Напоминание

Использование приемов критического мышления "Инсерт" на уроках химии


Автор: Самойлова Елена Николаевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: государственное образовательное учреждение "СОШ № 11" им.С.С.Виноградова
Населённый пункт: ГБОУ "СОШ № 11" г.Севастополь
Наименование материала: статья + разработка урока
Тема: Использование приемов критического мышления "Инсерт" на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад




Использование приемов критического мышления «Инсерт» на уроках

химии

Цель современного образования - создание условий для полноценного

развития

обучающегося

на

основе

овладения

им

навыками

творческой

деятельности с элементами мышления и системой ценностных отношений.

Ученик

-

это

личность

индивидуальная,

которая

стремится

к

самоопределению

и

самореализации,

а

для

этого

необходимо

учитывать

личностную природу обучающегося , его потребности и интересы.

Задача учителя заключается не только в необходимости формирования

знаний

и

умений,

но

и

обеспечении

возможностей

для

становления

и

развития личности

Мышление человека – это активная познавательная деятельность, а также

внутренний процесс планирования и регуляция из вне.

Во время школьного обучения мышление детей развивается от образного к

теоретическому. Учащиеся должны уметь применять химические понятия,

уметь пользоваться особой системой символов, условными обозначениями,

должны научиться рассуждать и теоретически мыслить.

Жан Жак Руссо когда-то отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет,

но

хотеть

он

должен

того,

чего

хочет

учитель.

Поэтому

педагогу

так

необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно

пришёл

до

определённой

основы,

вывел

формулу,

сформулировал

тему

урока»

Этому определению соответствует технология критического мышления,

целью

которой

является

развитие

мыслительных

навыков

учащихся,

необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать

взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные

стороны явлений.

Существуют свои методические приемы технологии критического

мышления. Рассмотрим некоторые из них : «Инсерт»

«Инсерт»

это

прием

развития

мышления

через

чтение

и

письмо

(ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, новой информацией. Что

заключается в названии данного приема?

I — interactive (интерактивная)

N — noting (познавательная)

S — system (система)

Е — effective (для эффективного)

R — reading and (чтения)

Т -- thinking ( и размышления).

Прием «Инсерт» лучше всего использовать для проведения уроков

усвоения новых знаний, для актуализации новых знаний и умений ( по

ФГОС). Прием требует от ученика тщательного, внимательного, вдумчивого

чтения при работе с теоретическим материалом и заставляет его проработать

каждую строчку материала, выделяя главное, делает процесс чтения более

осмысленным.

Как использовать прием «Инсерт» на уроках?

“ИНСЕРТ”, маркировка текста значками по мере его чтения (Воган и Эстес,

модификация Мередит и Стал).

“v” – я это знаю

“+” – новая информация

“-” - противоречия ранее полученной информации

“?” – непонятные вопросы, требующие разъяснения

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях

пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут

заголовками её граф. В таблицу в виде тезисов заносятся сведения из текста.

Как правильно читать текст:

Делаем пометки: четыре значка: “+”, “v”, “-”, “?”.

Ставим значки по ходу чтения текста на полях

Заполняем таблицу согласно маркировки

« V »

« + »

« - »

« ? »

С помощью

тезисов

записываются

термины и

понятия,

встречающиеся

в тексте,

которые уже

были известны

отмечается все

новое, что стало

известно из

текста

Отмечаются

противоречия,

к о т о р ы е

н е

соответствуют

ранее полученным

знаниям

отмечаются

вопросы, которые

непонятны в

тексте

или вопросы,

требующие

разъяснения или

дополнительной

информации

Правила работы:

1.

Чтение небольшого теста

2.

Чтение таблицы несколькими учащимися (выборочно) без обсуждения.

3.

Дополнение колонок новыми тезисами (стадия осмысления)

4.

