Напоминание

"Методика скороговорения для развития речи младших школьников"


Автор: Апросимова Эмма Пантелеймоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОО "ЫКСОШ №1 им. А.И.Софронова"
Населённый пункт: с.Ытык-Кюель, Таттинский улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика скороговорения для развития речи младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОО «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №1 им. А. И. Софронова»

Методика скороговорения для развития речи

младших школьников

Выполнила работу учитель

начальных классов

МБОО «Ытык-Кюельской

средней общеобразовательной

школы №1 им. А. И. Софронова»

Апросимова Эмма Пантелеймоновна

с. Ытык-Кюель, 2018 г

Современной задачей школы является становление личности, духовно богатой, со своей

внутренней культурой, взглядами, нравственными убеждениями. Приоритетные средства

для достижения этого – культура речи и культура общения.

Развитию

образного

мышления,

культуры

речи

учащихся,

эстетического

вкуса,

активизации художественного творчества способствует использование на уроках метода

творческого чтения.

Метод творческого чтения осуществляется мной посредством таких приемов, как

выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению учащихся, словарная

работа на уроке, использование методики скороговорения, элементов устного народного

творчества, работа с текстом.

Важную роль в развитии речи школьников играет методика скороговорения. Существует

много форм работы со скороговоркой: это и скороговорные разминки, скороговорные

диктанты, мастерские, игротеки, КВН…

Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за

богатство

своего

языка,

почувствовать

радужность

и

звенящую

силу

русской

речи.

Скороговорное чтение обогащает речь учащихся новыми понятиями, новыми словами и

сочетаниями, оборотами речи, синтаксическими конструкциями.

Методика скороговорения может быть использована как на уроках, так и во внеклассной

работе. Предлагаю следующие формы работы со скороговоркой:

скороговорные разминки;

скороговорные пятиминутки;

скороговорные диктанты;

скороговорные мастерские;

скороговорные игротеки;

скороговорные выступления;

скороговорные КВНы.

Представляю подробнее некоторые из этих форм.

Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия

напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьников к уроку может быть

использована скороговорная разминка, которая проводится в начале урока.

Для снятия интеллектуального напряжения данного урока, смены вида деятельности в

середине урока или в конце урока проводится скороговорная пятиминутка.

Варианты обыгрывания скороговорок:

проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно,

восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);

проговаривание,

сопровождаемое

определенными

загаданными

действиями

(например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);

импровизационное инсценирование скороговорок;

создание скороговорных приветствий.

При проведении скороговорного диктанта важно учитывать следующие обстоятельства:

текст,

предназначенный

для

диктанта,

обязательно

должен

нравиться

детям,

вызывать у них положительные эмоции;

с текстом детей нужно познакомить (а возможно, и обыграть его) за несколько

уроков до написания;

в

данном

виде

работы

обязательно

должен

присутствовать

элемент

занимательности, в том числе и мотивировании детей (например: тот, кто без

ошибок

напишет

скороговорный

диктант,

получит

медаль

с

надписью

«Скороговорному

искуснику»

или

приобретет

право

стать

скороговорным

инструктором, который вместе с учителем подбирает (или придумывает текст для

следующего скороговорного диктанта).

Мастерская скороговорения

Готовясь

к

открытию

мастерской

скороговорения,

необходимо

позаботиться

о

создании праздничного настроения. Для этого продумать все до мелочей, начиная с

написания сценария, мотивирования школьников, оформления кабинета.

Например, возможно следующее оформление: на доске, стенах повесить изображения

веселых скороговорят, плакаты со скороговорками («Хорошая скороговорка просто не

скороговаривается», «Как поскороговоришь, так и наскороговоришь», «Скоро-скоро

говорят

сорок

скороговорят»…);

на

столах

сборники

скороговорок;

произведения

декоративно-прикладного искусства; изделия из бересты, конского хвоста.

Оформление необходимо, чтобы сразу создать атмосферу волнующего праздника.

Ведущие (скороговорята – внучата Скороговорки) приглашают в гости к своей

бабушке,

предлагают

почувствовать

всю

ее

прелесть,

прикоснуться

к

тайне

скороговорения,

стать

мастерами

в

этом

неведомом,

а

следовательно,

очень

привлекательном деле.

Скороговорята помогают всем играющим поделиться на команды. (Этот процесс

может быть тоже обыгран, например, следующим образом: карточки, на которых

написаны

скороговорки,

разрезаются;

каждый

вытягивает

свой

кусочек

карточки,

после чего нужно быстро собрать скороговорку и, следовательно, объединиться в

команду.

