Автор: Чередниченко Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: Профессионально - педагогический колледж ГГТУ
Населённый пункт: Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов игровой технологии в преподавании химии."
Раздел: среднее профессиональное
Использование элементов игровой технологии
в преподавании химии.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его
интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Условия современной жизни, возрастающий объем информации требуют,
чтобы
колледж подготавливал обучающихся, умеющих самостоятельно добывать знания, выделять
основное,
быстро
ориентироваться
в
конкретной
ситуации.
Чтобы
активизировать
мыслительную деятельность студента, необходимо решить одновременно несколько задач:
выбрать форму работы на занятии, способную заинтересовать учащегося с любым уровнем
подготовки, вовлечь всех обучающихся в совместный процесс познания; определить каждому
посильную для него часть
общей проблемы, реализуя дифференцированный подход к
обучению.
Одним из эффективных путей решения этих задач является широкое внедрение в
практику занятия игровых технологий.
Одним из возможных путей совершенствования форм, методов и средств обучения
является
введение
дидактических
игр
в
широкую
практику
работы
учителей.
А.В.Луначарский
писал,
что
игра
«в
значительной
степени
является
основой
всей
человеческой
культуры».
Именно
в
игре
ребенок
активно
мыслит,
чувствует
и
творит
свободно.
Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения:
образовательную,
воспитывающую
и
развивающую.
Л.С.Выготский
выявил
и
сформулировал своеобразный педагогический парадокс игры: казалось бы, ученик в игре
делает то, что ему хочется (линия наименьшего сопротивления), но тем не менее, в игре он
учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия наибольшего
сопротивления).
Игра
оказывает значительное воздействие на формирование
положительного
отношения школьников к учению.
Путь игры: идти не просто с предметом к детям, а с
детьми к предмету.
«Химическое домино». В процессе игры используются 35 карточек с изображением
химических
формул
простых
веществ,
соединений,
перечислением
типов
химических
реакций. Ученикам класса раздаются карточки. Зная химические свойства простых веществ,
соединений, типы химических реакций, школьники должны самостоятельно с помощью
игровых карточек составить на доске цепь уравнений химических реакций.
Игровая деятельность позволяет сделать процесс усвоения новых знаний более
интенсивным,
положительные
эмоции,
которые
возникают
у
учеников
в
процессе
дидактических игр, способствуют предупреждению их перегрузки. Отмечено, что уже с
первого этапа включения дидактических игр с использованием химического эксперимента в
процесс
обучения
химии
знания
учащихся
достаточно
эффективно
закрепляются
в
действиях.
В процессе обучения химии, контроль над усвоением и закреплением знаний можно
организовать, используя деловые игры. Например, игра «Экзамен». При подготовке деловой
игры учитель сообщает перечень вопросов и типовых задач, которые войдут в билеты,
создается «экзаменационная комиссия», в состав которой входят наиболее подготовленные
ученики. Опыт проведения таких «Экзаменов» показывает, что учащиеся готовятся к ним
значительно серьезнее, чем к обычной контрольной работе. Если, с точки зрения психологии
ребенка, особенно слабоуспевающего,
получение у учителя еще одной низкой оценки не
являет ся
чем-то
о собенно
неприятным,
то
совсем
по-другому
в ы гл я д и т
неудовлетворительный ответ перед комиссией из своих одноклассников.
Любая игра, как известно, строится на эмоциональной основе, которая позволяет
стимулировать, а иногда и полностью захватить внимание, воображение, мышление, память и
другие функции человека.
Полученные при анализе игры данные свидетельствуют о том, что при использовании
дидактических
игр
абсолютное
большинство
учащихся
(свыше
98%)
пытаются
активно
включиться в учебно-познавательную деятельность.
Таким образом, игровые сюжеты не
только вызывают ситуативный интерес к выполнению данной задачи и повышает уровень
коллективной деятельности, но и способствуют формированию интереса к самому учебному
предмету и совершенствованию знаний по предмету.
«Игры – важнейшие и главнейшие педагогические дела, в осень значительной
степени определяющие успех педагогической работы» А.С.Макаренко.
Многие учащиеся с огромным интересом следят за поединками, разыгрывающимися
на «Брейн-ринге» или в клубе «Что? Где? Когда?». И, конечно же, мечтают хоть немножко
дотянуться
до
того
уровня
эрудированности,
который
демонстрируют
игроки.
