Автор: Шаткова Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Воскресенское
Населённый пункт: с.Воскресенское, Саратовской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровые технологии на уроках русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
МОУ «СОШ с. Воскресенское»
Игровые технологии
на уроках русского языка
и литературы
Доклад Шатковой Елены Ивановны,
учителя русского языка и литературы
МОУ «СОШ с. Воскресенское.
Адрес:413030 с. Воскресенское, ул Крайняя, 10
Тел: 89271263384
2018 г
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие
педагогической технологии.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве, - так трактует
это слово толковый словарь
Ожегова.
По мнению исследователя В. П. Беспалько, педагогическая технология
– это содержательная техника реализации учебного процесса.
Любая
технология
обладает
средствами,
активизирующими
деятельность
учащихся
К
таким
технологиям
можно
отнести
игровые
технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему
В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, технологию мастерских и др.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
-
в
качестве
урока
(занятия)
или
его
части
(введения,
объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом.
Возможно,
именно
поэтому
дидактическая
игра
остаётся
очень
действенным методом для развития и совершенствования познавательных,
умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку
незнакомые
грани
изучаемой
науки,
помогает
по-новому
взглянуть
на
привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к
учебному
предмету,
значит,
процесс
обучения
становится
более
эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского
языка
и
литературы
является
приобретение
конкретных
практических
навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приемов
и
ситуаций,
которые
выступают
как
средство
побуждения,
стимулирования учащихся к учебной деятельности.
По
характеру
педагогического
процесса
выделяются
следующие
группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) творческие;
г)
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные,
психотехнические и др.
По
характеру
игровой
методики
существуют
такие
типы
игр,
как
предметные, сюжетные, ролевые, деловые и т. д.
И, наконец, специфику
игровой технологии в значительной степени
определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,
настольные, компьютерные и с ТСО.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой
деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн,
в зарубежной — 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие.
В отечественной педагогике система дидактических игр была
создана в 60-е гг.
В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О. М.
Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова, К. Фопеля и др.) идут в направлении
создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые
характеризуются
гибкостью,
инициативностью
мыслительных
процессов,
переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В
таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед
необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют
предлагаемые игры развивающими
Методика и типология проведения игр на уроках
Событийная игра.
Игра на уроке
— активная форма учебного занятия, в ходе которой
моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают»
и «действуют» люди - участники какого-либо события.
Игра
побуждает
ребенка
перевоплотиться
в
другого
человека
из
прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он
изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной
практики образ. Выделяют два важных признака событийной игры: наличие
прямой речи (диалогов) участников и воображаемой ситуации, будто бы
имевшей место в прошлом или происходящей в наши дни (с обсуждением
прошлого).
Деловые игры
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения
нового,
закрепления
материала,
развития
творческих
способностей,
формирования обще-учебных умений.
Например,
игра-обсуждение,
в
процессе
которой
воссоздается
воображаемая ситуация со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы
журналистов,
телемосты
и
киностудии
и
др.).
Такая
игра
строится
на
учебном диалоге и проводится с большой долей импровизации ребят.
Другая
форма
деловой
игры -
игра-исследование, которая строится
также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но
основана
на
индивидуальных
действиях
«героя»,
который
пишет
очерк,
письмо,
школьный
учебник,
фрагмент
книги,
газетную
статью,
научный
доклад о том или ином событии.
Имитационные
игры.
И м и т и р у е т с я деятельность
героев
литературного произведения и обстановка, условия, в которых происходит
событие
Операционные
игры.
Они
помогают
отрабатывать
выполнение
конкретных
специфических
операций,
например,
методики
написания
сочинения, решения задач
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения,
действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Героя. Для
проведения
игр
с
исполнением
роли
разрабатывается
ситуация,
между
учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
«Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение
человека в этой обстановке, Здесь школьник должен мобилизовать весь свой
опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его
действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Для
метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная
ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этап
подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки
сценария.
Определяется
режим
работы
При
необходимости
ученики
обращаются к учителю за консультацией. Негласные правила запрещают
отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, нарушать
регламент и этику поведения.
Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права
вмешиваться
и
изменять
ее
ход.
Только
ведущий
может
корректировать
действия участников
Этап
анализа,
обсуждения
и
оценки результатов
игры.
Выступления
экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В
заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки,
формулирует окончательный итог занятия.
