"Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов, их контроль и организация работы по ликвидации пробелов"
Автор: Свиридова Татьяна Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Светочниковская СОШ Населённый пункт: посёлок Светоч Наименование материала: доклад на МО Тема: "Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов, их контроль и организация работы по ликвидации пробелов" Раздел: начальное образование
организация работы по ликвидации пробелов»
учитель начальных классов
2014-2015 уч.год
В 2011-2012 учебном году введены ФГОС первых классов образовательных
учреждений
страны.
Переосмыслены
цели
и
ценности
современного
начального образования с позиции новых стандартов
начального общего
образования.
В
чем
теперь
заключается
роль
начальной
школы?
Интеграция,
обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом
ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача,
в решении которой школе сегодня замены нет!
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к
ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря
–
формирование
умения
учиться.
Учащийся
сам
должен
стать
«архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение
данной
цели
становится
возможным
благодаря
формированию системы
универсальных
учебных
действий
(УУД) .
Овладение
универсальными
учебными
действиями
дает
учащимся
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность
обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие
мотивацию
к
обучению
и
позволяющие
учащимся
ориентироваться
в
различных предметных областях познания.
Сегодня
УУД
придается
огромное
значение.
Это
совокупность
способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого
процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые
надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных
блока:
1)
личностные;
2)
регулятивные;
3)
познавательные;
4)
коммуникативные действия.
Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся —
неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и
тщательность этой работы — залог высоких результатов обучения.
Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов
в знаниях учащихся — одно из основных условий повышения качества
обучения.
Каждому учителю приходиться сталкиваться с учащимися, которые
испытывают немалые трудности при усвоении учебного материала.
Особенность детей риска, состоит в том, что многие из них, поступая в
школу, не имеют достаточного уровня зрелости необходимых для успешного
учения предпосылок. У одних учащихся не сформировалась еще собственно
учебная мотивация (они ведут себя в школе, как в детском саду, не осознают
специфики ситуации, не отличают учебную задачу от игры). У других детей
недостаточно развиты необходимые для успешного учения
психофизиологические функции (артикуляция, тонкая моторика руки,
ориентация во времени, количестве, пространстве). У ряда школьников
недоразвита познавательная деятельность, беден познавательный опыт, что
проявляется в умении анализировать, выделять существенные признаки
предметов и явлений, сравнивать, обобщать, классифицировать,
устанавливать закономерные связи.
Приняв детей в 2011 учебном году в 1 класс, я отметила
агрессивность, неумение общаться и решать конфликтные ситуации между
детьми, неустойчивое внимание и малая работоспособность, различные
речевые нарушения. Наблюдая за детьми, я поняла, что в классе есть дети,
которым требуется особое внимание. Перед собой поставила цель:
уменьшить нарушения поведения и трудностей в учебе у детей. Я
беседовала с детьми, наблюдала за ними, проводила несложную
педагогическую диагностику и уточнила причины трудностей. Это низкий
уровень восприятия и ориентировки в пространстве, недостатки в развитии
внимания, памяти, мышления, недостатки в развитии речи,
несформированность приемов учебной деятельности, индивидуально –
типологические особенности (низкий уровень работоспособности,
медлительность психических процессов, неуравновешенность,
импульсивность). Потом я прогнозировала пути дальнейшего развития
ребенка. Проводила диагностические обследования, проверочные работы и
выделила детей, которые вошли в «группу риска» - Небукин Андрей, Айсина
Аксинья
На уроках применяла необходимые для решения коррекционных задач
методы, приемы и средства обучения, воспитания. Вот некоторые
упражнения, направленные на коррекцию недостатков. Для совершенства
мелкой мускулатуры рук, например, делали зарядки (считалочки –
упражнения с привлечением пальцев рук); для коррекции пространственной
ориентировки (справа, слева, сверху, снизу, по диагонали) писали
графические диктанты; для несформированности произвольного внимания,
давала переписать строчки, состоящие из разных букв; для детей с
медленным темпом письма, давала задание «Змейка» , использовала
дидактические игры, создающие мотивацию к занятию.
Работа с текстом формирует умение сравнивать, анализировать,
выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать
выводы, что является неотъемлемой частью формирования интеллектуальных
умений. Работа по формированию интеллектуальных умений невозможна без
умения хорошо читать. Поэтому обучению навыкам чтения и работе с
текстом на уроке чтения (как и на всех других уроках ) стараюсь уделять
большое внимание. Для освоения техники быстрого чтения использую на
уроках жужжащее чтение, чтение скороговоркой, выборочное чтение. Если
по чтению задано стихотворение наизусть, то отрицательные оценки не
ставлю тем, кому выучить сложно, спрашиваю не в первый день, а некоторых
только на 3-й день.
