Напоминание

"Психолого-педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению."


Авторы: Васикова Нина Петровна, Газизова Фарида Самигуловна
Должность: кандидат педагогических наук, доцента
Учебное заведение: Елабужский институт Казанского Приволжского федерального университета
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические условия формирования готовности детей

старшего дошкольного возраста к школьному обучению

За

последние

годы

в

России

произошли

серьезные

преобразования

в

системе дошкольного и школьного образования: изменился подход к обучению,

введены

дополнительные

образовательные

программы,

все

более

высокие

требования предъявляются к будущим первоклассникам.

Одной из наиболее острых проблем современного образования является

рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе.

Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной

тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления

сохраняются

и

надолго

закрепляются

у

детей,

поступивших

в

школу.

Это

связано с тем, что поступление ребенка в школу является стартовой точкой

нового этапа развития: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется

к

новым

социальным

условиям,

новой

деятельности,

новым

формам

сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Бесспорно, чем лучше готов

ребенок к изменениям, связанным с началом обучения в школе, тем спокойнее и

безболезненнее

будет

протекать

процесс

адаптации

к

обучению

в

школе.

Именно

поэтому

поиск

эффективных

путей

формирования

компонентов

школьной

готовности

является

одной

из

актуальнейших

тем

современной

детской психологии и педагогики. В понятие готовности к обучению в школе

включает: физиологическую, психологическую, социальную или личностную

готовность к обучению в школе.

В

настоящее

время

у

многих

детей

можно

наблюдать

синдром

гиперактивности. Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть

на

одном

месте,

молчать,

подчиняться

инструкциям.

Они

создают

дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что

очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны [2, с.48].

Главной проблемой гиперактивных детей в школе является несоответствие

их интеллектуального развития уровню успеваемости. При этом практически

все

педагоги

причину

данного

явления

видят

в

недостаточной

готовности

данной группы детей к школе.

Исследование

готовности

гиперактивных

детей

в

сравнении

с

негиперактивными

детьми

старшего

дошкольного

возраста

(6-7лет)

к

школьному

обучению,

проведенное

в

выборке

60

детей,

на

базе

школы

будущего первоклассника общеобразовательной школы №2 г. Казани, позволило

выявить следующий уровень готовности детей:

Оценка психосоциальной зрелости детей старшего дошкольного возраста

(тестовая беседа)

Уровень зрелости

Гиперактивные дети

Негиперактивные дети

1.Школьно-зрелые дети

22 (73.3%)

18 (60.0%)

2.Средний уровень зрелости

8 (26.7%)

10 (33.3%)

3.Условно неготовые дети к

обучению в школе

0 (0.0%)

2 (0.0%)

По уровню психосоциальной зрелости среди гиперактивных дошкольников

больше детей (73,3%) с высоким уровнем школьной зрелости в сравнении с

негиперактивными

детьми

(60,0%).

Кроме

того,

в

данной

группе

нет

испытуемых, условно неготовых к обучению в школе.

Оценка тонкой моторики и двигательной координации детей старшего

дошкольного возраста (методика «Имитация написанного текста»)

Уровень зрелости

Гиперактивные дети

Негиперактивные дети

1. Зрелые для школьного обучения

26 (86.7%)

20 (66.7%)

2. Готовые к обучению в школе

при условии контроля и внимания

4 (13.3%)

10 (33.3%)

3. Не готовы к обучению в школе

0 (0.0%)

0 (0.0%)

По

развитию

тонкой

моторики

и

двигательной

координации среди

гиперактивных

дошкольников

больше

детей

(86,7%)

с

высоким

уровнем

школьной зрелости в сравнении с негиперактивными детьми (66,7%).

Оценка мышления детей старшего дошкольного возраста

(тестовые задания)

Уровень зрелости

Гиперактивные дети

Негиперактивные дети

1. 3 балла - допущено не более

двух ошибок (высокий уровень)

20 (66.7%)

10 (33.3%)

2. 2 балла - допущено от 3 до 6

ошибок (средний уровень)

10 (33.3%)

20 (66.7%)

3. 1 балл - допущено более 7

ошибок (низкий уровень)

0 (0.0%)

0 (0.0%)

По особенностям логического мышления гиперактивные дети обладают

более

развитым

логическим

мышлением

и

речью

(66,7%)

в

сравнении

с

негиперактивными детьми (33,3%).

Оценка способности к умозаключениям

детей старшего дошкольного

возраста

(методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.)

