Авторы: Васикова Нина Петровна, Газизова Фарида Самигуловна
Должность: кандидат педагогических наук, доцента
Учебное заведение: Елабужский институт Казанского Приволжского федерального университета
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого-педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению."
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические условия формирования готовности детей
старшего дошкольного возраста к школьному обучению
За
последние
годы
в
России
произошли
серьезные
преобразования
в
системе дошкольного и школьного образования: изменился подход к обучению,
введены
дополнительные
образовательные
программы,
все
более
высокие
требования предъявляются к будущим первоклассникам.
Одной из наиболее острых проблем современного образования является
рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе.
Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной
тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления
сохраняются
и
надолго
закрепляются
у
детей,
поступивших
в
школу.
Это
связано с тем, что поступление ребенка в школу является стартовой точкой
нового этапа развития: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется
к
новым
социальным
условиям,
новой
деятельности,
новым
формам
сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Бесспорно, чем лучше готов
ребенок к изменениям, связанным с началом обучения в школе, тем спокойнее и
безболезненнее
будет
протекать
процесс
адаптации
к
обучению
в
школе.
Именно
поэтому
поиск
эффективных
путей
формирования
компонентов
школьной
готовности
является
одной
из
актуальнейших
тем
современной
детской психологии и педагогики. В понятие готовности к обучению в школе
включает: физиологическую, психологическую, социальную или личностную
готовность к обучению в школе.
В
настоящее
время
у
многих
детей
можно
наблюдать
синдром
гиперактивности. Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть
на
одном
месте,
молчать,
подчиняться
инструкциям.
Они
создают
дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что
очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны [2, с.48].
Главной проблемой гиперактивных детей в школе является несоответствие
их интеллектуального развития уровню успеваемости. При этом практически
все
педагоги
причину
данного
явления
видят
в
недостаточной
готовности
данной группы детей к школе.
Исследование
готовности
гиперактивных
детей
в
сравнении
с
негиперактивными
детьми
старшего
дошкольного
возраста
(6-7лет)
к
школьному
обучению,
проведенное
в
выборке
60
детей,
на
базе
школы
будущего первоклассника общеобразовательной школы №2 г. Казани, позволило
выявить следующий уровень готовности детей:
Оценка психосоциальной зрелости детей старшего дошкольного возраста
(тестовая беседа)
Уровень зрелости
Гиперактивные дети
Негиперактивные дети
1.Школьно-зрелые дети
22 (73.3%)
18 (60.0%)
2.Средний уровень зрелости
8 (26.7%)
10 (33.3%)
3.Условно неготовые дети к
обучению в школе
0 (0.0%)
2 (0.0%)
По уровню психосоциальной зрелости среди гиперактивных дошкольников
больше детей (73,3%) с высоким уровнем школьной зрелости в сравнении с
негиперактивными
детьми
(60,0%).
Кроме
того,
в
данной
группе
нет
испытуемых, условно неготовых к обучению в школе.
Оценка тонкой моторики и двигательной координации детей старшего
дошкольного возраста (методика «Имитация написанного текста»)
Уровень зрелости
Гиперактивные дети
Негиперактивные дети
1. Зрелые для школьного обучения
26 (86.7%)
20 (66.7%)
2. Готовые к обучению в школе
при условии контроля и внимания
4 (13.3%)
10 (33.3%)
3. Не готовы к обучению в школе
0 (0.0%)
0 (0.0%)
По
развитию
тонкой
моторики
и
двигательной
координации среди
гиперактивных
дошкольников
больше
детей
(86,7%)
с
высоким
уровнем
школьной зрелости в сравнении с негиперактивными детьми (66,7%).
Оценка мышления детей старшего дошкольного возраста
(тестовые задания)
Уровень зрелости
Гиперактивные дети
Негиперактивные дети
1. 3 балла - допущено не более
двух ошибок (высокий уровень)
20 (66.7%)
10 (33.3%)
2. 2 балла - допущено от 3 до 6
ошибок (средний уровень)
10 (33.3%)
20 (66.7%)
3. 1 балл - допущено более 7
ошибок (низкий уровень)
0 (0.0%)
0 (0.0%)
По особенностям логического мышления гиперактивные дети обладают
более
развитым
логическим
мышлением
и
речью
(66,7%)
в
сравнении
с
негиперактивными детьми (33,3%).
Оценка способности к умозаключениям
детей старшего дошкольного
возраста
(методика (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.)
