Напоминание

"Первоначальный этап работы над полифонией в младших классах"


Автор: Швей Светлана Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО " Школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск Иркутской обл.
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Первоначальный этап работы над полифонией в младших классах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ИСКУССТВ №1»

Методическое сообщение

на тему: «Первоначальный этап работы над полифонией

в младших классах»

преподаватель Швей С.В.

г.Усть-Илимск

2016г.

Всем нам известно, что работа над полифонией - это труднейший раздел в

фортепианном искусстве. Полифонические фрагменты встречаются в любом

произведении, а, зачастую, они составляют основу фактуры. Поэтому, очень

важно подвести ученика к восприятию полифонической музыки. Побудить

его интерес и воспитать способность слышать полифоническое звучание.

Если

же

наш

ученик

не

приобрел

достаточных

навыков

исполнения

полифонической

музыки,

не

может

услышать,

воспроизвести

несколько

полифонических линий, конечно же, его исполнение будет не полноценным

в художественном отношении. Нам известно отношение наших учеников к

этой работе. Многие ученики считают ее трудной, малоинтересной. Поэтому

успех в этой работе зависит от верности первых шагов, от методов работы

преподавателя, от того насколько доступный, увлекательный материал мы

предлагаем детям для работы. Эта работа должна вестись систематически.

Этой работе мы должны посвятить много времени. И, конечно, эта работа

требует терпения, как от ученика, так и от преподавателя.

Когда же начинать работу над формированием полифонических навыков,

необходимых для исполнения полифонической музыки? С самого начала или

отложить этот материал до средних классов , объясняя тем, что ребенок еще

маленький

и ему трудно. Именно

с первых шагов обучения необходимо

заниматься

этой

работой,

так

как

нам

известно,

что

именно

в

младших

классах

закладываются

основы

полифонического

мышления,

которые

развиваются очень постепенно.

Какие же качества необходимы для исполнения полифонической музыки?

Конечно, это осмысленность, певучесть, слуховой контроль. Вот именно на

воспитании этих качеств должна быть направлена вся работа преподавателя.

С чего мы начинаем? Мы начинаем с исполнения одноголосных мелодий.

Уже

в

это

время

ученик

должен

передать

настроение,

характер

этой

мелодии.

Он

должен

помнить

темп,

в

котором

он

должен

исполнить,

обязательно следить за качеством звука. На этом этапе многое требуется от

ребенка,

но

вот

именно

такая

работа

активизирует

сознание,

начинает

развиваться слуховой контроль и ребенок приучается играть осмысленно. А

дальше

для

него

новая

задача.

Игра

двумя

руками,

то

есть

к

мелодии

присоединяется

аккомпанемент.

Игра

двумя

руками

затрудняет

многих

учеников:

согласованность

или,

напротив,

сам о сто ятель н о сть ,

координирование каждой руки в отдельности развиваются постепенно, у

каждого ученика по-разному. Мы знаем, что обычно слух ребенка тянется к

мелодии, а то ,что происходит в партии левой руки, ему даётся сложнее.

Левая рука может играть

смутно, нет точности в ритме, в штрихах, не

выдержаны длинные звуки. И ,конечно ,такое исполнение не допустимо, так

как оно не приведет к грамотному, успешному исполнению полифонии в

будущем.

И

вот

перед

преподавателем

ставится

задача

помочь

ученику

услышать всю музыкальную ткань, осмыслить ее. В это время надо много

беседовать с учеником, рассказывать ему, вместе с ним изучать текст пьесы,

над

которой

ведётся

работа:

говорить

о

роли

аккорда,

который

присоединяется к мелодии, или он поддерживает эту мелодию, раскрашивая

ее

различными

гармониями,

или

же

партия

левой

руки

не

менее

выразительна, чем мелодия.

И вот

уже слух ребенка не только воспринимает мелодию, он начинает

вслушиваться в детали, которые составляют музыкальную картину. Это одно

из главных условий грамотного исполнения полифонии.

В

детс ком

репертуаре

есть

много

пьес ,

которые

р а з в и в а ют

самостоятельность

рук.

Этот

навык

необходим

для

исполнения

полифонической музыки. То есть мелодия и аккомпанемент, различны по

звуку, по штриху. Работая над этим, ученик учится слушать разницу между

мелодией и аккомпанементом. Пройдя несколько таких пьес и поработав

над ними, добившись результата, ребенок сделает первые шаги к освоению

полифонической музыки. И вот уже на этом этапе необходимо познакомить

ученика

с

теми

приемами

работы,

которые

в

дальнейшем

помогут

справиться

с

затруднениями

в

исполнении

полифонической

музыки.

Желательно на этом этапе разбирать текст на уроке каждой рукой отдельно

и,

очень

важно,

приучать

ученика

грамотно

анализировать

этот

текст.

Выяснить,

понятно

ли

ученику

настроение,

характер

музыки

и,

затем,

направить внимание на то, чем отличается партия правой руки от партии

левой.

Показать

насколько

эти

партии

самостоятельны,

и

как

нужно

исполнять

каждую

партию,

обращая

внимание

на

звук

и

штрихи.

Очень

полезно разделить партию мелодии и аккомпанемента между учеником и

преподавателем. Ученик играет то мелодию, то аккомпанемент, переключая

внимание от одного характера к другому. Он слышит пьесу целиком. Он уже

понимает,

что

у

него

в

итоге

должно

получиться.

Работа

в

ансамбле

с

преподавателем,

конечно,

увлекает

ученика,

ему

интересно,

легко.

Преподаватель объясняет соотношение мелодии и сопровождения. И так

очень

постепенно

воспитывается

умение

осмысливать

и

слышать

всю

музыкальную

ткань

произведения.