Уровень зрелости

Гиперактивные дети

Негиперактивные дети

1. Высокий уровень

22 (73.3%)

14 (46.7%)

2. Средний уровень

8 (26.7%)

12 (40.0%)

3. Низкий уровень

0 (0.0%)

4 (13.3%)

По способности к умозаключениям гиперактивные дети обладают более

высоким уровнем (73,3%)сформированности умения устанавливать логические

связи и отношения между понятиями в сравнении с негиперактивными детьми

(46,7%).

Оценка наличия внутренней позиции школьника у детей старшего

дошкольного возраста

(беседа Нежновой)

Уровень зрелости

Гиперактивные дети

Негиперактивные дети

1. Ориентация на содержание учебной

деятельности

14 (46.7%)

14 (46.7%)

2. Ориентация на внешние атрибуты

учебной деятельности и школьной жизни

10 (33.3%)

12 (40.0%)

3. Ориентация на внешкольные виды

деятельности и условия

6 (20.0%)

4 (13.3%)

По

наличию

внутренней

позиции

школьника

большее

количество

испытуемых

обеих

групп

(46,7%)

ориентируются

на

содержание

учебной

деятельности. Отметим также, что среди гиперактивных детей больше (20,0%),

ориентированных на внешкольные виды деятельности и условия в сравнении с

негиперактивными детьми (13,3%). Среди негиперактивных детей больше детей

(40,0%),

ориентированных

на

внешние

атрибуты

учебной

деятельности

и

школьной жизни в сравнении с гиперактивными детьми (33,3%).

Оценка мотивации учения дошкольников(беседа)

Вид мотивации

Гиперактивные дети

Негиперактивные дети

1. Учебный мотив

4 (13.3%)

16 (53.3%)

2. Внешний мотив

10 (33.3%)

10 (33.3%)

3. Игровой мотив

16 (53.3%)

4 (13.3%)

4. Позиционный мотив

0 (0.0%)

0 (0.0%)

5. Социальный мотив

0 (0.0%)

0 (0.0%)

Диагностики

мотивации

учения

дошкольников

показала

существенные

различия: среди гиперактивных детей преобладают дошкольники с игровой

мотивацией (53,3%), а среди негиперактивных - с учебной мотивацией (53,3%).

Это

во

многом

объясняет

наличие

трудностей

в

адаптации

к

школьному

обучению

гиперактивных

детей,

а

также

несоответствие

уровня

их

интеллектуального развития и школьной успеваемости.

Диагностика самооценки дошкольников

Уровень

Гиперактивные дети

Негиперактивные

дети

1. Очень высокая самооценка

4 (13.3%)

0 (0.0%)

2. Высокая самооценка

18 (60.0%)

10 (33.3%)

3. Средняя самооценка

8 (26.7%)

18 (60.0%)

4. Низкая самооценка

0 (0.0%)

2 (6.7%)

5. Очень низкая самооценка

0 (0.0%)

0 (0.0%)

Диагностика

самооценки

дошкольников,

показала,

что

среди

гиперактивных

детей

в

основном

преобладают

дети

с

высокой

(60,0%)

самооценкой, и также отмечены дети с очень высокой самооценкой (13,3%).

Среди

негиперактивных

детей,

преобладают

дети

со

средним

уровнем

самооценки

(60,0%),

т.е.

они

более

адекватно

оценивают

свои

силы

и

возможности. Поэтому в процессе школьного обучения гиперактивные дети

часто

бывают

разочарованы

результатами

учения.

Они

ожидают

высоких

оценок,

невероятно

верят

в

свои

силы,

но

несформированность

учебной

мотивации, а также дефицит внимания мешают им демонстрировать высокие

успехи в учебе. Поэтому гиперактивные дети являются группой риска в плане

формирования школьной дезадаптации, несмотря на их высокие потенциальные

возможности.

Статистическую

значимость

полученных

диагностических

показателей самооценки дошкольников и справедливость сформулированных

нами

выводов

подтвердил

использованный

нами

математический

анализ

результатов исследования по Т-критерию Стьюдента.

Таким образом, справедливо говорить о существовании определенных

особенностей готовности к школе гиперактивных детей старшего дошкольного

возраста по школьной зрелости, мотивации и самооценке.

Список использованной литературы

1. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты / [сост. Т.Г.

Макеева]. – 2-е изд., стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 125 с.

2. Дошкольная

педагогика

/

С.А.

Козлова, Т.А. Куликова.

9-е

изд.,

перераб. и доп.

– М.: Академия, 2011. – 416 с.

3. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч.

Часть 2. : учебник для академического бакалавриата / О. Ю. Ермолаев-Томин. –

5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 235 с.



В раздел образования