Напоминание

"Игровые технологии на уроках русского языка и литературы"


Автор: Шаткова Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Воскресенское
Населённый пункт: с.Воскресенское, Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




МОУ «СОШ с. Воскресенское»

Игровые технологии

на уроках русского языка

и литературы

Доклад Шатковой Елены Ивановны,

учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ с. Воскресенское.

Адрес:413030 с. Воскресенское, ул Крайняя, 10

Тел: 89271263384

2018 г

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие

педагогической технологии.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо

деле, мастерстве, искусстве, - так трактует

это слово толковый словарь

Ожегова.

По мнению исследователя В. П. Беспалько, педагогическая технология

– это содержательная техника реализации учебного процесса.

Любая

технология

обладает

средствами,

активизирующими

деятельность

учащихся

К

таким

технологиям

можно

отнести

игровые

технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему

В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, технологию мастерских и др.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и

даже раздела учебного предмета;

-

в

качестве

урока

(занятия)

или

его

части

(введения,

объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом.

Возможно,

именно

поэтому

дидактическая

игра

остаётся

очень

действенным методом для развития и совершенствования познавательных,

умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку

незнакомые

грани

изучаемой

науки,

помогает

по-новому

взглянуть

на

привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к

учебному

предмету,

значит,

процесс

обучения

становится

более

эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского

языка

и

литературы

является

приобретение

конкретных

практических

навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых

приемов

и

ситуаций,

которые

выступают

как

средство

побуждения,

стимулирования учащихся к учебной деятельности.

По

характеру

педагогического

процесса

выделяются

следующие

группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) творческие;

г)

коммуникативные,

диагностические,

профориентационные,

психотехнические и др.

По

характеру

игровой

методики

существуют

такие

типы

игр,

как

предметные, сюжетные, ролевые, деловые и т. д.

И, наконец, специфику

игровой технологии в значительной степени

определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,

настольные, компьютерные и с ТСО.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой

деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн,

в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие.

В отечественной педагогике система дидактических игр была

создана в 60-е гг.

В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М.

Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова, К. Фопеля и др.) идут в направлении

создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые

характеризуются

гибкостью,

инициативностью

мыслительных

процессов,

переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В

таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед

необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют

предлагаемые игры развивающими

Методика и типология проведения игр на уроках

Событийная игра.

Игра на уроке

— активная форма учебного занятия, в ходе которой

моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают»

и «действуют» люди - участники какого-либо события.

Игра

побуждает

ребенка

перевоплотиться

в

другого

человека

из

прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он

изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной

практики образ. Выделяют два важных признака событийной игры: наличие

прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы

имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни (с обсуждением

прошлого).

Деловые игры

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения

нового,

закрепления

материала,

развития

творческих

способностей,

формирования обще-учебных умений.

Например,

игра-обсуждение,

в

процессе

которой

воссоздается

воображаемая ситуация со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы

журналистов,

телемосты

и

киностудии

и

др.).

Такая

игра

строится

на

учебном диалоге и проводится с большой долей импровизации ребят.

Другая

форма

деловой

игры -

игра-исследование, которая строится

также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но

основана

на

индивидуальных

действиях

«героя»,

который

пишет

очерк,

письмо,

школьный

учебник,

фрагмент

книги,

газетную

статью,

научный

доклад о том или ином событии.

Имитационные

игры.

И м и т и р у е т с я деятельность

героев

литературного произведения и обстановка, условия, в которых происходит

событие

Операционные

игры.

Они

помогают

отрабатывать

выполнение

конкретных

специфических

операций,

например,

методики

написания

сочинения, решения задач

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения,

действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Героя. Для

проведения

игр

с

исполнением

роли

разрабатывается

ситуация,

между

учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение

человека в этой обстановке, Здесь школьник должен мобилизовать весь свой

опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его

действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для

метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная

ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

Этап

подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки

сценария.

Определяется

режим

работы

При

необходимости

ученики

обращаются к учителю за консультацией. Негласные правила запрещают

отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, нарушать

регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права

вмешиваться

и

изменять

ее

ход.

Только

ведущий

может

корректировать

действия участников

Этап

анализа,

обсуждения

и

оценки результатов

игры.

