Авторы: Газизова Фарида Самигулловна, Григорьева Галина Леонидовна
Должность: кандидат педагогических наук , доцент
Учебное заведение: Елабужского института "Казанский Приволжский федеральный университет
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство расширения представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий в условиях современной ДОО
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство расширения представлений у детей старшего
дошкольного возраста о мире профессий в условиях современной ДОО.
Автор: Григорьева Галина Леонидовна, студентка ЕЛАБУЖСКОГО
ИНСТИТУТА КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Научный руководитель: Газизова Фарида Самигуловна, кандидат
педагогических наук, доцент
Знания о трудовой деятельности людей на сегодняшний день являются
важным направлением социального развития дошкольников. Основной целью
ознакомления
детей
с
трудом
является
развитие
интереса
к
различным
профессиям. Особое значение при пропрофессиональном самоопределении
имеет работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями,
существующими
не
только
в
современном
мире,
но
и
имевшими
популярность в прошлом.
Значительное
внимание
проблемам
профориентации
уделяли
такие
авторы,
как
Н.К.
Крупская, B.А.
Сухомлинский,
А.С.
Макаренко.
Н.К.
Крупская
говорила o том, что рабoта по формированию представлений о
труде
взрослых
в
детском
сaдy
должна
проводиться
систематически.
Макаренко А.С. в своей работе уделял внимание на то, что правильное
воспитание это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был
основой жизни. Обязательное качество всесторонне развитого человека –
великое трудолюбие.
Продуктивными
способами oзнакoмления c
профессиями
взрослых
являютcя экcкурcи, беседы, чтение детской художественной литературы и
наблюдения за трудовым процессом. Однако ведущим видoм деятельности
для ребёнка считается игрa. Ведь именно в игре формируется положительное
отношение к образу жизни людей, развивается личность ребёнка. Здесь они
перевоплощаются
в
образы
взрослых,
берут
на
себя
их
роли.
Педагогу
необходимо
научить
ребёнка
переводить
знания,
полученные
из
разных
источников
в
сюжеты
игр.
Для
этого
нужно
помочь
детям
определить
содержание
предстоящей
игры,
последовательность
событий,
игровые
действия, а также персонажей и их взаимодействие. Сюжетно-ролевая игра
является коллективной, дети сами устанавливают правила, меняются ролями,
что способствует обогащению их знаний о профессиях.
Воспитатель
должен
проследить,
чтобы
игра
не
переставала
быть
интересной.
Лучше
прекратить
игру,
чем
дать
ей
продолжаться
при
понижении интереса ребят.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют желание показать работу
определённых учреждений – школы, больницы, парикмахерской, магазина и
т.д. Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики, и девочки.
Конечно, есть некоторые отличия. Девочки с удовольствием воплощаются в
парикмахеров, воспитателей, учителей, продавца, повара, врача. Мальчики же
— полицейского, пожарного, водителя, лётчика. Однако нельзя утверждать,
что девочки не играют в мальчишечьи игры, а мальчики в девчачьи. Они с
интересом вживаются в любую роль.
В
возрастном
аспекте
сюжетно-ролевая
игра
идет
с
постепенным
усложнением ее содержания и характера.
Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в
детском
саду,
работу
водителей,
трактористов,
летчиков.
Дети
в
игре
начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение
дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и
грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами
придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для
игр предметы, игрушки.
В
старшей
группе поощряются
игры,
показывающие
работу
учреждений
(магазин, почта, аптека, поликлиника), совершенствуются игры, в которых
отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара,
милиционера,
шофера,
моряка,
летчика).
В
играх
на
тему
«транспорт»
совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои
замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить
профессии родителей.
Старшие
дошкольники продолжают
изображать
в
сюжетно-ролевой
игре
работу
членов
семьи,
быт,
труд
советских
людей.
Расширяются
и
углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают
пилоты, но могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан,
штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим
намечать
тему
игры,
дети
учатся
комбинировать
свои
непосредственные
жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин,
книг.
Таким образом, игра является важнейшим средством формирования
представлений
дошкольников
о
труде
и
профессиональной
деятельности
взрослых. Игра даёт осознание того, что ребёнок стал взрослым человеком, у
него появляется возможность проявить себя в определённой профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алёшина,
Н.М.
Ознакомление
дошкольников
с
окружающей
действительностью / Н.М. Алешина. – М.: СЛОВИС, 2015. – 301с.
2.
Артемова,
Л.В.
Окружающий
мир
в
дидактических
играх
дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: ФАРРА, 2013. – 292с
3.
Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Старшая группа / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.
4.
•
Климов
Е.А.
Как
выбирать
профессию
/
Е.А.
Климов.
-
М.:
Просвещение, 2010. - 302 с.
5.
•
Климов
Е.А.
Психология
профессионального
самоопределения:
учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. – М.:
Академия, 2004. - 304 с.
6.
• Климов, Е.А. Формирование представлений о мире профессий / Е.А.
Климов. – СПб.: КНОРРИС, 2012. – 293с.