Напоминание

"Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС в ДО"


Автор: Адиева Винария Резоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Миляш"с.Москово
Населённый пункт: район Дюртюлинский Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС в ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад «Миляш» села Москово Муниципального района

Дюртюлинский район Республики Башкортостан

Проектная деятельность в детском саду

по ФГОС ДО

Подготовила

Адиева В.Р.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС ДО

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает

важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников

посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального

образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу

учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов

можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации

совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская

деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребен-

ка.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что

еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась

к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной дея-

тельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не

оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, по-

требительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблем-

ный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х го-

дах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в

30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе

проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции

проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему

должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого,

а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития

детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от

17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятель-

ности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность

взрослого с дошкольниками

Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно

помнить, что в проектной деятельности с дошкольниками позиция воспитателя ме-

няется, и он становится партнером для детей. Партнерская деятельность взросло-

го с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении худо-

жественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познава-

тельно-исследовательской деятельности, – но воспитатель все делает вместе с

детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых

воспитатель становится партнером для ребенка. 1) Включенность воспитателя в

деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и

вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал при-

емы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ре-

бенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения.

Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак, все-все подошли ко мне! Сейчас мы с

вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не должно быть. Воспита-

тель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам захоте-

лось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой

ручеек течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. По-

строим мостик вместе! Кто хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли,

столько и будут строить. Если воспитатель еще что-то подскажет, тогда присоеди-

нятся и другие. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во

время деятельности. «Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе

подумаем...» – это не обязательно за столами, как в школе: детский сад должен

потихонечку отходить от классно-урочной системы. Последние годы мы посадили

детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому проектная

деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это ин-

тересно, и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь

в период бодрствования детей допускается использовать спальни для организа-

ции игровой и образовательной деятельности, поэтому пространство расширяется

(наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя, когда не прово-

дится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то про-

странство еще более увеличивается. 4) Четвертая позиция партнерских отноше-

ний (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец заня-

тия или игры, когда каждый работает в своем темпе. «Индивидуальный темп рабо-

ты над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и этапы освое-

ния какой-то образовательной области.

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени

группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поис-

ково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руко-

водством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она улови-

ла ту ошибку, которую совершают многие педагоги. Хотелось бы напомнить, что

любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситу-

ация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ре-

бенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он

берется?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель орга-

низует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все

темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятель-

ность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рам-

ки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не

может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это

книжку». Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса,

А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает

разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной

деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения постав-

ленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь реше-

ния». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый

процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники

проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивирова-

ны. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как

быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает.

Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, станови-

лись авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследова-

ние только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС Творческая группа

старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный матери-

ал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы

сможете найти великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы

проектов в ДОУ: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья»,

«Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола»,

«Елочка-красавица» и т.д. Любой проект в проектной деятельности в ДОУ до-

школьников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Напри-

мер, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский твор-

ческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей

необходимой информацией для формирования собственных стратегий и техноло-

гий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта

проводились очень интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиени-

ческие правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья» (пригла-

шались родители вместе с детьми и создавался целый литературный праздник).

Рекомендуем педагогам образовательных организаций активно внедрять проект-

ную деятельность дошкольников в образовательную деятельность с детьми. Сан-

Пин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со-

держанию и организации режима работы дошкольных образовательных организа-

ций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013 № 26 Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

теории и методики дошкольного образования Новгородского института развития

образования Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе

детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Про-

свещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования). Веракса Н.Е.,

Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов до-

школьных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Основы реализации проектной деятельности дошкольников

Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на

разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне

традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное

продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенны-

ми концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на

нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не

тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку вый-

ти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет

их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использова-

ния проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные

или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стре-

мятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего

мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмот-

реть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной дея-

тельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности

быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны

быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей дея-

тельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности: творческая, ис-

следовательская, нормативная.

Исследовательская проектная деятельность дошкольников

Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на

вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе

проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает

воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия,

в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проект-

ная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, пред-

полагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его

интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и

предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в

которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предпола-

гает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспери-

ментов и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует

результаты своей работы, показывает, как он понял тему. На заключительном чет-

вертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры

для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.

Творческая проектная деятельность дошкольников

Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллектив-

ный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети

выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проект-

ная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько эта-

пов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе

происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не

все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относи-

тельно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап

самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуни-

цировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может

принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к

общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на

новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап –

реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация,

в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллектив-

ной работы.

Нормативная проектная деятельность дошкольников

Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и

норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умы-

вальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспи-

тательных задач, но реализовываются детьми. Когда ребенок поступает в детский

сад, в нем уже существует ряд правил, среди которых можно выделить три группы:

запрещающие; позитивно нормирующие; поддерживающие инициативу ребенка по

созданию новой нормы. Каковы этапы нормативной проектной деятельности до-

школьников? На первом этапе педагог определяет ситуации, или даже инициирует

варианты поведения, показывает, какие последствия могут возникнуть. То есть

проводятся беседы на этические темы. Здесь уместно вспомнить беседы-занятия

Дуровой Н. В. На втором этапе воспитатель просит смоделировать нежелательные

последствия. Третий этап – обсуждение правил, в результате которого появляется

книга или альбом с правилами. Примером могут быть проекты «Как вести себя во

время игры», «Как пользоваться ножницами» и пр. Такие проекты могут реализо-

вываться во всех возрастных группах. При реализации проектной деятельности

дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некото-

рые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно за-

действовать не только группу детей, но также подключать родителей. Например,

проект «Родословная моей семьи», «Семейное чтение», «Семейный театр», «Го-

степриимство: гость на порог – радость в дом» и т.д. Подводя итог, можно отме-

тить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволя-

ет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их твор-

ческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познава-

тельную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно вклю-

чать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удоб-

но.



В раздел образования