Напоминание

"Использование элементов игровой технологии в преподавании химии."


Автор: Чередниченко Наталия Юрьевна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: Профессионально - педагогический колледж ГГТУ
Населённый пункт: Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов игровой технологии в преподавании химии."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование элементов игровой технологии

в преподавании химии.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский

Условия современной жизни, возрастающий объем информации требуют,

чтобы

колледж подготавливал обучающихся, умеющих самостоятельно добывать знания, выделять

основное,

быстро

ориентироваться

в

конкретной

ситуации.

Чтобы

активизировать

мыслительную деятельность студента, необходимо решить одновременно несколько задач:

выбрать форму работы на занятии, способную заинтересовать учащегося с любым уровнем

подготовки, вовлечь всех обучающихся в совместный процесс познания; определить каждому

посильную для него часть

общей проблемы, реализуя дифференцированный подход к

обучению.

Одним из эффективных путей решения этих задач является широкое внедрение в

практику занятия игровых технологий.

Одним из возможных путей совершенствования форм, методов и средств обучения

является

введение

дидактических

игр

в

широкую

практику

работы

учителей.

А.В.Луначарский

писал,

что

игра

«в

значительной

степени

является

основой

всей

человеческой

культуры».

Именно

в

игре

ребенок

активно

мыслит,

чувствует

и

творит

свободно.

Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения:

образовательную,

воспитывающую

и

развивающую.

Л.С.Выготский

выявил

и

сформулировал своеобразный педагогический парадокс игры: казалось бы, ученик в игре

делает то, что ему хочется (линия наименьшего сопротивления), но тем не менее, в игре он

учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям (линия наибольшего

сопротивления).

Игра

оказывает значительное воздействие на формирование

положительного

отношения школьников к учению.

Путь игры: идти не просто с предметом к детям, а с

детьми к предмету.

«Химическое домино». В процессе игры используются 35 карточек с изображением

химических

формул

простых

веществ,

соединений,

перечислением

типов

химических

реакций. Ученикам класса раздаются карточки. Зная химические свойства простых веществ,

соединений, типы химических реакций, школьники должны самостоятельно с помощью

игровых карточек составить на доске цепь уравнений химических реакций.

Игровая деятельность позволяет сделать процесс усвоения новых знаний более

интенсивным,

положительные

эмоции,

которые

возникают

у

учеников

в

процессе

дидактических игр, способствуют предупреждению их перегрузки. Отмечено, что уже с

первого этапа включения дидактических игр с использованием химического эксперимента в

процесс

обучения

химии

знания

учащихся

достаточно

эффективно

закрепляются

в

действиях.

В процессе обучения химии, контроль над усвоением и закреплением знаний можно

организовать, используя деловые игры. Например, игра «Экзамен». При подготовке деловой

игры учитель сообщает перечень вопросов и типовых задач, которые войдут в билеты,

создается «экзаменационная комиссия», в состав которой входят наиболее подготовленные

ученики. Опыт проведения таких «Экзаменов» показывает, что учащиеся готовятся к ним

значительно серьезнее, чем к обычной контрольной работе. Если, с точки зрения психологии

ребенка, особенно слабоуспевающего,

получение у учителя еще одной низкой оценки не

являет ся

чем-то

о собенно

неприятным,

то

совсем

по-другому

в ы гл я д и т

неудовлетворительный ответ перед комиссией из своих одноклассников.

Любая игра, как известно, строится на эмоциональной основе, которая позволяет

стимулировать, а иногда и полностью захватить внимание, воображение, мышление, память и

другие функции человека.

Полученные при анализе игры данные свидетельствуют о том, что при использовании

дидактических

игр

абсолютное

большинство

учащихся

(свыше

98%)

пытаются

активно

включиться в учебно-познавательную деятельность.

Таким образом, игровые сюжеты не

только вызывают ситуативный интерес к выполнению данной задачи и повышает уровень

коллективной деятельности, но и способствуют формированию интереса к самому учебному

предмету и совершенствованию знаний по предмету.

«Игры – важнейшие и главнейшие педагогические дела, в осень значительной

степени определяющие успех педагогической работы» А.С.Макаренко.

Многие учащиеся с огромным интересом следят за поединками, разыгрывающимися

на «Брейн-ринге» или в клубе «Что? Где? Когда?». И, конечно же, мечтают хоть немножко

дотянуться

до

того

уровня

эрудированности,

который

демонстрируют

игроки.

