Напоминание

"Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"


Автор: Никульникова Аида Дашдамировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ КЛЕПОВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: село Клеповка, Бутурлиновского муниципального района, Воронежской области.
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ КЛЕПОВСКАЯ СОШ

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

« Современный урок в начальной школе в

соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовила: Никульникова А.Д.

учитель начальных классов

2016 год

Современный урок в начальной школе в соответствии с

требованиями ФГОС

.

Приоритетной целью современного российского образования становится не

репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а

полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно

очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения,

контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного

процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является

универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте

можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности

учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые

задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Системно-деятельный подход.

Каковы же особенности современного урока?

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение

к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в

совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно

совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта

жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли

цели и никогда не выступая в роли средства.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и

технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов.

Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой

составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик,

родители.. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии,

содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам

хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ,

развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска,

здоровьесберегающие технологии.

Модели современного урока: традиционная и инновационная.

Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока,

план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы

обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на

деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты:

ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока

учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока,

практический опыт деятельности.

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной

педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном

процессе, и инновационной педагогике

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование

потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение

новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное

проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения,

применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего

обучения, свобода в выборе структуры урока.

Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя

компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность,

эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный,

индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций

ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический,

деятельностный подход; использование образовательных технологий

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее

отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной

личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих

универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные

результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к

изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно

предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в

начальной школе таковы

-личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение

им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить

свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение

видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на

вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что

уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность

выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с

заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в

нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты

своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно

усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например,

распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать

ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора

необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого

содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Структура урока в начальных классах.

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Открытие нового знания.

V этап. Первичное закрепление.

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

самоконтроль .

VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?

Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

умение ставить перед собой цель, принимать решения;

умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и

скорректировать дальнейшую работу;

умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного

слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать

исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими

детьми или самостоятельно.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены

изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская

работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное

закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку

умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение

единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью

определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные

изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,

которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной

деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего

его.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и

профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это

всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к

организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его

профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не

боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он

сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за

счет своего умения быстро перестраиваться и изменяться.



В раздел образования