Напоминание

Игра как средство расширения представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий в условиях современной ДОО


Авторы: Газизова Фарида Самигулловна, Григорьева Галина Леонидовна
Должность: кандидат педагогических наук , доцент
Учебное заведение: Елабужского института "Казанский Приволжский федеральный университет
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство расширения представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий в условиях современной ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство расширения представлений у детей старшего

дошкольного возраста о мире профессий в условиях современной ДОО.

Автор: Григорьева Галина Леонидовна, студентка ЕЛАБУЖСКОГО

ИНСТИТУТА КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Научный руководитель: Газизова Фарида Самигуловна, кандидат

педагогических наук, доцент

Знания о трудовой деятельности людей на сегодняшний день являются

важным направлением социального развития дошкольников. Основной целью

ознакомления

детей

с

трудом

является

развитие

интереса

к

различным

профессиям. Особое значение при пропрофессиональном самоопределении

имеет работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями,

существующими

не

только

в

современном

мире,

но

и

имевшими

популярность в прошлом.

Значительное

внимание

проблемам

профориентации

уделяли

такие

авторы,

как

Н.К.

Крупская, B.А.

Сухомлинский,

А.С.

Макаренко.

Н.К.

Крупская

говорила o том, что рабoта по формированию представлений о

труде

взрослых

в

детском

сaдy

должна

проводиться

систематически.

Макаренко А.С. в своей работе уделял внимание на то, что правильное

воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был

основой жизни. Обязательное качество всесторонне развитого человека –

великое трудолюбие.

Продуктивными

способами oзнакoмления c

профессиями

взрослых

являютcя экcкурcи, беседы, чтение детской художественной литературы и

наблюдения за трудовым процессом. Однако ведущим видoм деятельности

для ребёнка считается игрa. Ведь именно в игре формируется положительное

отношение к образу жизни людей, развивается личность ребёнка. Здесь они

перевоплощаются

в

образы

взрослых,

берут

на

себя

их

роли.

Педагогу

необходимо

научить

ребёнка

переводить

знания,

полученные

из

разных

источников

в

сюжеты

игр.

Для

этого

нужно

помочь

детям

определить

содержание

предстоящей

игры,

последовательность

событий,

игровые

действия, а также персонажей и их взаимодействие. Сюжетно-ролевая игра

является коллективной, дети сами устанавливают правила, меняются ролями,

что способствует обогащению их знаний о профессиях.

Воспитатель

должен

проследить,

чтобы

игра

не

переставала

быть

интересной.

Лучше

прекратить

игру,

чем

дать

ей

продолжаться

при

понижении интереса ребят.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют желание показать работу

определённых учреждений – школы, больницы, парикмахерской, магазина и

т.д. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики, и девочки.

Конечно, есть некоторые отличия. Девочки с удовольствием воплощаются в

парикмахеров, воспитателей, учителей, продавца, повара, врача. Мальчики же

— полицейского, пожарного, водителя, лётчика. Однако нельзя утверждать,

что девочки не играют в мальчишечьи игры, а мальчики в девчачьи. Они с

интересом вживаются в любую роль.

В

возрастном

аспекте

сюжетно-ролевая

игра

идет

с

постепенным

усложнением ее содержания и характера.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в

детском

саду,

работу

водителей,

трактористов,

летчиков.

Дети

в

игре

начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение

дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и

грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами

придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для

игр предметы, игрушки.

В

старшей

группе поощряются

игры,

показывающие

работу

учреждений

(магазин, почта, аптека, поликлиника), совершенствуются игры, в которых

отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара,

милиционера,

шофера,

моряка,

летчика).

В

играх

на

тему

«транспорт»

совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои

замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить

профессии родителей.

Старшие

дошкольники продолжают

изображать

в

сюжетно-ролевой

игре

работу

членов

семьи,

быт,

труд

советских

людей.

Расширяются

и

углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают

пилоты, но могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан,

штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим

намечать

тему

игры,

дети

учатся

комбинировать

свои

непосредственные

жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин,

книг.

Таким образом, игра является важнейшим средством формирования

представлений

дошкольников

о

труде

и

профессиональной

деятельности

взрослых. Игра даёт осознание того, что ребёнок стал взрослым человеком, у

него появляется возможность проявить себя в определённой профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Алёшина,

Н.М.

Ознакомление

дошкольников

с

окружающей

действительностью / Н.М. Алешина. – М.: СЛОВИС, 2015. – 301с.

2.

Артемова,

Л.В.

Окружающий

мир

в

дидактических

играх

дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: ФАРРА, 2013. – 292с

3.

Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

Старшая группа / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.

4.

Климов

Е.А.

Как

выбирать

профессию

/

Е.А.

Климов.

-

М.:

Просвещение, 2010. - 302 с.

5.

Климов

Е.А.

Психология

профессионального

самоопределения:

учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.:

Академия, 2004. - 304 с.

6.

• Климов, Е.А. Формирование представлений о мире профессий / Е.А.

Климов. – СПб.: КНОРРИС, 2012. – 293с.



В раздел образования