Автор: Мурадова Елена Николаевна
Должность: преподаватель пм
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Родинский медицинский колледж"
Населённый пункт: с.Родино, Родинского района, Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнёрство в рамках проведения профилактических мероприятий как фактор, способствующий формированию профессиональных компетенций будущих медицинских работников"
Раздел: среднее профессиональное
«Социальное партнерство в рамках проведения профилактических
мероприятий как фактор, способствующий формированию
профессиональных компетенций будущих медицинских работников»
Автор статьи:
Мурадова Елена Николаевна
преподаватель психологии и
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий
КГБ ПОУ «Родинский медицинский колледж»
Изменения
социально-экономических
условий
государства
на
сегодняшний
день
требуют
в
образовании
необходимости
повышения
качества
профессиональной
подготовки
специалистов
среднего
звена.
Важным положением содержания образования является обеспечение качества
подготовки специалистов. Обществу необходим компетентный специалист,
который умеет самостоятельно добывать и применять знания на практике,
может решить любые профессиональные задачи, стоящие перед ним, готовый
к профессиональному росту.
Формирование профессиональных компетенций происходит именно в
студенческом возрасте, поскольку на этапе самосознания и собственного
мировоззрения
происходит
формирование
профессиональных
интересов,
усиливаются
познавательные
мотивы,
принимаются
самостоятельные
решения,
происходит
профессиональное
самосовершенствование
и
саморазвитие личности.
Понятие
«формирование»
многие
авторы
определяют
как
особую
форму развития личности человека в процессе его жизнедеятельности и под
влиянием специальных воздействий окружающей среды, наследственности и
воспитания (Т.А. Ильина, Ю.К. Бабанский, О. С. Горобенко, В.А. Сластенин).
Под «формированием профессиональных компетенций» у студентов
СПО мы понимаем процесс, подразумевающий создание форм и условий
студенту для достижения определенного результата, т.е. сформированных
ко м п е т е н ц и й
у
с т уд е н т а ,
н е о б х о д и м ы х
д л я
о б е с п е ч е н и я
конкурентоспособности
выпускника
в
соответствии
с
запросами
работодателей и возможностями дальнейшего продолжения образования.
Формирование
профессиональных
компетенций
происходит
на
всех
этапах образовательного процесса, во время аудиторной и внеаудиторной
деятельности,
зависит
от
индивидуальных
и
личностных
характеристик
специалиста, умения использовать имеющиеся возможности и способности.
Являясь преподавателем профессионального модуля 01. Проведение
профилактических мероприятий, часто, готовясь к проведению практических
занятий, я стала задумываться о том, что формирование компетенций во
время
аудиторной
деятельности
не
всегда
позволяют
раскрыть
качества
студента
до
конца,
и
их
совершенствовать.
Внеаудиторная
деятельность
предполагает
дополнительную
работу
студентов,
которая
расширяет
возможности познавать, учиться и развиваться. В рамках освоения ПМ.01,
как
мне
кажется,
невозможно
только
в
аудитории
научить
студентов
проводить
профилактические
мероприятия
и
работать
с
населением.
Поскольку
студенты
хорошо
знакомы
друг
с
другом,
при
выполнении
определенных заданий, они взаимодействуют, и работу им выполнить удаётся
качественно. Другое дело, когда ты, молодой специалист,
встречаешься с
реальным
«живым»
клиентом,
пациентом
либо
больным.
Важно,
если
последние не многословны, установить контакт, быть инициатором общения,
уметь
вести
диалог,
давать
рекомендации
свободно,
без
стеснения
и
волнения. Поэтому, когда социальные партнеры в лице руководителей КГБ
УЗ «ЦРБ», общеобразовательных и спортивных школ предлагают оказать
помощь
студентам
2
курса
в
проведении
всевозможных
акций
и
мероприятий, я без сомнения даю согласие, предлагаю данную деятельность
студентам, понимая, какой богатейший опыт они приобретут. В подобной
деятельности как нельзя лучше студенты имеют возможность проявить себя,
попробовать
на
практике
выполнять
деятельность,
которую
в
аудитории
выполнить не всегда возможно, сформировать компетенции, необходимые
для будущей профессиональной деятельности медицинского работника.
