Автор: Распоркина Оксана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №234 "Кроха"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
«Особенности формирования звуковой культуры речи у детей старшего
дошкольного возраста».
От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все
последующее усвоение языка – грамматика и связанной с ней орфографией. Д.
Б. Эльконин.
Формирования звуковой культуры речи – одно из основных задач развития
дошкольного возраста. Понятие звуковой культуры речи, задачи по ее
воспитанию раскрываются О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг,
А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических
пособиях. Термин «культура речи» относится к сфере языковедения. Культура
речи с позиции современного языковедения включает владение нормами устного
и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения,
грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать
выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с
целями и содержанием речи.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при
условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного,
непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в
присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает
соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:
произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических.
В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие
произносительных и других особенностей родного языка. Считается, что
первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного
артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым
движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией ребенок
усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для
различения звуков родного языка.
Таким образом, формирование звуковой стороны речи на первых этапах
развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и
фонетического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в
речевой практике.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей
дошкольного возраста может быть обобщена в 3 основных раздела.
1.Развитие голосового аппарата. Развитие речевого слуха и подвижности рече
двигательного аппарата детей.
2. Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного
произношения.
3. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и
интонационной выразительностью, дикцией.
Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления
ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков
человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями,
вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми
ощущениями от звуков. К этим связям присоединяются еще и зрительные
ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Одной из важных
предпосылок формирования речи является способность к подражанию.
Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания звуковой
культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть
завершено в детском саду (к пяти годам).
Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на
разных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороной речи
детей. В старшем возрасте, при правильной работе могут овладеть
произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части
детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном
отношении звуки (шипящие и - р -). Процесс становления этих звуков, даже при
условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как
навык неправленого произношения становится более прочным, а особая
восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной
деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до
некоторой степени угасает.
Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способности к
самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно
необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому
деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются
случаи проявления взаимопомощи, внимания к речи друг друга, желание
помогать товарищам. К старшему дошкольному возрасту при правильной
постановке работы, дети овладевают произношением всех звуков родного языка.
У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и
речевое дыхание, развиваются фонематическое восприятие и способность к
звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему
произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отвечать
отказывается. Формирование звуковой культуры речи в старшем дошкольном
возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку
отчетливого произношение слов, умение различать и правильно произносить
смешиваемые звуки, дифференцировать звуки с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, ж-з, л-р.
Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно
пользоваться ударениями, паузами, интонациями, силой голоса, темпом речи.
Итак, в старшем дошкольном возрасте происходит становление всех звуков
родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у
детей в достаточной степени развит речевой слух. Приоритетным является
развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким
произношением всех звуков, становится возможным совершенствовать силу
голоса и темп речи
Таким образом, формирование звуковой культуры речи детей старшего
дошкольного возраста – это многоаспектная задача. В нее входят, более частные
микро-задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и
произношения.
Литература: Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры
речи в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, Москва, 2009. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш
ребенок. — М.: Просвещение, 2001. Селиверстова В. И. Игры в логопедической работе с
детьми. — М.: Просвещение, 1999. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного
произношения. — М.: Просвещение, 2004. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно
говорить. — М.: Просвещение, 2002.