Вот

такая

работа

является

основным

приемом при подготовке к исполнению полифонической музыки. Конечно,

эта

работа

требует

большого

педагогического

терпения.

Но

именно

так

закладывается база для успешного прохождения полифонии в будущем. И

теперь наш ребенок готов работать над полифоническим произведением.

Какое произведение взять в работу? Конечно такое, чтоб оно было доступно

ребенку, понятно, чтоб у него не пропал интерес к работе.

Нам

известно

три

вида

полифонии:

подголосочная,

контрастная

и

имитационная. Подголосочная полифония - это обработки народных песен, в

них

главный

голос

верхний,

нижний

голос-

подголосок,

лишь

дополняет

верхний,

раскрашивает

его,

усиливает

его

распевность,

выразительность.

Контрастная полифония

это

пьесы

с

контрастирующими

голосами.

Основную

мелодию

ведет

верхний

голос,

а

нижний

,

хоть

и

менее

значителен,

но

он

имеет

свою

самостоятельную

линию. Имитационная

полифония

это

один

из

самых

сложных

видов

полифонии.

В

этих

произведениях каждый голос живет своей жизнью. Не совпадает начало и

окончание фраз, подъемы, спады в голосах, кульминации. Конечно же, чтобы

исполнять имитационную полифонию необходимо уже развитое мышление

ученика, полифоническая слышимость. Этот вид полифонии мы предлагаем

у ч а щ и м с я

с т а р ш и х

к л а с с о в .

Нашему

начинающему

музыканту

мы

предложим

подголосочную

полифонию. Это самый доступный вид полифонии для начинающих. Часто

знакомые

мелодии

песен

понятны

детям.

Они

легко

поются,

легко

запоминаются. Это важная часть репертуара, где можно познакомить их с

необходимыми приемами работы. Работая над подголосочной полифонией

одновременно

можно

обратиться

к

миниатюрам

танцевального

жанра

композиторов 17-18 века. Во всех пьесах такого жанра используются приемы

контрастной

полифонии:

изложения

двухголосные,

верхний

голос

всегда

разнообразный по ритму, артикуляции, по интонации, нижний голос менее

выразителен,

но

выполняет

свою

самостоятельную

роль.

Эти

пьесы

воспитывают осмысленное исполнение штрихов,

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РУК.

Эти

пьесы отличаются изяществом, законченностью. Они готовят ученика уже к

более

сложным

произведениям

классической

полифонии.

Они

готовят

к

произведениям

Баха,

Генделя

и

другим

композиторам

эпохи

барокко.

Дальнейшее знакомство учеников с контрастной полифонией продолжает

бесценный сборник пьес А. М. Баха. Мы знаем, что эти пьесы рассчитаны на

учащихся 2-3 классов. Пьесы разнообразные по жанру: Менуэты, Полонезы,

Арии,

Марши.

Они

богаты

большим

разнообразием

штрихов,

ритма,

настроений. Все пьесы служат для дальнейшего развития мышления. Они

помогают

вырабатывать

осмысленное

исполнение

штрихов,

добиваться

контрастной характеристики штрихов, достигать единство формы. На таких

пьесах строится основательная, последовательная подготовка к пониманию

Баховских мелодий, интонаций и штрихов. Именно здесь рождается умение

слушать полифоническую ткань, вслушиваться в развитие каждого голоса,

здесь начинается формироваться слуховая база.

Главное

на

начальном

этапе

не

спешить,

двигаться

постепенно.

Только

последовательное

освоение текста рождает мастерство. Каждое задание

должно быть посильно и понятно ученику. Работа над трудным, недоступным

произведением

превращает

работу

ученика

в

механическую

зубрёжку.

Ученику становится неинтересно, скучно. Его продвижения мнимое, текст

усложняется,

а

мастерство

не

растет.

Поэтому,

следует

продуманно,

индивидуально

подбирать

полифонические

произведения.

В

этом

мастерство преподавателя. Не обязательно обращаться к творчеству Баха,

есть

много

пьес

Генделя,

Моцарта,

Гайдна.

Изучение

разнообразных

по

полифоническому складу произведений, готовит ученика к более сложным

пьесам.

Хочется

несколько

слов

сказать

об

украшениях,

которые

встречаются

в

произведениях начинающих музыкантов. Конечно , преподаватель не только

должен познакомить с названиями украшений (морденты, форшлаги, трели),

но и необходимо рассказать о способах исполнения. Рассказать ученику, что

именно

в

эпоху

Баха

эти

украшения

были

важнейшими

средствами

выразительности

и

композиторы

предавали

им

большое

значение.

Поскольку эти украшения являются элементами мелодии их надо исполнять

певуче, выразительно и характере исполняемой музыки.

Несколько

слов

о

темпе.

Часто

возникают

споры

о

том,

в

каком

темпе

играется та или иная пьеса. Существует много мнений, однако в поисках

необходимого темпа нужно исходить из следующего: 1. насколько полно

раскрывается

содержание

произведения

в

данном

темпе;

2.насколько

слышит и передает в своем исполнении ученик всю структуру пьесы, ее

мотивы, штрихи; 3. насколько темп соответствует возможностям ученика.

Работая

в

медленных

темпах

необходимо

постоянно

ощущать

движение

мелодии, вслушиваться в детали, не играть без смысла. К быстрому темпу

переходить

через

ряд

умеренных,

но

при

этом

не

нарушать

качество

исполнения.

Нужно помнить -« Длительно повторяя плохое исполнение -нельзя прийти к

хорошему». Это слова известного Брауда – пианиста, музыковеда.



В раздел образования