Автор: Пудикова Людмила Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №28 "Дельфинчик" Населённый пункт: г. Ступино Московской области . Наименование материала: статья Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким
людям
—
к
матери,
отцу,
бабушке,
дедушке.
Это
корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю
имеет
ближайшее
окружение.
Постепенно
ребенок
знакомится
с
детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и
символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада,
родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем
эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу
по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Он
должен
продумать,
что
целесообразнее
показать
и
рассказать
детям,
особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного
края.
Любой край, область, даже небольшая деревня – неповторимы. В каждом
месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего
материала позволяет формировать у дошкольников представление о том,
чем славен одной край.
Родной
город...
Надо
показать
ребенку,
что
родной
город
славен
своей
историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад.
Внимание
детей
постарше
нужно
привлечь
к
объектам,
которые
расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д.,
рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства
людей.
Диапазон
объектов,
с
которыми
знакомят
старших
дошкольников.
расширяется
—
это
район
и
город
в
целом,
его
достопримечательности,
исторические
места
и
памятники.
Детям
объясняют,
в
честь
кого
они
воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,
своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему
объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился
и
живет.
Для
этого
необходимы
экскурсии
по
городу,
на
природу,
наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,
что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи,
знания
своего
дела.
И
здесь
большое
значение
приобретает
знакомство
детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В
нравственно-патриотическом
воспитании
огромное
значение
имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек,
участников
Великой
Отечественной
войны,
их
фронтовых
и
трудовых
подвигов)
необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина
чтит
своих
героев,
отдавших
жизнь
за
счастье
людей.
Их
имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими
городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом
государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-
патриотического
воспитания
может
видоизменяться
в
зависимости
от
конкретных условий. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть
интернационалистом.
Поэтому
воспитание
любви
к
своему
Отечеству,
гордости
за
свою
страну
должно
сочетаться
с
формированием
доброжелательного
отношения
к
культуре
других
народов,
к
каждому
человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно,
гуманное
отношение
к
людям
разных
национальностей
создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов,
т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в
наши
дни,
когда
среди
какой-то
части
взрослого
населения
возникают
противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском
саду
поддержать
и
направить
интерес
ребенка
к
людям
других
национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о
своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт,
характер труда и т.д.
К
концу
дошкольного
периода
ребенок
должен
знать:
нашу
страну
населяют
люди
разных
национальностей;
у
каждого
народа
свой
язык,
обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и
богат умельцами, музыкантами, художниками .
Планирование
данной
работы
наиболее
целесообразно
по
следующим
темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме
должна
включать
занятия,
игры,
экскурсии,
нерегламентированную
деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Не
менее
важным
условием
нравственно-патриотического
воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В
настоящее
время
эта
работа
актуальна
и
особенно
трудна,
требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма,
гражданственности
не
считаются
важными,
и
зачастую
вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей
требует
от
воспитателя
особого
такта,
внимания
и
чуткости
к
каждому
ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании
кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия
каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа,
воспитывает любовь к Родине.