Автор: Легчилина Марина Егоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 5" Населённый пункт: город Новомосковск Тульская область Наименование материала: конспект Тема: Урок математики во 2 классе Раздел: начальное образование
Урок математики во 2 классе
Тема урока: "Умножение и деление на 10".
Цель урока: сформировать способность умножать и делить число на 10.
Планируемые достижения:
предметные : выполнять умножение и деление на 10; закрепить таблицу
умножения и деления, взаимосвязь между умножением и делением;
метапредметные:
познавательные - классифицировать числа, "читать" и объяснять
информацию, заданную с помощью схемы; анализировать текст составной
задачи и составлять план решения, развивать умение решать нестандартные
задачи;
регулятивные - принимать участие в обсуждении и формулировании темы и
цели урока, в "открытии" нового знания, выполнять работу в соответствии с
выведенным правилом, участвовать в оценке и обсуждении полученного
результата;
коммуникативные - ясно формулировать ответы к заданию, участвовать в
обсуждениях, возникающих на уроке, работать в группе;
личностные - формировать интеллектуальную активность.
Проект урока
1. Мотивация к учебной деятельности
У. - Есть порядок на столе?
А порядок в голове?!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!
2.Актуализация знаний
У. -Что записано на доске?(блок-схема алгоритма)
-Какое задание хочу вам предложить? (вычислить по алгоритму и
заполнить таблицу)
-Определите цель этого задания. (повторить таблицу умножения и деления,
тренировать устный счёт)
-Приступайте к вычислениям, записывайте значения х в строчку. На работу 2-
3 минуты.
а
3
4
5
8
9
х
Проверка: 1 ученик на доске заполняет таблицу. Ребята проверяют,
оценивают, исправляют ошибки, выявляют причины ошибок.
У. - На какие группы можно разбить числа этого ряда? (чётные и нечётные;
круглые и некруглые; в которых 3 десятка; сумма цифр 9 и другая...
- Дайте характеристику числа 30 по плану (слайд 1):
1.
Какое это число - двузначное или однозначное?
2.
Какими цифрами записано?
3.
Назовите разрядные слагаемые.
4.
Встречается ли в таблице умножения?
3.Выявление места и причины затруднения
на доске:
4х8
9х7
5х10
-Какое выражение можно считать "лишним"? Почему? (внетабличное
умножение, умножение на двузначное число, не решали...)
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
-Восстановите схему:
Ученик на доске показывает обратное действие - деление на 10.
- Сформулируйте тему урока. Определите цель урока. (слайд 2)
Запишите в тетради тему урока этой схемой.
-Предложите, как можно найти произведение :
5х10 (дети могут предложить заменить сложением; использовать таблицу
умножения на 9 и др. Учитель делает записи на доске:
5х10=10х5=10+10+10+10+10=50
-Удобный ли этот способ?
5х10=5х9+5=50
А этот способ?
(Если дети не предложат ещё способ, то учитель просит прочитать и
объяснить запись (на доске записывает):
5х10=5 х1дес.=5дес.=50
Найдём таким же образом ещё одно произведение ( 1 ученик на доске,
остальные пишут в тетрадях):
10 х7= 1дес. х7=7 дес.=70
-Ребята, есть ещё один способ. Догадайтесь сами.
-Какое число получается, если однозначное число умножить на 10? (круглое
двузначное)
-Что изменилось в записи чисел? (учитель показывает на 5 и 50, 7 и 70)
5 50
7 70 (приписали ноль)
- Сформулируйте правило (слайд 3), вставив нужные слова
x 10
На слайде: Чтобы однозначное число умножить на 10, достаточно к
нему справа ____________ноль. ( появляется полное правило).
-Прочитайте правило вполголоса и запомните.
-Вставьте подходящие числа в схему:
-Пользуясь схемой, запишем и найдём частное (учитель записывает на доске,
ученики в тетрадях.
30 : 10=3
-Будьте внимательны. Какое число делили на 10? (круглое двузначное)
-Какое число получилось в частном? (однозначное)
-Что изменилось в записи чисел?
30 3( отбросили ноль)
-Сформулируйте правило (слайд):
Чтобы разделить двузначное круглое
число на 10, достаточно ________ ноль . (появляется на слайде полное
правило) Повторите шёпотом.
-Какие же глаголы являются ключевыми словами урока? (приписать,
откинуть).
-Молодцы!
5. Первичное закрепление
- Применим новое знание: заполним цепочки (слайд).
а) 4 x 10 * + 30 * : 10 *
80 : 10 * x 5 * : 10 *
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
3
30
x 10
: 10
Ниже, дети, не ленитесь.
Поклонитесь! Улыбнитесь!
- Что означает выражение "в пояс поклониться"? (выразить благодарность,
уважение)
б) составьте 2 уравнения, соответствующие теме урока. ( Уравнения учитель
записывает на доске, дети оценивают правильность; учитель может
усложнить одно уравнение)
-Решите самостоятельно.
Проверка: один ученик на доске. Оценка ученика. Самооценка учащихся.
6. Самостоятельная работа в группах
-Ребята, предлагаю поработать в группах и решить нестандартные задания.
(5-7 минут)
Проверка : один ученик от группы делает презентацию выполненного
задания.
Учитель спрашивает, где применили новое знание.
1 группа
Заполните таблицу
х
7
18
20
6
60
3
2 группа
Отгадать числа в фигурах
x 6 =
:
=3
x 8 = 80
3 группа
Найти закономерность и вставить пропущенное число
5
7
10
25
49
?
7. Повторение. Решение задачи.
-Откройте учебники на стр.67. Внимательно прочитайте задачу №4 (а).
Вокруг Катиного дома растут 10 берёз, это в три раза меньше, чем
тополей, а лип на 15 больше, чем тополей. Сколько берёз, тополей и лип
растёт вокруг дома?
-В паре обсудите план решения задачи.
-Составим план решения задачи. (учитель записывает план на доске)
-Кто желает решить задачу на обратной стороне доски?
Дети самостоятельно решают задачу.
Проверка и самопроверка.
Молодцы!
8. Подведение итога урока (слайд)
-Чему учились на уроке?
- К какому выводу пришли?
Домашнее задание.
- Покажите мимикой, с каким настроением заканчиваете урок.
Молодцы! Спасибо за урок.
Дополнительные задания
1) Сравните:
10 см * 2 дм
50 см * 4 дм
3 м * 30 дм
2) Составьте задачи к выражению: 36 : 9