Группа,

сделавшая

это

быстрее

других,

хором

произносит

свою

скороговорку.)

Затем каждая команда придумывает для себя скороговорное название (например:

«Скороговорные

миниатюристы»,

«Юные

Титаны»,

«Забавные

скороговорята»,

«Мастера русского слова» и т.д.).

Затем скороговорята предлагают игры-конкурсы, в которых принимают участие все

команды. В качестве заданий могут быть использованы следующие:

Кто кого перескороговорит

Представители команд или команды хором произносят скороговорки по очереди.

По условиям игры повторять скороговорки нельзя.

Побеждает

та

команда,

которая

продержится

дольше

и

без

штрафных

очков,

назначаемых

экспертами

(скороговорятами)

в

том

случае,

если

скороговорка

произнесена недостаточно чисто и слишком медленно.

Скороговорный круг

Для этого конкурса потребуются эстафетная палочка или предмет, ее заменяющий

(игрушка, ручка, ключ, брелок и т.д.). Все команды вступают в игру одновременно.

В каждом кругу игроки по очереди произносят скороговорки и передают эстафетную

палочку.

По

условиям

игры

нельзя

повторять

ранее

сказанные

скороговорки

и

допускать ошибки в их проговаривании.

За каждой командой (т.е. за каждым кругом) наблюдает эксперт, который за ошибки

вычитает определенное количество секунд из общего временного показателя команды

или присуждает штрафные очки.

Если после преодоления первого скороговорного круга члены команды получили

штрафных очков не больше, чем было условлено (например, 5-7), эксперт разрешает

команде продолжать игру, которая идет до тех пор, пока у игроков не иссякнет запас

скороговорок или же до условного сигнала.

Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков и дольше продержавшаяся.

Если по условиям игры за ошибки вычитается определенное количество секунд, то

игра может продолжаться в течении условленного временного промежутка. После ее

завершения эксперты проводят итоги, вычитая штрафные секунды (минуты) из общего

временного показателя.

Скороговорная лента

Для игры потребуется длинная лента, концы которой закреплены на двух палочках.

Два игрока по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, продвигаясь к центру.

Одновременно они произносят скороговорки. Побеждает тот из участников, который

смотает больший кусок ленты и при этом не собьется в проговаривании скороговорок.

Рассмеши с помощью скороговорки

Одна команда распологается напротив другой, и по сигналу кого-либо из скороговорят

все

начинают

скороговорить,

стараясь

произнести

скороговорки

так,

чтобы

рассмешить соперников и при этом не сбиться. Та команда, которой удастся это

сделать, становится победительницей, а абсолютной командой-победительницей в этом

конкурсе – та, которой удалось рассмешить большее количество команд.

Подведя итоги всей конкурсной программы, авторитетное жюри присваивает

командам звания:

мастера скороговорения России;

заслуженного мастера скороговорения города;

мастера скороговорения села;

м а с т е р а

с ко р о г о в о р е н и я

с

н е о г р а н и ч е н н ы м и

в о з м о ж н о с т я м и

самосовершенствования.

Для скороговорной игротеки, кроме вышеперечисленных, могут быть предложены

следующие игры:

Скороговорный обменный пункт

Два человека встречаются в обменном скороговорном пункте. Они переходят для того,

чтобы обменять известные скороговорки на неизвестные. Один из участников обмена

предлагает свой товар, а второй выбирает. Затем они меняются ролями. Прежде чем

обмен состоится, передающий скороговорку произносит ее без запинки 3-5 раз (по

договоренности),

а

принимающий,

закрепляя

процесс

передачи,

проговаривает

ее

меньшее количество раз, например, 2-3 раз.

Скороговорный снежный ком

Первый игрок произносит первое слово скороговорки, второй – первое и второе,

третий – первое, второе и третье и т.д. Игра происходит в быстром темпе. Ее удобно

использовать на начальном этапе освоения скороговорки.

Продолжи начатое

В игре используется мяч.

Играющие

становятся

в

круг.

Ведущий,

стоящий

в

центре,

произносит

начало

скороговорки и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец

скороговорки

и

вернуть

мяч

ведущему.

Не

справившиеся

с

заданием

из

игры

выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех, становится ведущим.

Скороговорный марафон

На скороговорную марафонскую дистанцию выходят те, кто знает достаточно много

скороговорок и умеет их проговаривать.

Перед

стартом игроки договариваются о том, каким может быть максимально

допустимый промежуток между произнесенными скороговорками ( например, 3-5 с).