Обсуждение записей в колонках, что было известно, что нового (стадия

рефлексии)

Уроки по развитию критического мышления с помощью «Инсерт» строятся

по этапам:

1 этап Вызов. (актуализация знаний)

Подготавливает учащихся восприятию новой информации. На данном этапе

можно использовать кластер, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой

штурм

2 этап. Осмысление - этап получения новых знаний, ввод новых понятий и

термины

На данной стадии работают такие приемы как « Чтение с остановками»,

«Кубик Блума», «Толстые и тонкие вопросы»

3 этап. Размышление (рефлексия) – этап усвоения новых знаний и умений,

самостоятельный анализ информации, соотношения их с известными

данными, сравнения, оценки и анализа, интерактивное обсуждение

На данной стадии работают такие приемы «Ромашка вопросов», «Эссе»,

«Синквейн»

Таким образом, применение приемов технологии критического мышления

способствует формированию универсальных учебных действий:

личностных (развитие коммуникативных способностей, умение

аргументированно отстаивать свою точку зрения);

метапредметных (, овладение навыками смыслового чтения, овладение

логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);

предметных (новые знания по конкретному предмету).

Тема урока: Соли. Классификация. Физические свойства.

Цели и задачи:

Образовательные:

сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических

соединений;

привести в систему знания учащихся о классификации солей;

Познакомить с применением солей.

Развивающие:

Развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

Формирование всесторонне развитой личности;

Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы: рассказ, беседа

Оборудование: таблица «Соли», образцы солей, компьютер, проектор, экран;

раздаточный материал – карточки с текстом «соли», таблица для анализа

текста по приёму INSERT, информационные карточки «Классификация

солей».

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

1.Этап вызова (актуализации)

Это самый многочисленный класс из неорганических соединений. А одно

вещество из этого класса все вы используете в пищу.

Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь: осужденные

получали только хлеб и воду без добавления этого вещества. Через некоторое

время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться…

А жители некоторых островных государств, чтобы утолить потребность в

этом веществе, ели сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду. Что же это за

вещество? (учащиеся называют вещество- соль)

Чтение текста с пометками - применение приема INSERT (инсерт).

На

доске

написана

расшифровка

приёма,

учащимся

предоставлены

раздаточные

карточки

с

текстом

«соли». Работа

в

парах. Каждому

учащемуся представлена карточка с аналитической таблицей.

INSERT:

I – interactive – самоактивизация – “v” – уже знал ;

N – noting – новая информация – “+” – новое;

S – system – системная разметка - “-” – думал иначе;

E – effective - эффективная информация - “?” – не понял, есть вопросы;

R, T }- reading and thinking - чтение и обдумывание.

Соли – это сложные вещества, которые

состоят из атомов металла и

кислотного остатка. Формулы оксидов: Ме х Ау( Ме –символ металла, х-

число атомов металла; А-кислотный остаток, у – число атомов химических

элементов, входящих в состав кислотного остатка.). Примеры формул солей-

NаСl,

К

3

РO

4

,

Ва(NO

3

)

2

,

ZnSO

4

, CаСO

3

,

Na

2

[Zn(OH)

4

]

.

Формулы

солей

составляются по памяти с использованием кислотного остатка. Если металл,

входящий в состав соли, имеет переменную валентность, то ее указывают в

скобках после названия соли, например FeCl

2 ,

FeCl

3 ,

Формулы и названия

солей по кислотному остатку надо знать наизусть

NaCI - это хорошо растворимая в воде соль, известна под названием

поваренная соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и

человека.

Садясь

за

стол,

никто

и

не

думает

о

том,

что

из-за

данного

кристаллического белого порошка, люди когда-то могли сражаться друг с

другом, кочевать из стран в страны, продавать в рабство.

В названиях многих городов и поселков разных стран присутствует слово

соль: Солт-Лейк-Сити (США, штат Юта). «Солт» в переводе с английского

значит «соль». В названиях русских городов так же встречается слово «соль»:

Соль-Илецк (Город

расположен

в

70 км

от

Оренбурга),

Соликамск

(Пермский

край) Усолье (Пермский

край) Усолье-Сибирское,

(Иркутская

облать). Во всех этих городах происходит добыча соли.

В России, в Астраханской области, есть озеро в котором концентрация соли

такая,

что

удерживает

человека

на

поверхности

воды.

Название

этого

озера Баскунчак. Солёность озера —

около

300

г/л.

В

воде

обитают

только бактерии, которые выносят соль.

Тема урока: «Соли. Классификиция. Свойства» (надпись на доске)

Работа с текстом

v - знакомая информация

(это я уже знаю)

Соли сложные вещества, которые

состоят из атомов металла и

кислотного остатка.

