще, изыскивая

для этого подходящие моменты. Если работать со сказками планомерно, то

желательно

составить

словарь

рекомендуемых

для

объяснения

слов.

Например:

«Колобок» - от слова коло- колесо,

короб – корзинка, лукошко;

пряжен – жарен.

«Царевна-лягушка» – « …дело пытаешь или от дела лытаешь?»,

лытаешь – отлыниваешь;

«… завернул хлеб в ширинку», ширинка- широкое полотенце;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - хоромы- большой зал,

ножи булатные - оружие из стали ( металл) и т.д.

Такой же «Сказочный словарик» очень полезно составлять и для родителей,

в

котором

можно

не

только

объяснить,

но

и

подобрать

занимательный

материал для совместных детско-родительских изысканий.

Очень осторожно нужно подходить к выбору непонятных детям слов:

пояснения нужно давать только тем словам, без которых сказка не может

быть понята. Если, читая сказку первый раз, мы станем объяснять каждое

непонятное детям слово, да еще делать это во время чтения, эмоциональное

воздействие произведения будет фактически сведено на нет. Другое дело –

хорошо

знакомая

сказка.

В

ней

мы

уже

можем

привлечь

детей

и

к

самостоятельному

анализу

и

к

поиску

взаимозависимостей,

не

теряя

познавательного интереса. И если правильно и систематически поддерживать

этот интерес, он становится устойчивым.

Таким образом, при помощи сказки можно заинтересовать детей «игрой

в слова», формировать у них умение слышать слово в слове, и тем самым

способствовать не только развитию речи, словесно-логического мышления,

но и умению тонко и глубоко чувствовать и понимать родной язык.



В раздел образования