На

внеклассном мероприятии у учителя появляется возможность создать прообраз, или точнее,

миниатюрную копию того, что учащиеся видят по телевизору. Разумеется, в любом деле

требуется тренировка и тщательная подготовка. Не достаточно иметь только одно желание,

чтобы что-то сделать, прежде всего, надо уметь трудиться, а в данном случае много и

вдумчиво читать.

Каждый учитель вправе сам определить, как будет проходить состязание, т.е. каков

будет состав команд (разновозрастные или одновозрастные), их численность и система

поощрения. Самое важное, что учащиеся будут обсуждать в отведенное время, и будет ли,

вообще, в вопросы изначально заложен простор для мыслительной деятельности. Наиболее

благодатными объектами для интеллектуальных атак могут быть отрывки из литературных

произведений,

интересные

опыты,

различные

термины.

Конечно,

сложность

и

замысловатость вопросов должны возрастать постепенно, иначе у учащихся может пропасть

азарт и желание расширять свой кругозор. Поэтому лучше всего начать с блицтурниров, а

потом уже переходить к более серьезным заданиям клуба «Юных химиков», на которых уже

проявившие

себя

знатоки

химии

смогут

с

достоинством

раскручивать

логические

хитросплетения вопросов.

Возможные вопросы блиц-тура.

1.

Какое молоко не пьют? (известковое).

1.

Почему

крапива

жжется?

(из

надломленных

волосков

выбрызгивается

муравьиная кислота).

2.

Какой газ называют «веселящим» и почему? (оксид азота 1)

3.

Какие элементы наиболее распространены в космосе? (водород и гелий)

4.

Какое вещество гасят водой, хотя оно и не горит? (оксид кальция)

5.

Какое «золото» дешевле серебра? (сусальное золото - сульфид олова 4)

6.

В какой капусте много йода? (в ламинарии – морской капусте)

7.

Почему свежий разрез яблока на воздухе буреет? (происходит окисление

соединений железа)

8.

От соединений каких металлов зависит зеленая окраска растений и красная

окраска крови? (магния и железа соответственно)

Возможные вопросы для знатоков химии

1. Объясните явление «ныряющее яйцо»

Опускаем сырое яйцо в слабый раствор соляной кислоты и наблюдаем странную

картину. Яйцо сначала опускается на дно, но через некоторое время снова всплывает. На

поверхности яйцо держится недолго, и вновь тонет – и так до тех пор, пока не раствориться

скорлупа. Что же заставляет яйцо то нырять, то всплывать на поверхность?

(Яйцо тонет, так как его плотность больше плотности соляной кислоты. А на

поверхность его увлекают пузырьки углекислого газа. Скорлупа

состоит, в основном, из

карбоната

кальция,

который

растворяется

в

кислоте

с

выделением

углекислого

газа.

Освободившись от пузырьков, яйцо вновь тонет, снова образуется углекислый газ – и все

начинается сначала).

2. Найдите ошибки в рассуждениях незадачливого химика. «Ну и врачи пошли теперь,

ничего

не

понимают.

Бабушка

наша

плохая

стала,

пошла

в

поликлинику.

А

там

ей

прописали: пить бром, есть железо и прогреваться кварцем.

Пить бром – это явное самоубийство. Есть железо – не старушечьи зубы надо.

Хорошо, что хоть насчет кварца понятно: это значит лежать на пляже, на горячем песке…

Все-таки плохо их там учат, в мединститутах».

Известно, что отдыхать – это не значит ничем не заниматься. Именно поэтому многие в

часы

досуга

любят

разгадывать

кроссворды

и

чайнворды,

решать

головоломки

и

занимательные задачи. Это действительно интересно и

вместе с тем полезно, так как

развивает

логическое

мышление,

сообразительность,

умение

находить

решение

в

нетипичных

ситуациях.

Кроме

того,

расширяет

кругозор,

появляются

положительные

эмоции, и возникает острое желание узнать как можно больше по интересующему вопросу.

Уже увлеченные химией, а также те, кто только желает поближе познакомиться с этой

удивительной наукой на внеклассном мероприятии, смогут найти задание по душе и в

соответствии со своими знаниями. Разумно отдохнуть и развлечься помогут разнообразные

ребусы и головоломки, кроссворды, чайнворды и другие задачи, так или иначе связанные с

химией. Отдельные задачи могут быть связаны с математикой, литературой, биологией и

другими науками. Нетрадиционные задания помогут по-новому взглянуть на этот предмет,

повторить материал, изученный на уроках химии, глубже осмыслить и понять его.



В раздел образования