Автор: Никульникова Аида Дашдамировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ КЛЕПОВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: село Клеповка, Бутурлиновского муниципального района, Воронежской области.
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование
МКОУ КЛЕПОВСКАЯ СОШ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
« Современный урок в начальной школе в
соответствии с требованиями ФГОС»
Подготовила: Никульникова А.Д.
учитель начальных классов
2016 год
Современный урок в начальной школе в соответствии с
требованиями ФГОС
.
Приоритетной целью современного российского образования становится не
репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а
полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно
очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения,
контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного
процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является
универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте
можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности
учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые
задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Системно-деятельный подход.
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение
к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в
совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта
жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли
цели и никогда не выступая в роли средства.
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и
технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов.
Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой
составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик,
родители.. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии,
содержание, приёмы, методы обучения.
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам
хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ,
развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска,
здоровьесберегающие технологии.
Модели современного урока: традиционная и инновационная.
Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока,
план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы
обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на
деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты:
ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока
учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока,
практический опыт деятельности.
Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной
педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном
процессе, и инновационной педагогике
Тенденции развития современного урока включают в себя формирование
потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение
новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное
проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения,
применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего
обучения, свобода в выборе структуры урока.
Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя
компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность,
эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный,
индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций
ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический,
деятельностный подход; использование образовательных технологий
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее
отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной
личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих
универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные
результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к
изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно
предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в
начальной школе таковы
-личностные
-познавательные
-регулятивные
-коммуникативные
Личностные:
обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение
им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить
свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение
видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на
вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные,
обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что
уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность
выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с
заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в
нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты
своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно
усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например,
распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать
ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора
необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого
содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Структура урока в начальных классах.
I этап. Организация класса (орг.момент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Открытие нового знания.
V этап. Первичное закрепление.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и
самоконтроль .
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?
Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и
скорректировать дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного
слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать
исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими
детьми или самостоятельно.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены
изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская
работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное
закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку
умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение
единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью
определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные
изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,
которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной
деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего
его.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и
профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это
всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к
организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его
профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не
боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он
сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за
счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.