Автор: Юшкевич Ольга Станиславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №18"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Диагностическая работа по математике в 5 классе по теме: "Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число"
Раздел: среднее образование
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
тематической диагностической работы по математике
по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
5 класс
1.
Назначение тематической диагностической работы
Тематическая
контрольная работа
проводится в
р а м к а х внутришкольного
мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования (ООП ООО) МОУ СШ № 18 в условиях
реализации ФГОС ООО.
Цель проведения: определение уровня усвоения учащимися 5-х классов предметного
содержания темы «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число»
курса математики 5 класса по программе основной школы, выявление наиболее трудных
для обучающихся элементов содержания при изучении данной темы и оценка уровня
освоения основных формируемых предметом видов деятельности на этапе изучения
вышеназванной темы.
2.
Документы, определяющие содержание КИМ тематической
диагностической работы
Содержание и структура контрольной работы разработаны на основе следующих
документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.)
с учетом Планируемых результатов основного общего образования по предмету
«Математика», Примерной программы основного общего образования по предмету
«Математика»
и отдельных метапредметных результатов обучения
.
3.
Место в учебном процессе.
Проводится после изучения темы «Умножение и деление десятичных дробей на
натуральное число»
4.
Условия проведения и время выполнения работы
Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки
знаний обучающихся. При выполнении тематической контрольной работы обучающиеся
вносят ответы в бланк ответов.
На выполнение всей тематической контрольной работы отводится 45 минут.
5.
Содержание и структура КИМов тематической диагностической
работы
Содержание тематической контрольной работы соответствует требованиям ФГОС ООО по
математике.
Вариант тематической
контрольной работы состоит из 11 заданий: 6 заданий с
выбором ответа, 4 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.
Каждый вариант тематической контрольной работы включает в себя контролируемые
элементы содержания соответствующей темы школьного курса математики, при этом для
каждого контролируемого элемента содержания предлагаются задания отдельных
таксономических уровней.
Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в старшей школе
содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями разных
уровней сложности. Количество заданий по тому или
иному контролируемому элементу содержания определяется его содержательным
наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в
соответствии с рабочей программой по математике.
Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается
едиными критериями оценивания.
Каждый вариант тематической контрольной работы включает в себя задания,
различающиеся формой и уровнем сложности(таблица 1).
Каждый вариант контрольной работы содержит 5 заданий, для которых необходимо
привести развернутый ответ.
Таблица 1
Распределение заданий работы по типам заданий
Тип заданий
Количеств
о заданий
Максимальн
ый
первичный
балл
Процент максимального
первичного балла за
выполнение заданий
данной части от
максимального первичного
балла за всю работу,
равного 12
С развернутым
ответом
5
6
100
6.
Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и
способам действий
При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки
усвоения элементов знаний, представленных в кодификаторе.
В данной тематической контрольной работе контролируются элементы содержания из
следующих тем курса: умножение и деление десятичных дробей, среднее арифметическое
чисел.
Общее количество заданий в данной тематической контрольной работе по каждому из
разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному
времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе математики
основной школы. В таблице 2 дано распределение заданий по разделам. Задания с
развернутым ответом могут проверять комплексное использование знаний и умений из
различных разделов курса математики основной школы.
Таблица 2
Распределение заданий работы
по содержательным разделам курса математики основной школы
Содержательные
разделы
Количество заданий
Вся работа
2.2.6Умножение
десятичных
дробей
5
2.2.7Деление
десятичных
дробей
5
4.2.1Решение
текстовых задач
арифметическим
способом.
Использование
таблиц, схем,
чертежей, других
средств
представления
данных при
решении задачи
1
Тематическая контрольная работа разрабатывается, исходя из необходимости проверки
умений и способов действий, отраженных в кодификаторе.
В таблице 3 приведено распределение заданий по проверяемым планируемым
результатам.
Таблица 3
Распределение заданий работы по проверяемым планируемым
результатам
Код
требовани
й
Планируемые результаты освоения
обучающимися ООП ООО
№№ заданий, которыми
проверяется освоение
требований к уровню
подготовки
2.1.1
Оперировать на базовом уровне
понятиями:натуральное число, десятичная
дробь
1,2,3,4,5
2.1.6
Оценивать результаты вычислений при
решении практических задач
4
2.2.12
Оперировать понятиями: равенство, числовое
равенство, уравнение, корень уравнения,
решение уравнения, числовое неравенство
3,5
4.1.1
Решать несложные сюжетные задачи разных
типов на все арифметические действия
4
4.1.2
Строить модель условия задачи( в виде
таблицы, схемы, рисунка), в которой даны
значения двух из трех взаимосвязанных
величин, с целью поиска решения задачи
4
4.1.3
Осуществлять способ поиска решения задачи,
в котором рассуждение строится от условия к
требованию или от требования к условию
4,5
4.1.4
Составлять план решения задачи
4,5
4.1.5
Выделять этапы решения задачи
4,5
4.1.6
Интерпретировать вычислительные
результаты в задачи, исследовать полученное
решение задачи
4
4.1.9
Решать задачи разных типов( на работу, на
покупки, на движение), связывающие три
величины, выделять эти величины и
отношения между ними
4
7.
Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В данной контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового
и повышенного.
В таблице 5 представлено распределение заданий по уровням сложности.
Таблица 5
Уровень сложности заданий, проверяющих освоение элементов
содержания предмета
№
задания
Проверяемый элемент
содержания (код)
Количеств
о баллов
за задание
Уровень сложности задания
1ур – 4ур
(по В.П.
Беспалько)
Б - П - В
Часть 1
1
2.2.6,2.2.7
1
2
Б
2
2.2.6,2.2.7
1
2
Б
3
2.2.7,2.2.6
1
2
Б
4
4.2.1
1
2
Б
5
2.2.6, 2.2.7
1
3
Б
Уровни сложности заданий: Уровни сложности заданийпо В.П. Беспалько :
Б – базовый
1 уровень - репродуктивный
П – повышенный
2 уровень -алгоритмический
В – высокий
3 уровень –эвристический
4 уровень – творческий
В таблице 6 представлено распределение заданий КИМ по уровню сложности.
Таблица 6
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень
сложности
заданий
Число
заданий
Максимальн
ый балл
Процент максимального балла
за задания
данного уровня сложности от
максимального
балла за всю работу
Базовый
4
4
67
Повышенный
1
2
33
ИТОГО
11
12
100
8.
Количество вариантов диагностической работы.
Два варианта работы.
9.
Время выполнения работы 45 минут.
10.
Дополнительные материалы и оборудование.
При
проведении
тематической
контрольной
работы
не
используются
никакие
дополнительные материалы.
11.
Система оценивания результатов выполнения
отдельных заданий и работы в целом.
Используется критериальная система оценивания результатов выполнения заданий,
т.е.
обучающийся
получает
баллы
только
в
том
случае,
если
его
ответ
полностью
соответствует
заявленным
критериям.
Критерии
для
проверки
итоговой
работы
представлены в инструкции.
Задания с развернутым ответом оцениваются от 0 до 2 баллов. При любом, даже
минимальном, по мнению проверяющего, расхождении с критерием задание оценивается
в 0 баллов.
Итоговая
работа
структурирована
таким
образом,
что
позволяет
оценить
результаты обучающегося:
по каждому заданию;
по работе в целом;
по определенным УУД.
К каждому заданию приводится инструкция для экспертов, в которой указывается,
за что выставляется каждый балл — от нуля до максимального балла.
Оценка уровня овладения учащимися проверяемыми планируемыми результатами
по предмету «Математика» определяется после анализа средних результатов выполнения
групп заданий, проверяющих каждый из планируемых результатов.
Для каждого планируемого результата определяется уровень достижения.
Планируемый результат считается достигнутым на данном уровне сложности, если
средний процент выполнения группы заданий этого уровня сложности, проверяющих
данный планируемый результат, составляет более 65% для заданий с выбором ответа и
более 50% для заданий с кратким ответом и с развернутым ответом.
Интерпретация результатов выполнения работы для выделения групп учащихся с
различным уровнем подготовки осуществляется на основе суммарного балла, полученного
учащимся за выполнение всех заданий работы. В зависимости от суммы набранных
учащимся баллов выделяется три уровня овладения спектром проверяемых умений:
ниже базового уровня – от 0 до 2 баллов;
базовый уровень – от 3 до 4 баллов;
повышенный уровень – от 5 до 6 баллов.
Уровень ниже базового означает, что учащийся узнает отдельные изученные
способы действий, но умеет применять их лишь в случае известных типовых ситуаций,
т.е. действует только на уровне простого воспроизведения действия. В этом случае он
может испытывать трудности в процессе дальнейшего обучения, и следует рекомендовать
дополнительные занятия.
Учащиеся, демонстрирующие повышенный уровень освоения умений, достаточно
свободно владеют проверяемыми способами деятельности, могут комбинировать
изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации.
При фиксации базового уровня необходим более детальный анализ результатов
выполнения учащимся заданий итоговой работы. В этом случае для проведения
целенаправленной коррекции необходимо проведение анализа по двум направлениям.
Первое — оценить успешность выполнения групп заданий одного уровня сложности.
Второе – выделить результаты выполнения заданий по отдельным группам умений,
выявив трудности в освоении тех или иных умений в целом.
13.
Рекомендуемая шкала перевода баллов в школьные отметки
Образовательное учреждение может скорректировать представленную шкалу перевода
баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
92-100
75-91
50
0-33
Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом,
полученным им по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за
выполнение всей работы — 6 баллов, за задания базового уровня сложности – 4 баллов,
повышенного уровня – 2 баллов.