На

старт

марафонцы

выходят

одновременно,

но

они

должны

находиться

на

некоторым расстоянии друг от друга, чтобы не слышать , что говорят соперники . За

игрой наблюдают эксперты.

Побеждает тот, кто дольше продержится на дистанции, не повторяя при этом

одну и тоже скороговорку два раза и не сбиваясь в проговаривании.

Если играющий повторился в первый раз, эксперты могут вычесть штрафные секунды из

временного показателя, если во второй, то игрок должен закончить свое марафонское

выступление.

Скороговорки с продолжением

Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать ее можно

предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершен, все, кто принимал

участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось.

Предлагаю вам несколько скороговорных комплектов, каждый из которых может быть

дополнен вами.

Итак, приглашаем вас на состязание.

Проще простого простаку Прохору

- просыпать просо просто так,

- пройти по проволоке,

- принести призму,

- провести праздничный приём,

- приобрести прибор для причёсывания…

Расшалившийся малыш

- шипел на кошку,

- шлёпнул Шурика шёлковым шарфом,

- смешивал вермишель с шоколадом,

- навешивал вермишель на уши щенку,

- швырял шишки в шкаф…

Король и королева

- привели корову -кормилицу на королевскую каравеллу,

- на карнавале кормили кроликов морковкой и мармеладом,

- выбирали ковёр для королевской приёмной,

- прочитали роман «Роскошь по-королевски»,

- встречались с офицерами королевской гвардии…

Крокодил и крокодилиха кормили крошечных крокодилят

- картофельным пюре,

- вареньем из крыжовника,

- крендельками и пряниками,

- крошками торта…

Щенок тащил

- щекастую щуку,

- большущую щепку,

- щекотку в щепотке,

- щи для щуплого щурёнка...

В вышеназванных играх могут быть использованы следующие скороговорки:

Славно выступил слаломист Слава Славкин в соревнованиях по слалому.

Шарф из крашенной пушистой шерсти щекотал Сашину щёку.

Зинин зелёный зонтик зимовал зиму в корзине.

Малашка с Дуняшкой ели кашку-малашку, а Марфушка с Прошкой – варёную

картошку.

Композиция «Музыкальная мозаика» для музыканта Зиновия Мурзилкина.

Соня салат солила-солила, пока не пересолила.

Редактор журнала принял у журналиста Жоры.

Жмуркина огромный репортаж о вернисаже Жозефины Ждановской.

Фотограф

Федор

фотографировал

фотоаппаратом

«Фотокор»

с

применением

фотоспышки.

Касьян в косоворотке на косогоре казался писаным красавцем.

Федора раззадорила Егора. Егора раззодорила Федора.

Иллюзионист Илларион в аттракционе «Иллюзион».

Борис Болиславович с Болиславом Борисовичем бросились на балкон за болонкой.

Варка варенья Варварой – процесс творческий – вариативный.

У Варвары в резерве тридцать три варианта варки варенья из крыжовника и триста

тридцать три – из черной и красной смородины.

Виктор придумал викторину и провел её, придя вечером к Виктории.

Водопроводчик устранял причину аварии на трубопроводе.

Секретарь рассекретил секретные материалы.

Аккуратный аккордионист аккомпанировал на аккордеоне.

Забаррикадироваться на баррикаде.

Сократ сто крат говорил, что знает, что ничего не знает.

Крепко – крепко – крепко прикрепилась скрепка.

Потревоженная вертишейка шипела на щегла.

Слонопотамные

слонопотамы,

слонопотамихе

и

слонопотомята

слонопотамно

расслонопотамились в Слонопотамии.

Баламутные

баламуты,

баламатухи

и

баламотята

баламутно

взбаламутили

всю

Баламутию.

Шалтай – Болтай с Шалтай – Болтайчики шалтайболтайно шалтайболтайничали.

Хохотун хохотал – хохотал – недохохотал, стал перехохатывать – обхохотался.

Огурец и помидор выросли рядом на грядке. Помидор крепкий, красный. Огурец

хрустящий, с пупырышками.

Прекрасный крокодил с огромным самоваром прикатил на катамаране к прекрасной

каракатице.

Расшалившиеся дошколята смешили старших, смешивая шоколад с кашей.

Крошечной кошечке крошили крошечки.

Скороговорение

способствует

развитию

коммуникативных

навыков

младших

школьников, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой;

изменению

отношения

к

слову,

его

звуковой

и

эмоциональной

наполненности;

способствует развитию речи и эстетическому воспитанию учащихся.



В раздел образования