Выступления

экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В

заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,

формулирует окончательный итог занятия.

Ретроспективные игры

Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.

1 . Ролевые

игры

основаны

на

разыгрывании

ролей

-

участников

событий в условиях воображаемой ситуации. Они делятся на следующие

подвиды:

театрализованное

представление,

театрализованная

игра

и

проблемно-дискуссионная игра.

Театрализованное

представление

имеет

четко

обозначенный

и

прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра,

действие.

Оно

воссоздает

различные

образы

и

картины

прошлого.

Все

атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров,

должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не

только

в

«оживлении

картин»

прошлых

эпох,

но

и

в

последующем

обсуждении этих сцен всем классом.

В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети.

Главным

ее

отличием

от

предыдущего

подвида

является

большая

доля

импровизации участников игры (они же и «очевидцы» событий). Однако в

данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе,

которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Данный

тип

игры

отличается

от

театрализованного

представления

и

большим

количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать

любой ученик.

В

основе

проблемно-дискуссионной

игры

лежит

воображаемая

ситуация, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения

важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников,

учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные

вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны

решить проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения

заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений

или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке

проблемы.

Неролевые игры. К таким играм относятся конкурсные В такой игровой

ситуации учитель проверяет знания учащихся на конкурсной основе.

Другой тип неролевой игры - это маршрутная игра, или воображаемое

путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра -

это особая форма урока, когда дети

«путешествуют» по определённым

разделам

русского

языка

или

литературы.

Они

намечают

собственный

маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью)

Тренинговые игры. К ним относятся: 1) настольные игры (домино,

лото, поле чудес и др.), 2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы,

кроссворды, шарады, головоломки)

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически

верно

организованная

игра

требует

много

времени

для

подготовки,

максимальной

активности

учеников

в

деятельности

не

только

на

уровне

воспроизведения

и

преобразования,

но

и

на

уровне

творческого

поиска,

способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Обратимся к вопросу об участниках игры Учитель может выступать в

игре в следующих игровых ипостасях: 1) инструктора, , 2) судьи-рефери, 3)

тренера

4) председателя- Учащиеся в игре выступают в следующих ролях:

актеры, зрители, эксперты. Основные этапы ролевой игры. Первый этап -

подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период

обсуждаются

общий

замысел

и

стратегия

игры,

проводится

инструктаж

участников, покупаются и подготавливаются необходимые для проведения

занятия

материалы,

оборудование.

Учитель

объясняет

ребятам

игровую

задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает

необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания

и

знакомит

с

ними

детей.

При

необходимости

учитель

проводит

и

индивидуальные консультации.

Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным,

ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи

и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление

игре, формулируя познавательные задания на весь урок

Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех

учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы

«проживают» ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по

определенным игровым правилам

На последнем, оценочном этапе после того, как игра закончена,

проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки

участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий

учеников.

Использование

игровых

технологий

на

уроках

русского

языка

и

литературы помогает в той или иной степени

снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала

вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального

осознания,

что,

несомненно,

способствует

развитию

познавательного

интереса к русскому языку как к учебному предмету.

Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка и

литературы

способствует

обогащению

словарного

запаса

обучающихся,

расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд,

решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает

кач е ст ва

т ворч е ской

лич но ст и:

инициат иву,

н а с т о й ч и в о с т ь ,

целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Игровые технологии я использую чаще в пятом классе. Это связано с

тем, что пятый класс – это класс, где дети адаптируются в новой для них

обстановке: разные учителя со своими требованиями, новые программы,

предметы.

Поэтому

задача

учителя

сделать

так,

чтобы

встреча

с

незнакомым не разочаровала их и не отвратила от учёбы.

Важно

ежедневные

встречи

с

фонетикой,

лексикой,

морфологией

сделать не скучными, а интересными.

«Сделать серьёзное занятие для

ребёнка занимательным – вот задача обучения», - говорил К. Ушинский. Вот

тут на помощь приходят игровые технологии.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо

соблюдение

следующих

условий:

1)

соответствие

игры

учебно-

воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Требования к подбору игр следующие:

1.

Игры

должны

соответствовать

определенным

у ч е б н о -

воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям,

навыкам,

требованиям

стандарта.

