Автор: Адиева Винария Резоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Миляш"с.Москово
Населённый пункт: район Дюртюлинский Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС в ДО"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад «Миляш» села Москово Муниципального района
Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Проектная деятельность в детском саду
по ФГОС ДО
Подготовила
Адиева В.Р.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО
Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает
важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников
посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального
образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу
учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов
можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации
совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская
деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребен-
ка.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС
Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что
еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась
к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной дея-
тельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не
оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, по-
требительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблем-
ный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х го-
дах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в
30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе
проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции
проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему
должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого,
а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития
детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от
17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятель-
ности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность
взрослого с дошкольниками
Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно
помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя ме-
няется, и он становится партнером для детей. Партнерская деятельность взросло-
го с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении худо-
жественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познава-
тельно-исследовательской деятельности, – но воспитатель все делает вместе с
детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых
воспитатель становится партнером для ребенка. 1) Включенность воспитателя в
деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и
вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал при-
емы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ре-
бенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.
Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с
вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспита-
тель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захоте-
лось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой
ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. По-
строим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли,
столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоеди-
нятся и другие. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во
время деятельности. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе
подумаем...» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен
потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили
детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная
деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это ин-
тересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь
в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организа-
ции игровой и образовательной деятельности, поэтому пространство расширяется
(наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не прово-
дится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то про-
странство еще более увеличивается. 4) Четвертая позиция партнерских отноше-
ний (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец заня-
тия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп рабо-
ты над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освое-
ния какой-то образовательной области.
Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?
По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени
группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поис-
ково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руко-
водством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она улови-
ла ту ошибку, которую совершают многие педагоги. Хотелось бы напомнить, что
любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситу-
ация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ре-
бенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он
берется?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель орга-
низует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все
темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятель-
ность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рам-
ки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не
может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это
книжку». Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса,
А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает
разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной
деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения постав-
ленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь реше-
ния». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый
процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники
проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивирова-
ны. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как
быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает.
Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, станови-
лись авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследова-
ние только в том случае, если все это поэтапно продумано.
Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС Творческая группа
старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный матери-
ал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы
сможете найти великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы
проектов в ДОУ: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья»,
«Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола»,
«Елочка-красавица» и т.д. Любой проект в проектной деятельности в ДОУ до-
школьников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Напри-
мер, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский твор-
ческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей
необходимой информацией для формирования собственных стратегий и техноло-
гий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта
проводились очень интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиени-
ческие правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья» (пригла-
шались родители вместе с детьми и создавался целый литературный праздник).
Рекомендуем педагогам образовательных организаций активно внедрять проект-
ную деятельность дошкольников в образовательную деятельность с детьми. Сан-
Пин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со-
держанию и организации режима работы дошкольных образовательных организа-
ций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
теории и методики дошкольного образования Новгородского института развития
образования Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе
детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Про-
свещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования). Веракса Н.Е.,
Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов до-
школьных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Основы реализации проектной деятельности дошкольников
Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на
разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне
традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное
продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенны-
ми концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на
нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не
тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку вый-
ти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет
их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использова-
ния проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные
или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стре-
мятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего
мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмот-
реть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной дея-
тельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности
быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны
быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей дея-
тельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности: творческая, ис-
следовательская, нормативная.
Исследовательская проектная деятельность дошкольников
Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на
вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе
проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает
воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия,
в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проект-
ная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, пред-
полагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его
интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и
предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в
которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предпола-
гает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспери-
ментов и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует
результаты своей работы, показывает, как он понял тему. На заключительном чет-
вертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры
для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.
Творческая проектная деятельность дошкольников
Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллектив-
ный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети
выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проект-
ная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько эта-
пов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе
происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не
все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относи-
тельно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап
самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуни-
цировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может
принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к
общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на
новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап –
реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация,
в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллектив-
ной работы.
Нормативная проектная деятельность дошкольников
Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и
норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умы-
вальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспи-
тательных задач, но реализовываются детьми. Когда ребенок поступает в детский
сад, в нем уже существует ряд правил, среди которых можно выделить три группы:
запрещающие; позитивно нормирующие; поддерживающие инициативу ребенка по
созданию новой нормы. Каковы этапы нормативной проектной деятельности до-
школьников? На первом этапе педагог определяет ситуации, или даже инициирует
варианты поведения, показывает, какие последствия могут возникнуть. То есть
проводятся беседы на этические темы. Здесь уместно вспомнить беседы-занятия
Дуровой Н. В. На втором этапе воспитатель просит смоделировать нежелательные
последствия. Третий этап – обсуждение правил, в результате которого появляется
книга или альбом с правилами. Примером могут быть проекты «Как вести себя во
время игры», «Как пользоваться ножницами» и пр. Такие проекты могут реализо-
вываться во всех возрастных группах. При реализации проектной деятельности
дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некото-
рые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно за-
действовать не только группу детей, но также подключать родителей. Например,
проект «Родословная моей семьи», «Семейное чтение», «Семейный театр», «Го-
степриимство: гость на порог – радость в дом» и т.д. Подводя итог, можно отме-
тить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволя-
ет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их твор-
ческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познава-
тельную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно вклю-
чать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удоб-
но.