Напоминание

"Особенности формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста".


Автор: Распоркина Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №234 "Кроха"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности формирования звуковой культуры речи у детей старшего

дошкольного возраста».

От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка,

строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все

последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией. Д.

Б. Эльконин.

Формирования звуковой культуры речи – одно из основных задач развития

дошкольного возраста. Понятие звуковой культуры речи, задачи по ее

воспитанию раскрываются О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг,

А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических

пособиях. Термин «культура речи» относится к сфере языковедения. Культура

речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного

и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения,

грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать

выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с

целями и содержанием речи.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при

условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного,

непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в

присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает

соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.

В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие

произносительных и других особенностей родного языка. Считается, что

первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного

артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым

движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией ребенок

усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для

различения звуков родного языка.

Таким образом, формирование звуковой стороны речи на первых этапах

развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и

фонетического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в

речевой практике.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей

дошкольного возраста может быть обобщена в 3 основных раздела.

1.Развитие голосового аппарата. Развитие речевого слуха и подвижности рече

двигательного аппарата детей.

2. Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного

произношения.

3. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и

интонационной выразительностью, дикцией.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления

ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков

человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями,

вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми

ощущениями от звуков. К этим связям присоединяются еще и зрительные

ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Одной из важных

предпосылок формирования речи является способность к подражанию.

Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания звуковой

культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть

завершено в детском саду (к пяти годам).

Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на

разных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороной речи

детей. В старшем возрасте, при правильной работе могут овладеть

произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части

детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном

отношении звуки (шипящие и - р -). Процесс становления этих звуков, даже при

условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как

навык неправленого произношения становится более прочным, а особая

восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной

деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до

некоторой степени угасает.

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способности к

самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно

необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому

деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются

случаи проявления взаимопомощи, внимания к речи друг друга, желание

помогать товарищам. К старшему дошкольному возрасту при правильной

постановке работы, дети овладевают произношением всех звуков родного языка.

У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и

речевое дыхание, развиваются фонематическое восприятие и способность к

звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему

произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отвечать

отказывается. Формирование звуковой культуры речи в старшем дошкольном

возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку

отчетливого произношение слов, умение различать и правильно произносить

смешиваемые звуки, дифференцировать звуки с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, ж-з, л-р.

Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно

пользоваться ударениями, паузами, интонациями, силой голоса, темпом речи.

Итак, в старшем дошкольном возрасте происходит становление всех звуков

родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у

детей в достаточной степени развит речевой слух. Приоритетным является

развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким

произношением всех звуков, становится возможным совершенствовать силу

голоса и темп речи

Таким образом, формирование звуковой культуры речи детей старшего

дошкольного возраста – это многоаспектная задача. В нее входят, более частные

микро-задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и

произношения.

Литература: Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры

речи в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, Москва, 2009. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш

ребенок. — М.: Просвещение, 2001. Селиверстова В. И. Игры в логопедической работе с

детьми. — М.: Просвещение, 1999. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного

произношения. — М.: Просвещение, 2004. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно

говорить. — М.: Просвещение, 2002.



В раздел образования