Ретроспективные игры
Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.
1 . Ролевые
игры
основаны
на
разыгрывании
ролей
-
участников
событий в условиях воображаемой ситуации. Они делятся на следующие
подвиды:
театрализованное
представление,
театрализованная
игра
и
проблемно-дискуссионная игра.
Театрализованное
представление
имеет
четко
обозначенный
и
прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра,
действие.
Оно
воссоздает
различные
образы
и
картины
прошлого.
Все
атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров,
должны иметь место. Смысл такой игры для школьников заключается не
только
в
«оживлении
картин»
прошлых
эпох,
но
и
в
последующем
обсуждении этих сцен всем классом.
В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети.
Главным
ее
отличием
от
предыдущего
подвида
является
большая
доля
импровизации участников игры (они же и «очевидцы» событий). Однако в
данной игре театрализованное действие все же приближено к той эпохе,
которая изучается. Модернизация прошлого здесь не допускается. Данный
тип
игры
отличается
от
театрализованного
представления
и
большим
количеством вовлеченных в игру участников. Актером здесь может стать
любой ученик.
В
основе
проблемно-дискуссионной
игры
лежит
воображаемая
ситуация, при этом действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения
важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников,
учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные
вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны
решить проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения
заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений
или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке
проблемы.
Неролевые игры. К таким играм относятся конкурсные В такой игровой
ситуации учитель проверяет знания учащихся на конкурсной основе.
Другой тип неролевой игры - это маршрутная игра, или воображаемое
путешествие (аналогичный термин - заочная экскурсия). Маршрутная игра -
это особая форма урока, когда дети
«путешествуют» по определённым
разделам
русского
языка
или
литературы.
Они
намечают
собственный
маршрут, придумывают остановки, фрагменты беседы (интервью)
Тренинговые игры. К ним относятся: 1) настольные игры (домино,
лото, поле чудес и др.), 2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы,
кроссворды, шарады, головоломки)
Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически
верно
организованная
игра
требует
много
времени
для
подготовки,
максимальной
активности
учеников
в
деятельности
не
только
на
уровне
воспроизведения
и
преобразования,
но
и
на
уровне
творческого
поиска,
способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Обратимся к вопросу об участниках игры Учитель может выступать в
игре в следующих игровых ипостасях: 1) инструктора, , 2) судьи-рефери, 3)
тренера
4) председателя- Учащиеся в игре выступают в следующих ролях:
актеры, зрители, эксперты. Основные этапы ролевой игры. Первый этап -
подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период
обсуждаются
общий
замысел
и
стратегия
игры,
проводится
инструктаж
участников, покупаются и подготавливаются необходимые для проведения
занятия
материалы,
оборудование.
Учитель
объясняет
ребятам
игровую
задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает
необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания
и
знакомит
с
ними
детей.
При
необходимости
учитель
проводит
и
индивидуальные консультации.
Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным,
ибо именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи
и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление
игре, формулируя познавательные задания на весь урок
Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех
учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы
«проживают» ситуацию в ее игровом воплощении, действуют по
определенным игровым правилам
На последнем, оценочном этапе после того, как игра закончена,
проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки
участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий
учеников.
Использование
игровых
технологий
на
уроках
русского
языка
и
литературы помогает в той или иной степени
снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала
вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального
осознания,
что,
несомненно,
способствует
развитию
познавательного
интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка и
литературы
способствует
обогащению
словарного
запаса
обучающихся,
расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд,
решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает
кач е ст ва
т ворч е ской
лич но ст и:
инициат иву,
н а с т о й ч и в о с т ь ,
целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Игровые технологии я использую чаще в пятом классе. Это связано с
тем, что пятый класс – это класс, где дети адаптируются в новой для них
обстановке: разные учителя со своими требованиями, новые программы,
предметы.
Поэтому
задача
учителя
–
сделать
так,
чтобы
встреча
с
незнакомым не разочаровала их и не отвратила от учёбы.
Важно
ежедневные
встречи
с
фонетикой,
лексикой,
морфологией
сделать не скучными, а интересными.
«Сделать серьёзное занятие для
ребёнка занимательным – вот задача обучения», - говорил К. Ушинский. Вот
тут на помощь приходят игровые технологии.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо
соблюдение
следующих
условий:
1)
соответствие
игры
учебно-
воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Требования к подбору игр следующие:
1.
