Напоминание

"Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации"


Авторы: Садыкова Земфира Рафаэлевна, Газизова Фарида Самигулловна
Должность: студент,доцент
Учебное заведение: Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский Приволжский федеральный университет" г. Елабуга
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период

адаптации к дошкольной образовательной организации

Садыкова Земфира Рафаэлевна, студент

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»(г.Елабуга)

В современном обществе социально- политические и социально-экономические

перемены

усложнили

функционирование

системы

дошкольного

образования

как

важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью

родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и

младшие

группы

ДОО.

Это

требует

качественного

переосмысления

проблемы

социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной

среде

дошкольного

учреждения.

Это

подтверждается

принятием

закона

«Об

образовании в Российской Федерации», в котором отмечается право каждого человека

на образование, создание условий для развития и социальной адаптации.

Реализацией

нового

закона

стала

разработка

Федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Одной из

базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов

здоровья

ребенка.

Эта

задача

в

условиях

современного

детского

сада

является

приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии

психического и эмоционального напряжения.

При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть

нарушения

поведения,

эмоционального

состояния,

навыков

общения.

От

того,

как

пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и

сверстникам,

зависит

его

физическое

и

психологическое

развитие,

дальнейшее

благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема

адаптации детей к детскому саду на современном этапе является актуальной.

Проблемы

социальной

адаптации

и

социализации

личности

представлены

в

работах Л.C. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, JI.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В.

Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей

дошкольного возраста к дошкольным учреждениям исследовалась Н.М. Аксариной,

Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими. В социальной

педагогике

проблема

адаптации

рассматривается

в

работах

Е.Н.

Приступы,

Г.Ф.

Кумариной,

Д.А.

Обухова,

А.В.

Мудрика

и

др.

В

психолого-педагогических

исследованиях особо подчеркивается роль семьи в адаптации детей к условиям ДОО

(А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская). Семья является главным инструментом

социализации ребенка, поскольку именно родители – главные социальные партнеры

ребенка,

обеспечивают

его

готовность

к

взаимодействию

в

социальной

среде

и

адаптацию в ней. В связи с этим социально-педагогическая деятельность по адаптации

детей к ДОО должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями.

Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся

во взаимодействии педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к

условиям дошкольной образовательной организации. Это противоречия между:

2

– социальным заказом общества в социально активных детях и, в тоже время,

ухудшением процесса адаптации детей раннего возраста;

– одним из базовых ценностей ФГОС ДО в поддержании и укреплении всех

компонентов здоровья ребенка и осложнением адаптационного периода детей раннего

возраста.

Поиск

педагогически

эффективных

путей

разрешения

данных

противоречий,

требующих выявления научно обоснованных подходов к взаимодействию педагогов с

родителями

в

период

адаптации

детей

раннего

возраста

к

условиям

дошкольной

образовательной организации, составляет проблему исследования, которая актуальна

как для теории, так и для практики дошкольного образования.

Актуальность проблемы исследования обусловила

выбор его темы:

«Психолого-педагогическое

сопровождение

детей

раннего

возраста

в

период

в

период адаптации к дошкольной образовательной организации».

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать условия психолого-

педагогического

сопровождения

адаптации

детей

при

поступлении

в

дошкольную

образовательную организацию.

Объект

исследования: процесс

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.

Предмет

исследования:

условия

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.

Исследование

предлагает

комплексное

использование

таких методов,

как:

теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской

литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию

полученных данных; методы сбора эмпирических данных: эксперимент, анкетирование.

Названные

методы

позволили

выявить

современное

состояние

проблемы

исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных педагогические условия

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации

детей

раннего

возраста

к

условиям

дошкольной

образовательной

организации,

а

также

обосновать

и

в

ходе

экспериментальной

работы

проверить

условия

психолого-педагогического

сопровождения

адаптации

детей

при

поступлении

в

дошкольную

образовательную

организацию.

Методологической и теоретической основой исследования являются:

–концепции

психолого-педагогического

сопровождения

(Т.И.

Чиркова,Р.М.

Битянова);

– изучение адаптации как процесса привыкания и приспособления человека к

условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко и др.)

– исследование сущности и особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ

(Р.В. Танкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров и др.)

– подходы к организации периода адаптации детей раннего возраста в ДОУ (Н.Д.

Ватутина, Шмидт, Кольмер, Севостьянова и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты

позволяют

определить

педагогические

условия

психолого-педагогического

сопровождения развития адаптации детей к условиям дошкольной образовательной

организации,

эмпирически

подтвердить

их

эффективность.

Определены

и

3

охарактеризованы критерии и уровни адаптации детей раннего возраста. Разработан и

апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей раннего

возраста.

Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ «Лучовский детский

сад» г. Чистополь. В эксперименте приняли участие дети раннего возраста, из числа

которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы в количестве

44 ребенка (по 22 человека в каждой из групп) и 20 родителей.

Список литературы

1.Аксарина,

М.Н.

Воспитание

детей

раннего

возраста

[Текст]

/

М.Н.

Аксарина. – Москва: Медицина 2007. – 304с.

2.Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных

группах

дошкольников

[Текст]:

автореферат

дисс.

канд.

псих.

наук

/

В.Н.

Бутенко. М. 2007. – 22 с.

3.Доронова,

Т.Н.

Воспитание

детей

в

малокомплектных

дошкольных

учреждениях [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное образование. – 2004. – №2.

– С.46-50.

4.Макшанцева,

Л.

В.

Программа

психодиагностики,

профилактики

и

преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду [Текст] /

Л.В, Макшанцева // Психолог в детском саду. 2014. – №1.- С. 24-49.

5.Монгуш,

О.О.

Психолого-педагогическое

сопровождение

детей

дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство:

материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди,

2015. – С. 59-62

6.Печора,

К.Л.,

Пантюхина,

Г.В.

Дети

раннего

возраста

в

дошкольных

учреждениях [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – Москва.: Владос, 2007. –

176 с.

7.Пистун,

Ю.

В.

Психолого-педагогическое

сопровождение

адаптации

ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения

[Текст] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. – 2014.

– №4. – С. 1064-1066.

8.

Смирнова, Е.О. Отношения между детьми в разновозрастных группах

детского сада [Текст] / Е. О. Смирнова, В. Н. Бутенко // Психолог в детском

саду. – 2007. – № 2. – С. 66–80.



В раздел образования