Если учащийся получает за выполнение всей работы менее 3 баллов, то он имеет
недостаточную предметную подготовку по проверяемому материалу и нуждается в
дополнительном изучении материала и повторном контроле.
Результат учащегося, 3 балла, говорит об усвоении им лишь наиболее важных элементов
проверяемой темы, недостаточном владении формируемыми способами деятельности.
Учащийся нуждается в серьезной коррекционной работе по проверяемой теме. Данный
уровень усвоения соответствует отметке «удовлетворительно».
При получении 4 баллов учащийся показывает усвоение всех содержательных элементов
проверяемой темы и оперирования ими на уровне
выполнения стандартных учебных задач.
При получении 5-6 баллов учащийся демонстрирует освоение предметных знаний на
уровне овладения достаточно сложными учебными действиями, умениями применять
полученные знания при решении задач. Данный уровень усвоения соответствует отметке
«отлично».
Норма оценки
Отметка «5» ─ 5- 6баллов
Отметка «4» ─ 4 балла
Отметка «3» ─ 3 балла
Отметка «2» ─ 0-2баллов
14.
Инструкция по проверке работы
Вариант 1
№
п/п
Модели ответов и указания
Кол-во баллов
за правильно
выполненное
задание
1
а) 0,346 · 23 =7,958 б) 7,24 · 45 =325,8
в) 4,3 * 100 = 430 г) 49,12: 16 =3,07 д) 2.3 : 100 = 0,023
е)1:8=0,125
1
2
(39,3+116,7) 0,39 – 2,45:25=60,742
1
3
а) 8у+5,7=24,1 у=2,3
б)(9,2-х):6=0,9 х=3,8
1
4
1)12*1,8=21,6(км.)- туристы прошли во второй день
2)45,2-(12+21,6)=11,6(км.)- прошли туристы в третий день
Ответ: 11,6 км.
1
5
х- первоначальное число, 10х- увеличенное. По условию, новое
число больше на 14,31. Составим уравнение: 10х-х=14,31
х=1,59
2
Вариант 2
№
п/п
Модели ответов и указания
Кол-во баллов
за правильно
выполненное
задание
1
а) 0,297 · 12=3,564 б) 4,85 · 34= 164,9
в) 13,06 * 1000 = 13060 г) 52,02: 17=3,06
д) 1,6 : 1000 = 0,0016 е)7:8=0,875
1
2
88,5 148 – (172,44+168,59):67=13092,91
1
3
а) 9х+3,9=31,8 х=3,1
б) (у-4,5):7=1,2 у=12,9
1
4
1)63,4:2=31,7(т)-собрали во второй день
2)31,7*3=95,1(т.)-собрали в третий день
3)63,4+31,7+95,1=190,2(т.) –собрали за три дня
Ответ: 190,2 тонны
1
5
х- первоначальное число, 10х- увеличенное. По условию, новое
число больше на 23,49. Составим уравнение: 10х-х=23,49
х=2,61
2
Баллы
Критерии оценивания задания №5
2 балла
Обоснованно получен верный ответ
1 балл
Верный ход решения, но допущена вычислительная ошибка
0 баллов
Остальные случай
Текст диагностической работы
Диагностическая работа по теме: «Умножение и деление десятичных дробей
на натуральное число».
I Вариант
1) Вычислите:
а) 0,346 · 23 в) 4,3 · 100 д) 2,3:100
б) 7,24 · 45 г) 49,12: 16 е) 1:8.
2) Найдите значение выражения: (39,3+116,7) 0,39 – 2,45:25.
3) Решите уравнения: а) 8у+5,7=24,1 б)(9,2-х):6=0,9.
4)
Решите задачу: Туристы в первый день прошли 12 км, во второй – в 1,8 раза
больше, чем в первый. Какой путь они прошли в третий день, если длина
маршрута 45,2 км?
5)
Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую вправо через одну
цифру, то она увеличится на 14,31. Найдите эту дробь.
II Вариант
1) Вычислите:
а) 0,297 · 12 в) 13,06 · 1000 д) 1,6:1000
б) 4,85 · 34 г) 52,02: 17 е) 7:8.
2)Найдите значение выражения:88,5 148 – (172,44+168,59):67.
3) Решите уравнения: а) 9х+3,9=31,8 б) (у-4,5):7=1,2.
4) Решите задачу: В первый день собрали 63,4 т свеклы, во второй – в 2 раза
меньше, чем в первый, а в третий – в 3 раза больше, чем во второй. Сколько
свеклы собрали за три дня?
5)Если в некоторой десятичной дроби перенести запятую вправо через одну
цифру, то она увеличится на 23,49. Найдите эту дробь.