Игры
должны
соответствовать
определенным
у ч е б н о -
воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям,
навыкам,
требованиям
стандарта.
2.
Игры
должны
соответствовать
изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их
психологических
особенностей.
3.
Игры
должны
базироваться
на
определенном дидактическом материале и методике его применения.
Примеры игр по русскому языку
1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение
русскому
языку
подразумевает
не
только
освоение
норм
письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на
каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.
Это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких
формах
можно
предложить
задания
детям?
Вот
лишь
некоторые
из
возможных вариантов, которые могут подсказать учителю, как разнообразить
задания.
«Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-
то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за
2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать
его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов,
которые
должны
внимательно
прослушать
текст
и
сделать
вывод
о
соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу
двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство,
инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова
содержатся в словарике «Произносите правильно»
«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего
друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели,
щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие
слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
2. Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм»
Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в
рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.
Ответы:
- Куда Макар телят не гонял. - Как в воду канул. - Ветер свистит в
карманах. - На языке вертится. - В ежовых рукавицах.
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно,
заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2.
Восстановить
пословицы,
части
которых
соединены
неверно.
Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно.
Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с
однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и
пунктуационных норм
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает
интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит
мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола».
Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит
мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на
вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием,
продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу,
части речи, смыслу и т. д.
Например, лимонный, соломенный, каменный (лишнее – соломенный);,
-могуч, горяч, плач (лишнее плач,так как существительное)_.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности
учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение
применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды,
ребусы, викторины.
Такие игры я часто использую на уроках литературы, часто при этом создаю
мультимедийные презентации с анимированными фигурами. Так, например,
мною созданы тесты, викторины по темам: Салтыков-Щедрин (7 класс), М.
Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (7 класс), Былины (7 класс).
Викторина
по
былинам
предваряет
и
завершает
урок
и
организует
повторение. Она включает мини-кроссворды на знание теории литературы,
вопросы викторины с выбором ответа на знание текста былин. Практически
любой
урок
литературы
я
стараюсь
завершить
игровой
тестовой
или
викториной проверкой знаний, полученных на уроке.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению
учебного
материала.
Активность
учащихся
в
этих
играх
может
быть
выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания
гипотез.
Такие
уроки-путешествия
созданы
мною
по
темам:
«В
поисках
золотого руна» (по мифам об аргонавтах), «Путешествие по календарю»,
«Путём Одиссея». Работу на уроке организует мультимедийная презентация,
которая предлагает «маршрут» с преодолением воображаемых препятствий.
При этом проверяется знание текста, умение пересказывать, отвечать на
проблемные вопросы, сопоставлять.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических
игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Множество таких уроков я провожу в 5-6 классах, в которых игровой
момент
должен
быть
наиболее
реализован
в
связи
с
возрастными
особенностями учащихся и в связи с тем, что игра являлась основной формой
усвоения материала в начальной школе. Такие соревнования проводятся по
темам:
«Русская
народная
сказка»,
«Сказки
А.
С.
Пушкина»,
«Басни»,
«Сказки Андерсена», «В стране речевого этикета», «В гостях у азбуки» и
другие. На таких уроках ребята не только соревнуются, но и инсценируют
сказки, басни, что развивает творческий потенциал учащихся.
Таким
образом,
игра
на
уроке
–
активная
форма
занятий.
Она
побуждает ученика к действию, заставляет «прыгнуть выше себя».
По словам В. А. Сухомлинского,
«
игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
Используемая литература:
1.
Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989. – 304
с.
2.
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
256 с.
3.
Евладова
Е.В.,
Логинова
Л.Г.,
Михайлова
Н.Н.
Дополнительное
образование
детей:
Учеб.
пособие
для
студ.
учреждений
сред.
проф.
образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-352с.
4.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия»,
2001. - 216 с.
5.
Короткова
М.В.
Методика
проведения
игр
и
дискуссий
на
уроках
истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 256 с.
6.
Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического
творчества: Книга для учителя. М.: Народное образование. 1996. - 344 с.
7.
Ксензова
Г.Ю.
Инновационные
технологии
обучения
и
воспитания
школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. -
128 с.
8.
Морозова
О.П.
Педагогический
практикум.
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2000. - 320 с.
9. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии
в обучении. Серия «Среднее профессиональное образование», Ростов-на-
Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 384