Напоминание

"Интеллектуальная готовность к школьному обучению"


Авторы: Фархутдинова Алина Фаритовна, Коломийченко Людмила Владимировна
Должность: доктор педагогических наук,профессор
Учебное заведение: Елабужский институт "Казанский Приволжский федеральный университет"
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальная готовность к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интеллектуальная готовность школьному обучению

Автор: Фархутдинова Алина Фаритовна

Научный руководитель: Коломийченко Людмила Владимировна

Интеллектуальная к школьному с мыслительных - способностью сравнивать

объекты, их, выделять признаки, делать У ребенка быть определенная представлений, в

числе образных пространственных, речевое развитие, познавательная активность.

Изучение особенностей сферы можно с исследования - психического процесса,

неразрывно

с

мыслительным.

Для

определения

уровня

запоминания

дается

бессмысленный набор например: год, слон, меч, мыло, шум, рука, пол, сын. прослушав

весь

этот

ряд,

повторяет

слова,

которые

запомнил.

приводит

такие

показатели

механической памяти, для 6-7-ми летнего возраста : первого раза воспринимает не 5

слов из 10; 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; один час забывает не более слов,

воспроизводившихся раньше; в процессе запоминания материала «провалы», когда после

одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем и позже (что обычно бывает

признаком переутомления)[1, c.97].

А.Р.Лурии

позволяет

выявить

общий

умственного

развития,

степень

обобщающими

понятиями,

умением

планировать

свои

действия.

дается

задание

запомнить слова помощью рисунков: к каждому слову словосочетанию он сам делает

лаконичный рисунок, который поможет ему слово воспроизвести. Для дается 10-12 слов

и словосочетаний, таких грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая капризный

хорошая погода, сильный человек, интересная сказка. 1-1,5 часа прослушивания ряда

слов и создания получает свои рисунки вспоминает, для какого слова каждый из них.

Уровень пространственного мышления выявляется Эффективна и удобна методика

А.Л.Венгера Ребенку нужно найти домику среди других, путей и тупиков лабиринта.

этом ему помогают образно заданные

-

каких объектов

кустов, цветов, грибов) он

Ребенок должен ориентироваться в самом отображающей пути, то есть решения задачи.

распространенными

диагностирующими

уровень

словесно-логического

следующие:

а) «Объяснение картин»: ребенку рассказать, на ней Этот прием представление о

насколько

ребенок понимает смысл изображенного, может

главное или теряется в

отдельных деталях, насколько развита его речь.

б)

событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок

6), на

которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он выстроить из этих

правильный ряд и рассказать, как развивались

картинок могут быть по содержанию

разной степени трудности.

дает психологу те же данные, что и предыдущая методика,

но, кроме выявляется понимание причинно-следственных связей [2, c.144].

Обобщение и

последовательность

и некоторые другие

изучаются с помощью

методики

классификации. Ребенок составляет группы из

с изображенными на них

живыми существами. Классифицируя различные он может группы по признаку и давать

им обобщенные

мебель, одежда), может -

внешнему признаку («все большие» или

красные»), по ситуативным признакам (шкаф объединяются в группу, что «платье висит

в шкафу»).

При отборе детей в школы,

которых значительно усложнены и к интеллекту

поступающий предъявляются

требования (гимназии,

использую более

методики.

Сложные процессы анализа синтеза изучаются определении детьми интерпретации

пословиц.

методика интерпретации

интересный

предложенный Б.В.Зейгарник. Р

задаются фразы, из которых смыслу соответствует а вторая по внешне её Например, к

«Не в сани фразы: нужно браться дело, которого не «Зимой на санях, летом на

Ребенок, выбирая

из двух

объясняет, почему

подходит к

но

выбор ярко

на

содержательные внешние признаки ребенок, анализируя суждения [3, c.107].

литературы

1.

Караванова, Л. Учебное для бакалавров

Л.

Караванова. - М.: Дашков и

2014. - 264 с.

2.

А. И. Психология / А.И. Кравченко. - ИНФРА-М, 2017. - 400 с

3.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.:

Комплекс-Центр, 2013. – 176 с.



В раздел образования