Уровень зрелости
Гиперактивные дети
Негиперактивные дети
1. Высокий уровень
22 (73.3%)
14 (46.7%)
2. Средний уровень
8 (26.7%)
12 (40.0%)
3. Низкий уровень
0 (0.0%)
4 (13.3%)
По способности к умозаключениям гиперактивные дети обладают более
высоким уровнем (73,3%)сформированности умения устанавливать логические
связи и отношения между понятиями в сравнении с негиперактивными детьми
(46,7%).
Оценка наличия внутренней позиции школьника у детей старшего
дошкольного возраста
(беседа Нежновой)
Уровень зрелости
Гиперактивные дети
Негиперактивные дети
1. Ориентация на содержание учебной
деятельности
14 (46.7%)
14 (46.7%)
2. Ориентация на внешние атрибуты
учебной деятельности и школьной жизни
10 (33.3%)
12 (40.0%)
3. Ориентация на внешкольные виды
деятельности и условия
6 (20.0%)
4 (13.3%)
По
наличию
внутренней
позиции
школьника
большее
количество
испытуемых
обеих
групп
(46,7%)
ориентируются
на
содержание
учебной
деятельности. Отметим также, что среди гиперактивных детей больше (20,0%),
ориентированных на внешкольные виды деятельности и условия в сравнении с
негиперактивными детьми (13,3%). Среди негиперактивных детей больше детей
(40,0%),
ориентированных
на
внешние
атрибуты
учебной
деятельности
и
школьной жизни в сравнении с гиперактивными детьми (33,3%).
Оценка мотивации учения дошкольников(беседа)
Вид мотивации
Гиперактивные дети
Негиперактивные дети
1. Учебный мотив
4 (13.3%)
16 (53.3%)
2. Внешний мотив
10 (33.3%)
10 (33.3%)
3. Игровой мотив
16 (53.3%)
4 (13.3%)
4. Позиционный мотив
0 (0.0%)
0 (0.0%)
5. Социальный мотив
0 (0.0%)
0 (0.0%)
Диагностики
мотивации
учения
дошкольников
показала
существенные
различия: среди гиперактивных детей преобладают дошкольники с игровой
мотивацией (53,3%), а среди негиперактивных - с учебной мотивацией (53,3%).
Это
во
многом
объясняет
наличие
трудностей
в
адаптации
к
школьному
обучению
гиперактивных
детей,
а
также
несоответствие
уровня
их
интеллектуального развития и школьной успеваемости.
Диагностика самооценки дошкольников
Уровень
Гиперактивные дети
Негиперактивные
дети
1. Очень высокая самооценка
4 (13.3%)
0 (0.0%)
2. Высокая самооценка
18 (60.0%)
10 (33.3%)
3. Средняя самооценка
8 (26.7%)
18 (60.0%)
4. Низкая самооценка
0 (0.0%)
2 (6.7%)
5. Очень низкая самооценка
0 (0.0%)
0 (0.0%)
Диагностика
самооценки
дошкольников,
показала,
что
среди
гиперактивных
детей
в
основном
преобладают
дети
с
высокой
(60,0%)
самооценкой, и также отмечены дети с очень высокой самооценкой (13,3%).
Среди
негиперактивных
детей,
преобладают
дети
со
средним
уровнем
самооценки
(60,0%),
т.е.
они
более
адекватно
оценивают
свои
силы
и
возможности. Поэтому в процессе школьного обучения гиперактивные дети
часто
бывают
разочарованы
результатами
учения.
Они
ожидают
высоких
оценок,
невероятно
верят
в
свои
силы,
но
несформированность
учебной
мотивации, а также дефицит внимания мешают им демонстрировать высокие
успехи в учебе. Поэтому гиперактивные дети являются группой риска в плане
формирования школьной дезадаптации, несмотря на их высокие потенциальные
возможности.
Статистическую
значимость
полученных
диагностических
показателей самооценки дошкольников и справедливость сформулированных
нами
выводов
подтвердил
использованный
нами
математический
анализ
результатов исследования по Т-критерию Стьюдента.
Таким образом, справедливо говорить о существовании определенных
особенностей готовности к школе гиперактивных детей старшего дошкольного
возраста по школьной зрелости, мотивации и самооценке.
Список использованной литературы
1. Диагностика развития дошкольников: психологические тесты / [сост. Т.Г.
Макеева]. – 2-е изд., стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 125 с.
2. Дошкольная
педагогика
/
С.А.
Козлова, Т.А. Куликова.
–
9-е
изд.,
перераб. и доп.
– М.: Академия, 2011. – 416 с.
3. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии в 2 ч.
Часть 2. : учебник для академического бакалавриата / О. Ю. Ермолаев-Томин. –
5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 235 с.