На
внеклассном мероприятии у учителя появляется возможность создать прообраз, или точнее,
миниатюрную копию того, что учащиеся видят по телевизору. Разумеется, в любом деле
требуется тренировка и тщательная подготовка. Не достаточно иметь только одно желание,
чтобы что-то сделать, прежде всего, надо уметь трудиться, а в данном случае много и
вдумчиво читать.
Каждый учитель вправе сам определить, как будет проходить состязание, т.е. каков
будет состав команд (разновозрастные или одновозрастные), их численность и система
поощрения. Самое важное, что учащиеся будут обсуждать в отведенное время, и будет ли,
вообще, в вопросы изначально заложен простор для мыслительной деятельности. Наиболее
благодатными объектами для интеллектуальных атак могут быть отрывки из литературных
произведений,
интересные
опыты,
различные
термины.
Конечно,
сложность
и
замысловатость вопросов должны возрастать постепенно, иначе у учащихся может пропасть
азарт и желание расширять свой кругозор. Поэтому лучше всего начать с блицтурниров, а
потом уже переходить к более серьезным заданиям клуба «Юных химиков», на которых уже
проявившие
себя
знатоки
химии
смогут
с
достоинством
раскручивать
логические
хитросплетения вопросов.
Возможные вопросы блиц-тура.
1.
Какое молоко не пьют? (известковое).
1.
Почему
крапива
жжется?
(из
надломленных
волосков
выбрызгивается
муравьиная кислота).
2.
Какой газ называют «веселящим» и почему? (оксид азота 1)
3.
Какие элементы наиболее распространены в космосе? (водород и гелий)
4.
Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит? (оксид кальция)
5.
Какое «золото» дешевле серебра? (сусальное золото - сульфид олова 4)
6.
В какой капусте много йода? (в ламинарии – морской капусте)
7.
Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (происходит окисление
соединений железа)
8.
От соединений каких металлов зависит зеленая окраска растений и красная
окраска крови? (магния и железа соответственно)
Возможные вопросы для знатоков химии
1. Объясните явление «ныряющее яйцо»
Опускаем сырое яйцо в слабый раствор соляной кислоты и наблюдаем странную
картину. Яйцо сначала опускается на дно, но через некоторое время снова всплывает. На
поверхности яйцо держится недолго, и вновь тонет – и так до тех пор, пока не раствориться
скорлупа. Что же заставляет яйцо то нырять, то всплывать на поверхность?
(Яйцо тонет, так как его плотность больше плотности соляной кислоты. А на
поверхность его увлекают пузырьки углекислого газа. Скорлупа
состоит, в основном, из
карбоната
кальция,
который
растворяется
в
кислоте
с
выделением
углекислого
газа.
Освободившись от пузырьков, яйцо вновь тонет, снова образуется углекислый газ – и все
начинается сначала).
2. Найдите ошибки в рассуждениях незадачливого химика. «Ну и врачи пошли теперь,
ничего
не
понимают.
Бабушка
наша
плохая
стала,
пошла
в
поликлинику.
А
там
ей
прописали: пить бром, есть железо и прогреваться кварцем.
Пить бром – это явное самоубийство. Есть железо – не старушечьи зубы надо.
Хорошо, что хоть насчет кварца понятно: это значит лежать на пляже, на горячем песке…
Все-таки плохо их там учат, в мединститутах».
Известно, что отдыхать – это не значит ничем не заниматься. Именно поэтому многие в
часы
досуга
любят
разгадывать
кроссворды
и
чайнворды,
решать
головоломки
и
занимательные задачи. Это действительно интересно и
вместе с тем полезно, так как
развивает
логическое
мышление,
сообразительность,
умение
находить
решение
в
нетипичных
ситуациях.
Кроме
того,
расширяет
кругозор,
появляются
положительные
эмоции, и возникает острое желание узнать как можно больше по интересующему вопросу.
Уже увлеченные химией, а также те, кто только желает поближе познакомиться с этой
удивительной наукой на внеклассном мероприятии, смогут найти задание по душе и в
соответствии со своими знаниями. Разумно отдохнуть и развлечься помогут разнообразные
ребусы и головоломки, кроссворды, чайнворды и другие задачи, так или иначе связанные с
химией. Отдельные задачи могут быть связаны с математикой, литературой, биологией и
другими науками. Нетрадиционные задания помогут по-новому взглянуть на этот предмет,
повторить материал, изученный на уроках химии, глубже осмыслить и понять его.