Авторы: Садыкова Земфира Рафаэлевна, Газизова Фарида Самигулловна
Должность: студент,доцент
Учебное заведение: Филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский Приволжский федеральный университет" г. Елабуга
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
1
Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период
адаптации к дошкольной образовательной организации
Садыкова Земфира Рафаэлевна, студент
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»(г.Елабуга)
В современном обществе социально- политические и социально-экономические
перемены
усложнили
функционирование
системы
дошкольного
образования
как
важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью
родителей с каждым годом увеличивается количество детей, поступающие в ясельные и
младшие
группы
ДОО.
Это
требует
качественного
переосмысления
проблемы
социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной
среде
дошкольного
учреждения.
Это
подтверждается
принятием
закона
«Об
образовании в Российской Федерации», в котором отмечается право каждого человека
на образование, создание условий для развития и социальной адаптации.
Реализацией
нового
закона
стала
разработка
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Одной из
базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов
здоровья
ребенка.
Эта
задача
в
условиях
современного
детского
сада
является
приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии
психического и эмоционального напряжения.
При неправильной организации работы по адаптации у детей могут возникнуть
нарушения
поведения,
эмоционального
состояния,
навыков
общения.
От
того,
как
пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и
сверстникам,
зависит
его
физическое
и
психологическое
развитие,
дальнейшее
благополучное существование в детском саду и в семье. В связи с этим проблема
адаптации детей к детскому саду на современном этапе является актуальной.
Проблемы
социальной
адаптации
и
социализации
личности
представлены
в
работах Л.C. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, JI.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В.
Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей
дошкольного возраста к дошкольным учреждениям исследовалась Н.М. Аксариной,
Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими. В социальной
педагогике
проблема
адаптации
рассматривается
в
работах
Е.Н.
Приступы,
Г.Ф.
Кумариной,
Д.А.
Обухова,
А.В.
Мудрика
и
др.
В
психолого-педагогических
исследованиях особо подчеркивается роль семьи в адаптации детей к условиям ДОО
(А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская). Семья является главным инструментом
социализации ребенка, поскольку именно родители – главные социальные партнеры
ребенка,
обеспечивают
его
готовность
к
взаимодействию
в
социальной
среде
и
адаптацию в ней. В связи с этим социально-педагогическая деятельность по адаптации
детей к ДОО должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся
во взаимодействии педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к
условиям дошкольной образовательной организации. Это противоречия между:
2
– социальным заказом общества в социально активных детях и, в тоже время,
ухудшением процесса адаптации детей раннего возраста;
– одним из базовых ценностей ФГОС ДО в поддержании и укреплении всех
компонентов здоровья ребенка и осложнением адаптационного периода детей раннего
возраста.
Поиск
педагогически
эффективных
путей
разрешения
данных
противоречий,
требующих выявления научно обоснованных подходов к взаимодействию педагогов с
родителями
в
период
адаптации
детей
раннего
возраста
к
условиям
дошкольной
образовательной организации, составляет проблему исследования, которая актуальна
как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Актуальность проблемы исследования обусловила
выбор его темы:
«Психолого-педагогическое
сопровождение
детей
раннего
возраста
в
период
в
период адаптации к дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать условия психолого-
педагогического
сопровождения
адаптации
детей
при
поступлении
в
дошкольную
образовательную организацию.
Объект
исследования: процесс
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Предмет
исследования:
условия
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Исследование
предлагает
комплексное
использование
таких методов,
как:
теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской
литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию
полученных данных; методы сбора эмпирических данных: эксперимент, анкетирование.
Названные
методы
позволили
выявить
современное
состояние
проблемы
исследования, сделать выводы об эффективности тех или иных педагогические условия
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации
детей
раннего
возраста
к
условиям
дошкольной
образовательной
организации,
а
также
обосновать
и
в
ходе
экспериментальной
работы
проверить
условия
психолого-педагогического
сопровождения
адаптации
детей
при
поступлении
в
дошкольную
образовательную
организацию.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
–концепции
психолого-педагогического
сопровождения
(Т.И.
Чиркова,Р.М.
Битянова);
– изучение адаптации как процесса привыкания и приспособления человека к
условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко и др.)
– исследование сущности и особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ
(Р.В. Танкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров и др.)
– подходы к организации периода адаптации детей раннего возраста в ДОУ (Н.Д.
Ватутина, Шмидт, Кольмер, Севостьянова и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты
позволяют
определить
педагогические
условия
психолого-педагогического
сопровождения развития адаптации детей к условиям дошкольной образовательной
организации,
эмпирически
подтвердить
их
эффективность.
Определены
и
3
охарактеризованы критерии и уровни адаптации детей раннего возраста. Разработан и
апробирован комплекс мероприятий по повышению уровня адаптации детей раннего
возраста.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ «Лучовский детский
сад» г. Чистополь. В эксперименте приняли участие дети раннего возраста, из числа
которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы в количестве
44 ребенка (по 22 человека в каждой из групп) и 20 родителей.
Список литературы
1.Аксарина,
М.Н.
Воспитание
детей
раннего
возраста
[Текст]
/
М.Н.
Аксарина. – Москва: Медицина 2007. – 304с.
2.Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных
группах
дошкольников
[Текст]:
автореферат
дисс.
канд.
псих.
наук
/
В.Н.
Бутенко. М. 2007. – 22 с.
3.Доронова,
Т.Н.
Воспитание
детей
в
малокомплектных
дошкольных
учреждениях [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное образование. – 2004. – №2.
– С.46-50.
4.Макшанцева,
Л.
В.
Программа
психодиагностики,
профилактики
и
преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду [Текст] /
Л.В, Макшанцева // Психолог в детском саду. 2014. – №1.- С. 24-49.
5.Монгуш,
О.О.
Психолого-педагогическое
сопровождение
детей
дошкольного возраста [Текст] / О. О. Монгуш // Педагогическое мастерство:
материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М.: Буки-Веди,
2015. – С. 59-62
6.Печора,
К.Л.,
Пантюхина,
Г.В.
Дети
раннего
возраста
в
дошкольных
учреждениях [Текст] / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – Москва.: Владос, 2007. –
176 с.
7.Пистун,
Ю.
В.
Психолого-педагогическое
сопровождение
адаптации
ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения
[Текст] / Ю. В. Пистун, К. И. Григорян, Г. П. Ковачева // Молодой ученый. – 2014.
– №4. – С. 1064-1066.
8.
Смирнова, Е.О. Отношения между детьми в разновозрастных группах
детского сада [Текст] / Е. О. Смирнова, В. Н. Бутенко // Психолог в детском
саду. – 2007. – № 2. – С. 66–80.