Автор: Феоктистова Гульсина Равкатовна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ДПО СО "Сергиевский Ресурсный центр"
Населённый пункт: с. Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Разработка социальных проектов
Раздел: среднее образование
Данные
методические
рекомендации
посвящены
методике
составления
социальных проектов.
Методические рекомендации по разработке социальных проектов в первую очередь
предназначены школьным учителям, педагогам дополнительного образования,
заместителям директоров по воспитательной работе, работающим с учащимися над
составлением проектов.
Методические рекомендации
по разработке социальных
проектов.
Проект -
работа, направленная на решение конкретной проблемы, на
достижение результата в виде реального объекта или интеллектуального
продукта. Проект может быть в виде
доклада,
портфолио,
реферата,
исследований
и
любых
других
видов самостоятельной творческой работы
учащихся, но только как способ достижения результата проекта.
Социальный
проект -
это
программа
(комплекс
мероприятий),
в
соответствии с которой будет осуществляться ваша деятельность по решению
социально - значимой проблемы с ее обоснованием и оценкой ожидаемых или
достигнутых результатов.
Социальный проект - это решение социально - значимых проблем места
проживания (города, деревни, района и т.д.);
Этапы подготовки и реализации социального проекта
1.
Формулировка актуальной социальной проблемы
2.
Определение цели и задач социального проекта
3.
Составление плана работы
4.
Распределение обязанностей в команде
5.
Определение ресурсов и источников их получения. Составление бюджета
6.
Обучение членов команды
7.
Реализация проекта: проведение плановых мероприятий
8.
Анализ результатов работы над проектом
9. Информирование общественности о результатах работы
Социальный проект состоит из цепочки
Проблема
Цель
Задачи
Методы
Продукт
Шаги
Результат, оценка
Теперь рассмотрим каждый пункт цепочки более подробно.
Постановка проблемы
Проблема - это отсутствие чего-то, негативное,
приносящее
вред,
то,
что
требует
изменения,
преобразования.
Необходимо
показать
причины
этого
негативного
явления
и
его
последствия.
Проблема
должна
быть
действительно
значимой
и
актуальной,
созвучна
интересам
населения. Это
самый важный раздел проекта. Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея –
проект уже стоит на стадии замысла.
Изложение проблемы должно быть не
простым описанием, а сжатым анализом ее причин.
Необходимо выяснить, предпринимались ли раньше попытки
осуществить подобную деятельность и насколько успешными они оказались.
Именно в этом разделе нужно описать целевую группу, на которую
направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится
в результате реализации данного проекта.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена
настолько чётко и
конкретно, насколько это возможно.
Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока:
- актуальность решаемой социальной проблемы;
- диагностика возникновения и развития представленной проблемы;
-
информированность
участника
о
ранее
предпринимавшихся
мерах
по
её
решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);
Цель и задачи проекта.
Цель – это
результат и ожидания, наивысшая точка
достижений,
к
которой
необходимо
прийти
в
ходе
реализации
проекта.
Цель должна
плавно вытекать из проблемы и быть реалистичной, соотноситься с проблемой,
з а д а ч а м и ,
в и д а м и д е я т е л ь н о с т и
и
р е с у р с а м и
о р г а н и з а ц и и .
Предполагаемые
цели
должны
суще ственно
ул у ч ш и т ь ситуацию,
изложенную в описании проблемы. Но в
то же время, цель должна быть
реальной.
Задачи – это результаты и этапы на пути к достижению цели.
Задачи
должны отображать пошаговые действия и иметь результаты.
З
адачи лучше
формулировать и перечислять в виде краткого и чёткого списка, а не излагать и
описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о
действиях, ориентированных на результат.
Признаки хороших задач:
■
Являются логическим следствием проблемы;
■
Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на
решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели
(причинно-следственная связь);
■
Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами,
а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать
показателями успешности выполнения проекта;
■ Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые
результаты в
ходе реализации проекта.
Методы реализации проекта.
Метод - это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.
Продукт проекта
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того,
каким образом будет осуществляться проект, и предъявляться проектный
продукт.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты - это конкретные результаты, которые предполагается
достичь в ходе реализации проекта. К
описанию ожидаемых результатов необходимо
подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями
эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
- Соответствие результатов цели и задачам проекта;
- Реалистичность;
- Выполнимость и достижимость
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
1.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
2.
ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ
3.
СБОР И АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ
(ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Изучение нормативно- Социологические опросы Анализ материалов Встречи с компетентными
правовой разных групп СМИ специалистами, экспертами
базы проблемы населения
4.РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННОГО ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
4.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
Собственное участие Обращение к заинтересованным лицам,
организациям, социальная переписка
5.
СОСТАВЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
6.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
7.
РЕФЛЕКСИЯ
Итогом может быть участие в конкурсах социальных проектов,
например, «Гражданин»
Цель
конкурса:
формирование
активной
гражданской
позиции
учащихся,
социализация
учащихся
образовательных
учреждений,
подведомственных Северному управлению министерства образования и науки
Самарской области.
Задачи конкурса
образовательные:
-закрепление
в
процессе
деятельности
теоретических
знаний,
полученных учащимися на уроках обществознания;
-освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
-развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
-развитие коммуникативных навыков;
-приобретение навыков групповой работы;
воспитательные:
-привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам
местного сообщества;
-формирование у обучающихся чувства гражданской ответственности;
-формирование у молодых людей навыков гражданского участия и
взаимодействия с органами власти, в целях решения актуальных социальных
проблем.
Участники социального проекта приобретают и совершенствуют:
-знания об основных социально-экономических институтах местного и
федерального уровня;
- навыки проведения простейшего социологического исследования и
анализа СМИ;
- умения строить взаимодействие с другими людьми, различными
государственными структурами;
- самостоятельность и ответственность в принятии решений и
реализации эффективной программы действий;
- умения участвовать в дискуссии, обосновывать и отстаивать свою
гражданскую позицию;
- умение сочетать личные и общественные интересы.