Напоминание

Разработка социальных проектов


Автор: Феоктистова Гульсина Равкатовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский Ресурсный центр"
Населённый пункт: с. Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Разработка социальных проектов
Раздел: среднее образование





Назад




Данные

методические

рекомендации

посвящены

методике

составления

социальных проектов.

Методические рекомендации по разработке социальных проектов в первую очередь

предназначены школьным учителям, педагогам дополнительного образования,

заместителям директоров по воспитательной работе, работающим с учащимися над

составлением проектов.

Методические рекомендации

по разработке социальных

проектов.

Проект -

работа, направленная на решение конкретной проблемы, на

достижение результата в виде реального объекта или интеллектуального

продукта. Проект может быть в виде

доклада,

портфолио,

реферата,

исследований

и

любых

других

видов самостоятельной творческой работы

учащихся, но только как способ достижения результата проекта.

Социальный

проект -

это

программа

(комплекс

мероприятий),

в

соответствии с которой будет осуществляться ваша деятельность по решению

социально - значимой проблемы с ее обоснованием и оценкой ожидаемых или

достигнутых результатов.

Социальный проект - это решение социально - значимых проблем места

проживания (города, деревни, района и т.д.);

Этапы подготовки и реализации социального проекта

1.

Формулировка актуальной социальной проблемы

2.

Определение цели и задач социального проекта

3.

Составление плана работы

4.

Распределение обязанностей в команде

5.

Определение ресурсов и источников их получения. Составление бюджета

6.

Обучение членов команды

7.

Реализация проекта: проведение плановых мероприятий

8.

Анализ результатов работы над проектом

9. Информирование общественности о результатах работы

Социальный проект состоит из цепочки

Проблема

Цель

Задачи

Методы

Продукт

Шаги

Результат, оценка

Теперь рассмотрим каждый пункт цепочки более подробно.

Постановка проблемы

Проблема - это отсутствие чего-то, негативное,

приносящее

вред,

то,

что

требует

изменения,

преобразования.

Необходимо

показать

причины

этого

негативного

явления

и

его

последствия.

Проблема

должна

быть

действительно

значимой

и

актуальной,

созвучна

интересам

населения. Это

самый важный раздел проекта. Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея –

проект уже стоит на стадии замысла.

Изложение проблемы должно быть не

простым описанием, а сжатым анализом ее причин.

Необходимо выяснить, предпринимались ли раньше попытки

осуществить подобную деятельность и насколько успешными они оказались.

Именно в этом разделе нужно описать целевую группу, на которую

направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится

в результате реализации данного проекта.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена

настолько чётко и

конкретно, насколько это возможно.

Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока:

- актуальность решаемой социальной проблемы;

- диагностика возникновения и развития представленной проблемы;

-

информированность

участника

о

ранее

предпринимавшихся

мерах

по

её

решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);

Цель и задачи проекта.

Цель – это

результат и ожидания, наивысшая точка

достижений,

к

которой

необходимо

прийти

в

ходе

реализации

проекта.

Цель должна

плавно вытекать из проблемы и быть реалистичной, соотноситься с проблемой,

з а д а ч а м и ,

в и д а м и д е я т е л ь н о с т и

и

р е с у р с а м и

о р г а н и з а ц и и .

Предполагаемые

цели

должны

суще ственно

ул у ч ш и т ь ситуацию,

изложенную в описании проблемы. Но в

то же время, цель должна быть

реальной.

Задачи – это результаты и этапы на пути к достижению цели.

Задачи

должны отображать пошаговые действия и иметь результаты.

З

адачи лучше

формулировать и перечислять в виде краткого и чёткого списка, а не излагать и

описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о

действиях, ориентированных на результат.

Признаки хороших задач:

Являются логическим следствием проблемы;

Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на

решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели

(причинно-следственная связь);

Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами,

а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать

показателями успешности выполнения проекта;

■ Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые

результаты в

ходе реализации проекта.

Методы реализации проекта.

Метод - это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.

Продукт проекта

Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того,

каким образом будет осуществляться проект, и предъявляться проектный

продукт.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты - это конкретные результаты, которые предполагается

достичь в ходе реализации проекта. К

описанию ожидаемых результатов необходимо

подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями

эффективности проекта.

Основные характеристики результатов:

- Соответствие результатов цели и задачам проекта;

- Реалистичность;

- Выполнимость и достижимость

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

2.

ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ

3.

СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ

(ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Изучение нормативно- Социологические опросы Анализ материалов Встречи с компетентными

правовой разных групп СМИ специалистами, экспертами

базы проблемы населения

4.РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

4.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

Собственное участие Обращение к заинтересованным лицам,

организациям, социальная переписка

5.

СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО

6.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

7.

РЕФЛЕКСИЯ

Итогом может быть участие в конкурсах социальных проектов,

например, «Гражданин»

Цель

конкурса:

формирование

активной

гражданской

позиции

учащихся,

социализация

учащихся

образовательных

учреждений,

подведомственных Северному управлению министерства образования и науки

Самарской области.

Задачи конкурса

образовательные:

-закрепление

в

процессе

деятельности

теоретических

знаний,

полученных учащимися на уроках обществознания;

-освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

-развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

-развитие коммуникативных навыков;

-приобретение навыков групповой работы;

воспитательные:

-привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам

местного сообщества;

-формирование у обучающихся чувства гражданской ответственности;

-формирование у молодых людей навыков гражданского участия и

взаимодействия с органами власти, в целях решения актуальных социальных

проблем.

Участники социального проекта приобретают и совершенствуют:

-знания об основных социально-экономических институтах местного и

федерального уровня;

- навыки проведения простейшего социологического исследования и

анализа СМИ;

- умения строить взаимодействие с другими людьми, различными

государственными структурами;

- самостоятельность и ответственность в принятии решений и

реализации эффективной программы действий;

- умения участвовать в дискуссии, обосновывать и отстаивать свою

гражданскую позицию;

- умение сочетать личные и общественные интересы.



В раздел образования