Итак, мы приступили к работе, когда нас пригласили к сотрудничеству
руководители и врачи
КГБ УЗ «ЦРБ» нашего села в проведении акции,
посвященной Дню памяти, умерших от СПИДа. Подготовка длилась около
недели.
Студенты
активно
составляли
план,
распределяли
обязанности,
работали внеаудиторно огромное количество времени. В результате нашей
подготовительной работы были составлены профилактические материалы,
которые знакомят население с этим памятным днем, информируют о ВИЧ,
СПИД, способах заражения, мерах профилактики, а главное - формирующие
положительное
и
толерантное
отношение
к
ВИЧ-инфицированным.
В
общественных местах села размещены плакаты, листовки, вручены буклеты,
красные ленточки-петли, символизирующие этот памятный день, которые
крепили на верхнюю одежду и раздавали людям на улице. Проведены беседы
с
взрослым
населением,
подростками
и
пожилыми
людьми,
дети
с
удовольствием получали в подарок надувные красные шары от студентов.
Был проведен опрос населения (100 человек), выявлено отношение населения
к ВИЧ-инфицированным, проведен анализ, что знаю в достаточной степени,
и что знают слабо люди о ВИЧ и СПИДе.
После
проведения
акции
студенты
подсчитали
и
проанализировали
результаты опроса. Почти 50 % населения не знают о Дне памяти, умерших
от СПИДа. 48 % считают этот день значимым, к своему удивлению, студенты
выяснили, что около 80 % правильно формулируют понятие ВИЧ и СПИД и
понимают их взаимосвязь. Правильные ответы давали и пожилые люди. 30 %
не
знают
пути
заражения,
поэтому
возникла
проблема
–
нужно
информировать
людей
по
данному
вопросу.70
%
опрошенных
считают
общение с Вич-инфицированными людьми не опасным. Население слабо
знает точную статистику по заболеваемости. Считают, что эти люди могут
жить полноценной жизнью.
Проводя устную рефлексию после акции в форме беседы, для себя я
отметила – они получили удовольствие от проведенного мероприятия. Их же
отзывы позволяют понять, что подобного рода мероприятия, снижают страх и
волнение
при
общении
с
людьми,
формируют
коммуникативные
компетенции,
позволяют
применять
и
закреплять
полученные
знания
на
практике, работать в команде, сотрудничать с действующими сотрудниками
здравоохранения
и
др.
Студенты
отмечают
доброжелательное
отношение
населения
к
их
деятельности,
пользу
проводимых
мероприятий,
как
для
людей, так и для себя.
Радует
то,
что
отношение
к
ВИЧ-инфицированным
в
большинстве
случаев положительное, что дает этим людям полноценно сосуществовать в
нашем
обществе.
Такая
практика
дает
большие
возможности
для
формирования
профессиональных
компетенций,
поэтому,
по
просьбе
студентов, работа в данном направлении будет продолжена.
Выбор
современных
методов
и
технологий
формирования
профессиональных
компетенций
способствует
тому,
что
проявляется
активность
студентов,
которая
должна
быть
направлена
на
процесс
самостоятельного
добывания
знаний,
исследование
информации,
ее
сравнение,
обобщения
и
анализ.
Формируется
способность
к
самоорганизации,
самостоятельной
деятельности,
самообразовании,
саморазвитии
и
саморефлексии
студентов,
обеспечиваются
условия
к
самоопределению и самореализации личности.
Список литературы:
1.
Ведерникова, Л.В., Поворознюк О.А. Профессиональное становление
студентов
в
условиях
модернизации
педагогического
образования
[Текст]/Ведерникова
Л.В.,
Поворознюк
О.А.
//С иб ирский
педагогический журнал.- 2013. № 6. -С. 102-105.
2.
Капустина,
Л.И.
Организация
самостоятельной
работы
студентов
в
условиях
модернизации
СПО
[Текст]
//
Капустина,
Л.И.
Научные
исследования. – 2011.- № 3. – С. 88-92
3.
Педкасистый,
П.И.
Педагогика:
учебное
пособие/
под
ред.
П.И.
Педкасистого.- М.: Высшее образование, 2008.- 430 с.