В процессе урока учащиеся упражняются в работе с различными
источниками информации: книгой, схемой, таблицами, рисунками,
дополнительным дидактическим материалом, словарями. Это позволяет
совершенствовать их информационные умения.
Особое внимание уделяла на формирование умения слушать учителя и
одноклассников (в процессе объяснения и самостоятельного разбора нового
материала). Работа в паре со своим товарищем способствует активизации их
познавательной деятельности и формированию таких качеств, как
взаимоконтроль и взаимопомощь.
Очень важно повышать их самооценку, внушать уверенность в своих силах,
положительного мнения о себе, уважения к себе. Надо принимать ребенка
таким, какой он есть. Ни отметки, ни достижения детей не должны
рассматриваться как основная ценность.
А на уроках я использую дифференцированный подход. Например: после
контрольной работы или диктанта мы выполняем такую работу. Во время
проверки диктантов я вижу, на какие правила допущены ошибки и сразу в
тетради или выдаю на уроке карточки на те орфограммы, на которые
допущены ошибки. И на уроке дети в контрольных тетрадях выполняют
работу над ошибками, допущенными в диктанте и, закончив, начинают
работать по карточкам в рабочих тетрадях.
На математике и русском языке в помощь учащимся, а особенно
отстающим используем алгоритмы выполнения заданий, опорные
графические схемы, помощь более сильного ученика
Так же использую наглядность, работу с интерактивной доской,
презентации, тренажёры
На успеваемость также влияют пропуски уроков, невыполнение до-
машних заданий. Если были пропуски по болезни, то навёрстываем
пропущенное путём дополнительных занятий после уроков. Если другие
причины, то провожу беседы, даю ребёнку и родителям индивидуальные
рекомендации по устранению выявленных пробелов.
Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях
подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ
допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов;
устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.
I этап. Выявление ошибок
Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и
взаимоконтроля.
Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за
самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления
ошибок) формами письменных работ считаю:
в начале и конце учебного года — тестирование с последующим
составлением мониторинга
в течение учебного года — традиционные контрольные и
предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос
теоретического материала;
для усвоения контроля «узкой» темы: математические и словарные
диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй
вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки
минитесты («Согласен с утверждением — ставь “+”, иначе — “–”»).
Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно
обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и
учителю, и ученику.
Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок
конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Большое значение
имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные
знания в практической деятельности. Выделю два условия качественного
выявления знаний:
— ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);
— прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на
вопрос, а уклоняется в сторону.
Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.
Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им
находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной,
психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку»
(свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь
ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».
Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности
школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и
содействует выработке таких качеств личности, как честность и
справедливость, коллективизм. В ходе взаимного контроля раскрываются
индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям.
Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с
товарищами.
На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания
учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях,
обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся..
II этап. Фиксирование ошибок
Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не
каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и
навыки даже после классической цепочки: учитель показал — ученик сам
порешал — учитель указал на ошибки — ученик выполнил работу над
ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает
многое из предыдущего материала. Только путем многократного,
продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих
«проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно
добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет
ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать
ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в
качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени.
Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются
следующие:
Матрица данных — таблица, в которую заносятся результаты проверки
теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в
целом и каждого ученика в отдельности
Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде)
cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми
письменными работами Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто
чего не сдал
По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно
рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить
пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или
воспользоваться помощью учителя, одноклассника.
III этап. Анализ допущенных ошибок
Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно
или письменно, учителем или учеником — в зависимости от рода
деятельности.Он позволяет глубоко изучить пробелы и достижения
отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения
учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.
IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях
Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до
учеников.
Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для
этого использовать средства.
Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы,
повторный зачет — после неудовлетворительной отметки.
Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик
выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).
V этап.
Устранение пробелов в знаниях
Анализ работы в классе.
Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной
последующей письменной проверкой (до получения положительной
отметки).
Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально
(до получения положительной отметки).
VI этап. Меры профилактики
Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки — тоже своего рода
недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические
меры.
Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия:
грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.
Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор
типичных ошибок.
При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать
систему заданий на отработку правильного усвоения понятия.
Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое
внимание.