Автор: Дорофеева Татьяна Георгиевна
Должность: инструктор физо
Учебное заведение: МАДОУ № 32
Населённый пункт: г.Химки,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие теории физического воспитания ребенка в царской России"
Раздел: дошкольное образование
Корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши предки
использовали такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на
лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба излука,
верховая езда. Восточные славяне проводили праздники и игры. В них были
состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука,
верховой езде и др. В зимнее время люди ходили на лыжах.
Государственный
деятель
Ф.
М.
Ртищев
организовал
училище
при
монастыре.
Им
был
приглашен
в
школу
монах
Епифаний
Славинецкий,
который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания.
Он предлагает игры, которые одновременно развивали ум и тело ребенка.
Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание
хорошего настроения. Игра должна развивать в детях сообразительность,
ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает
необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также
некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и
уважения друг к другу). Епифаний Славинецкий наказывал проигравшего в
виде подметания пола, поднесения воды победителю. Значительное развитие
физическое воспитание в России получило только в период царствования
Петра I. Он впервые ввел для детей посещение школы.
Государственный
деятель
В.Н.
Татищев,
сподвижник
Петра
I ,
государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др.
выступали
за
то,
чтобы
физическое
воспитание
стало
частью
всего
воспитания.О
тесной
взаимосвязи
физического
и
психического
развития
высказывались
просветители
Д.
С.
Аничков,
С.
Е.
Десницкий,
А.
Ф.
Бестужев. Последний считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище,
чтобы раньше начать более рациональное воспитание. В своих трудах он
высказывал
важную
мысль
о
том,
что
изнеженное
воспитание
ведет
к
слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов
для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только
мальчиков,
но
и
девочек.
Идею
М.В.
Ломоносова
о
необходимости
постоянного
движения
для
совершенствования
физического
воспитания
развил И. Л. Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в
детстве,
а
нервы
не
оздаравливаются
физическими
упражнениями,
то
в
зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испытания. Придавая
большое значение единству умственного и физического воспитания, И. Л.
Данилевский отмечал, что здоровье ребенка во многом зависит от закалки.
Известный педагог И. И. Бецкий
говорил, что главным в физическом
развитии
детей
это
чаще
бывать
на
воздухе.
Для
разностороннего
физического развития им рекомендовались подвижные игры, а также бег,
прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных
игр.
В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского
образования,
получают
развитие
верховая
езда,
фехтование,
борьба
и
разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают
культивироваться
разнообразные
игры
и
физические
упражнения.
И.Н.
Новиков
о
воспитании
человека
проходит
мысль
о
необходимости
физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого
возраста.
Процесс
физического
воспитания,
по
его
мнению,
должен
продолжаться
на
протяжении
всей
жизни.
При
этом
особое
внимание
уделяется закаливанию организма и
контролю
за,
правильной осанкой
детей.
Ученый-медик Н. М. Максимович-Амбодик считал, что уже с первых дней
после
рождения
ребенку
должна
быть
предоставлена
максимальная
возможность к
движениям, и порекомендовал закаливать детей. Особое
значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, —
писал он, — в их забавах и играх... Они могут играть, резвиться, прыгать,
веселиться... Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к
игре и забавам». По этому поводу он писал, что требования к детям всегда
должны
быть
соразмерны
сложению
их
тела,
возрасту,
способностям,
крепости, силам телесным и получаемой ими пище.
Вторая
половина
XVIII
в.
стала
важным
периодом
в
развитии
идеи
физического воспитания народа. Физической культуpe уделялось серьезное
внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так
популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в
далеком прошлом.
Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX —
начале
XX
в.
занимали
важное
место
в
трудах
выдающихся
русских
педагогов
и
ученых.
Значительное
внимание
вопросам
физического
воспитания уделял известный русский хирург Н. И. Пирогов. Особая его
заслуга в том, что он впервые говорит о необходимости применения в школах
научно
обоснованной
системы
физического
воспитания,
которой
тогда
в
России
не
существовало.
Много
внимания
уделил
этому
вопросу
выдающийся педагог К. Д. Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит
приоритет
в
совершенно
новом
подходе
к
проблеме
образования
и
воспитания человека. К. Д. Ушинский считал, что процессу образования и
воспитания
человека
должно
предшествовать
всестороннее
его
изучение.
Педагогический
процесс
должен
постоянно
базироваться
на
знании
физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не
может
правильно
осуществлять
сложный
процесс
воспитания.
По
его
мнению,
физические
упражнения
должны
быть
на
каждом
уроке,
тогда
умственная деятельность станет более эффективней.
Особая
роль
в
пропаганде
подвижных
игр
в
физическом
воспитании
принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 — 1895), П. Ф. Каптереву
(1849 — 1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное
средство разностороннего воспитания ребенка .Огромный вклад в развитие
теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П .Ф
.Лесгафт (1837—1909). Его творческая научная деятельность относится к
концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником
научной системы физического воспитания в России.
П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. Покровский,
большое
внимание
в
физическом
воспитании
уделял
подвижным
играм.
Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье и
продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести опыт и справляться с
препятствиями, которые встречаются в жизни».Он рекомендовал выбирать из
игр
те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем.
Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое
состояние
ребенка.
Он
считал,
что
физическое
воспитание
должно
продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно
усваивать
физические
упражнения,
уметь
с
наименьшей
затратой
сил,
пользоваться ими. В физическом воспитании П. Ф. Лесгафт рекомендовал
больше
применять
ходьбу,
бег,
прыжки,
метание,
путеше ствия,
гимнастические упражнения. Разученные движения должны закрепляться в
подвижной
игре.
Он
обращал
особое
внимание
на
то,
что
гармоничное
развитие
—
длительный
и
последовательный
процесс,
связанный
с
постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола,
индивидуальных особенностей .Особую роль в физическом воспитании П.
Ф
.Лесгафт
отводил
преподавателям.
Они
должны
быть
примером
для
воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью.
Учитель физкультуры, по мнению П. Ф. Лесгафта, должен владеть «словом
много лучше, чем учитель словесности». Следует отметить, что в России
физическое
воспитание
как
государственная
дисциплина
развилось
значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. П. Ф. Лесгафт в конце
XIX — начале XX в. создал
российскую систему воспитания. Она была
создана
с
учетом
лучших
мировых
систем
и
национальных
традиций.
Созданная П. Ф. Лесгафтом теория физического воспитания не утратила
своего значения до нашего времени.
Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В. В. Гориневский (1857 —
1937),
выдающийся
деятель
спортивной
медицины.
В
1910
г.
на
базе
Тенишевского
училища
им
была
создана
специальная
лаборатория
по
изучению
проблем,
связанных
с
физическим
воспитанием.
Придавая
огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все
органы тела и особенно на деятельность центральной нервной системы. В. В.
Гориневский уделял физическому воспитанию собое внимание. Ценными
являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он
выступал
за
воспитание
у
детей
красивых,
выразительных
движений,
которые,
по
его
мнению,
наиболее
ярко
отражают
индивидуальную
и
психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым,
написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями спортом населения.
Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль
подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В. В.
Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни
человека внесли значительный вклад в Педагогическую науку.
В.В.
Гориневский
по
праву
считается
основателем
постреволюционной
системы физического воспитания.