Формулы оксидов: Ме х Ау( Ме –

символ металла, х- число атомов

металла; А-кислотный остаток, у –

число атомов химических

элементов, входящих в состав

кислотного остатка.). Примеры

формул солей- NаСl, К

3

РO

4,

Ва(NO

3

)

2

, ZnSO

4

, CаСO

3,

Na

2

[Zn(OH)

4

]

Формулы солей составляются по

памяти с использованием

кислотного остатка. Если металл,

входящий в состав соли, имеет

переменную валентность, то ее

указывают в скобках после

названия соли, например FeCl

2,

FeCl

3,

Формулы и названия солей

по кислотному остатку надо знать

наизусть

+ новая информация

(это для меня новое)

в России, в Астраханской области,

есть озеро в котором концентрация

соли такая, что удерживает человека на

поверхности воды. Название этого

озера Баскунчак. Соленость

озера — около 300 г/л. В воде обитают

только бактерии, которые выносят

соль.

- противоречивая информация (я думал

иначе)

садясь за стол, никто и не думает о

том, что из-за соли люди когда-то

могли сражаться друг с другом,

кочевать из стран в страны, продавать в

рабство.

? недостаточная информация (об этом

хотелось бы узнать больше)

комплексные соли

2. Этап реализации (осмысления)

2.1. Обсуждение маркировки текста INSERT в группах и всем

классом. Беседа.

Вопросы

1. Что вам известно про соли? Приведите примеры.

2. Что нового вы узнали при чтении текста?

3. Какие вопросы возникли у вас при чтении текста о солях?

2.2. Классификация солей (работа с учебником)

средние

кислые

основные

двойные

комплексные

ВaSO

4

Са(НСO

3

)

2

Мg(OH)CI

К

2

NaРО

4

Na

2

[Zn(OH)

4

]

Составление кластера Учащиеся объединяются в малые группы

по 4 человека

Представление

учащимися

кластеров.

Обсуждение

результатов

работы.

(вопросы)

1. Какие знания вы использовали при составлении кластера?

2. Что нового вы узнали о солях?

2.3. «Физические свойства кислот», демонстрация образцов солей

Соли - твердые вещества разного цвета, растворимость различная

3. Этап рефлексии

3.1.

Работа

в

тетрадях.

«Верные

и

неверные

суждения»

Учащимся предлагаются суждения, из которых они должны выбрать верные.

Тема «Соли»

1. Соли – это сложные вещества. 6. Соли – это простые вещества.

2. Соли – твердые вещества. 7. Соли - растворимые вещества.

3. Кислые соли образуются при воздействии избытка кислоты на щелочь.

4. Ва (OН)Сl – средняя соль. 8. КНСО

3

– карбонат калия

5. NaHCO

3

– пищевая сода 9. СаСО

3

- гранит

3.2. Самостоятельная работа учащихся с текстом.

Задание. Прочитать рассказ и записать формулы солей, о которых идет речь

в тексте.

Соли широко распространены в природе. Огромная масса солей

растворена

в

океанической

и

морской

воде.

Три

четверти

этой

массы

приходится на поваренную соль. А горький вкус ей придает сульфат магния.

В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в

далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и

морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта

соль карбонат кальция.

Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой

входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль

фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых

получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.

Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном

Мировом

океане.

В

нем

живые

организмы

получали

минеральные

соли,

необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм

пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь),

представляющий собой раствор с массовой долей хлорида натрия 0,8 %.

3.3. Составление сенкана по алгоритму:

1-я строка - одно существительное: главное, о чем идет речь в данной теме;

2-я

строка

-

два

прилагательных:

описывают

изученное

явление

(представлено в первой строке);

3-я строка - три слова: глаголы или описание действия;

4-я

строка

-

четыре

слова:

фраза,

которая

предусматривает

личностное

отношение к теме;

5-я строка - одно - два слова: синоним к существительному в 1-й строке.

соли

растворимые, нерастворимые

разлагаются, кристаллизуются, нейтрализуются,

соли – кристаллические соединения

удобрения

5.Подведение итогов урока. Домашнее задание

прочитать параграф 46, выполнить задания на стр.159-160 № 2,3

Список литературы

1.

Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке.

Пособие для учителя. – М., 2004.

2.

Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.

О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

3.

Селевко

Г.К.

Современные

образовательные

технологии.

Учебное

пособие. М. 1998

4.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.

– Красноярск: 2001. – 102 с.



В раздел образования