Авторы: Фархутдинова Алина Фаритовна, Коломийченко Людмила Владимировна
Должность: доктор педагогических наук,профессор
Учебное заведение: Елабужский институт "Казанский Приволжский федеральный университет"
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальная готовность к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальная готовность школьному обучению
Автор: Фархутдинова Алина Фаритовна
Научный руководитель: Коломийченко Людмила Владимировна
Интеллектуальная к школьному с мыслительных - способностью сравнивать
объекты, их, выделять признаки, делать У ребенка быть определенная представлений, в
числе образных пространственных, речевое развитие, познавательная активность.
Изучение особенностей сферы можно с исследования - психического процесса,
неразрывно
с
мыслительным.
Для
определения
уровня
запоминания
дается
бессмысленный набор например: год, слон, меч, мыло, шум, рука, пол, сын. прослушав
весь
этот
ряд,
повторяет
слова,
которые
запомнил.
приводит
такие
показатели
механической памяти, для 6-7-ми летнего возраста : первого раза воспринимает не 5
слов из 10; 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов; один час забывает не более слов,
воспроизводившихся раньше; в процессе запоминания материала «провалы», когда после
одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем и позже (что обычно бывает
признаком переутомления)[1, c.97].
А.Р.Лурии
позволяет
выявить
общий
умственного
развития,
степень
обобщающими
понятиями,
умением
планировать
свои
действия.
дается
задание
запомнить слова помощью рисунков: к каждому слову словосочетанию он сам делает
лаконичный рисунок, который поможет ему слово воспроизвести. Для дается 10-12 слов
и словосочетаний, таких грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая капризный
хорошая погода, сильный человек, интересная сказка. 1-1,5 часа прослушивания ряда
слов и создания получает свои рисунки вспоминает, для какого слова каждый из них.
Уровень пространственного мышления выявляется Эффективна и удобна методика
А.Л.Венгера Ребенку нужно найти домику среди других, путей и тупиков лабиринта.
этом ему помогают образно заданные
-
каких объектов
кустов, цветов, грибов) он
Ребенок должен ориентироваться в самом отображающей пути, то есть решения задачи.
распространенными
диагностирующими
уровень
словесно-логического
следующие:
а) «Объяснение картин»: ребенку рассказать, на ней Этот прием представление о
насколько
ребенок понимает смысл изображенного, может
главное или теряется в
отдельных деталях, насколько развита его речь.
б)
событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок
6), на
которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он выстроить из этих
правильный ряд и рассказать, как развивались
картинок могут быть по содержанию
разной степени трудности.
дает психологу те же данные, что и предыдущая методика,
но, кроме выявляется понимание причинно-следственных связей [2, c.144].
Обобщение и
последовательность
и некоторые другие
изучаются с помощью
методики
классификации. Ребенок составляет группы из
с изображенными на них
живыми существами. Классифицируя различные он может группы по признаку и давать
им обобщенные
мебель, одежда), может -
внешнему признаку («все большие» или
красные»), по ситуативным признакам (шкаф объединяются в группу, что «платье висит
в шкафу»).
При отборе детей в школы,
которых значительно усложнены и к интеллекту
поступающий предъявляются
требования (гимназии,
использую более
методики.
Сложные процессы анализа синтеза изучаются определении детьми интерпретации
пословиц.
методика интерпретации
интересный
предложенный Б.В.Зейгарник. Р
задаются фразы, из которых смыслу соответствует а вторая по внешне её Например, к
«Не в сани фразы: нужно браться дело, которого не «Зимой на санях, летом на
Ребенок, выбирая
из двух
объясняет, почему
подходит к
но
выбор ярко
на
содержательные внешние признаки ребенок, анализируя суждения [3, c.107].
литературы
1.
Караванова, Л. Учебное для бакалавров
Л.
Караванова. - М.: Дашков и
2014. - 264 с.
2.
А. И. Психология / А.И. Кравченко. - ИНФРА-М, 2017. - 400 с
3.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.:
Комплекс-Центр, 2013. – 176 с.