2.

Игры

должны

соответствовать

изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их

психологических

особенностей.

3.

Игры

должны

базироваться

на

определенном дидактическом материале и методике его применения.

Примеры игр по русскому языку

1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

Обучение

русскому

языку

подразумевает

не

только

освоение

норм

письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на

каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.

Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких

формах

можно

предложить

задания

детям?

Вот

лишь

некоторые

из

возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить

задания.

«Составь текст и озвучь его»

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-

то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за

2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать

его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов,

которые

должны

внимательно

прослушать

текст

и

сделать

вывод

о

соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу

двое учащихся.)

Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство,

инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова

содержатся в словарике «Произносите правильно»

«Пригласи на обед»

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего

друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели,

щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие

слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

2. Лексико-фразеологические игры

«Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в

рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в

карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.

«Собери пословицу»

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно,

заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

2.

Восстановить

пословицы,

части

которых

соединены

неверно.

Раскрыть скобки.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно.

Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с

однородными членами.

1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.

2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).

3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).

4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).

Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и

пунктуационных норм

«Мягкая посадка»

При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает

интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит

мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.

Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола».

Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит

мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на

вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием,

продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу,

части речи, смыслу и т. д.

Например, лимонный, соломенный, каменный (лишнее – соломенный);,

-могуч, горяч, плач (лишнее плач,так как существительное)_.

Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности

учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение

применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды,

ребусы, викторины.

Такие игры я часто использую на уроках литературы, часто при этом создаю

мультимедийные презентации с анимированными фигурами. Так, например,

мною созданы тесты, викторины по темам: Салтыков-Щедрин (7 класс), М.

Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (7 класс), Былины (7 класс).

Викторина

по

былинам

предваряет

и

завершает

урок

и

организует

повторение. Она включает мини-кроссворды на знание теории литературы,

вопросы викторины с выбором ответа на знание текста былин. Практически

любой

урок

литературы

я

стараюсь

завершить

игровой

тестовой

или

викториной проверкой знаний, полученных на уроке.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению

учебного

материала.

Активность

учащихся

в

этих

играх

может

быть

выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания

гипотез.

Такие

уроки-путешествия

созданы

мною

по

темам:

«В

поисках

золотого руна» (по мифам об аргонавтах), «Путешествие по календарю»,

«Путём Одиссея». Работу на уроке организует мультимедийная презентация,

которая предлагает «маршрут» с преодолением воображаемых препятствий.

При этом проверяется знание текста, умение пересказывать, отвечать на

проблемные вопросы, сопоставлять.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических

игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Множество таких уроков я провожу в 5-6 классах, в которых игровой

момент

должен

быть

наиболее

реализован

в

связи

с

возрастными

особенностями учащихся и в связи с тем, что игра являлась основной формой

усвоения материала в начальной школе. Такие соревнования проводятся по

темам:

«Русская

народная

сказка»,

«Сказки

А.

С.

Пушкина»,

«Басни»,

«Сказки Андерсена», «В стране речевого этикета», «В гостях у азбуки» и

другие. На таких уроках ребята не только соревнуются, но и инсценируют

сказки, басни, что развивает творческий потенциал учащихся.

Таким

образом,

игра

на

уроке

активная

форма

занятий.

Она

побуждает ученика к действию, заставляет «прыгнуть выше себя».

По словам В. А. Сухомлинского,

«

игра – это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

Используемая литература:

1.

Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. – 304

с.

2.

Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.

заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

256 с.

3.

Евладова

Е.В.,

Логинова

Л.Г.,

Михайлова

Н.Н.

Дополнительное

образование

детей:

Учеб.

пособие

для

студ.

учреждений

сред.

проф.

образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-352с.

4.

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия»,

2001. - 216 с.

5.

Короткова

М.В.

Методика

проведения

игр

и

дискуссий

на

уроках

истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 256 с.

6.

Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического

творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование. 1996. - 344 с.

7.

Ксензова

Г.Ю.

Инновационные

технологии

обучения

и

воспитания

школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. -

128 с.

8.

Морозова

О.П.

Педагогический

практикум.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2000. - 320 с.

9. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии

в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование», Ростов-на-

Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384



В раздел образования