Напоминание

"Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о безопасном поведения в повседневной жизни."


Авторы: Анисимова Анна Николаевна, Газизова Фарида Самигуловна
Должность: кандидат педагогических наук, доцента
Учебное заведение: Елабужский институт Казанского Приволжского федерального университета
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о безопасном поведения в повседневной жизни."
Раздел: дошкольное образование





Назад




За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и cтаршего

школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество

несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего

школьного

возраста.

Часто

детская

шалость

с

огнем

является

причиной

пожаров.

Дошкольный

возраст

характеризуется

нарастанием

двигательной

активности

и

увеличением

физических

возможностей

ребенка,

которые,

сочетаясь

с

повышенной

любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать

что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.

Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии,

стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая

реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым. Необходимо дать всем

достаточно

ясное

представление

об

опасных

и

вредных

факторах,

чрезвычайных

ситуациях, помочь развить навыки по защите жизни и здоровья от последствий этих

ситуаций, назрела потребность подготовки ребенка к адекватному поведению в опасных

жизненных

ситуациях,

в

получении

унифицированных

знаний,

устойчивых

умелых

действий и навыков, развития их мыслительной деятельности, познавательного процесса,

осознания необходимости личной безопасности.

Эта позиция определила цель нашей работы: определить возможности концепции

основ

безопасности

жизнедеятельности,

как

эффективного

средства

опережающего

формирования личного опыта ребенка.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

Создать

условия

в

образовательном

пространстве,

способствующие

воспитанию

у

старших

дошкольников

устойчивых

навыков

безопасного

поведения

в

различных ситуациях.

Определить

содержание

работы

по

проблеме

обучения

детей

основам

безопасности жизнедеятельности.

Сформировать у воспитанников устойчивые и осознанные знания и умения

по основам безопасности.

Активизировать

родителей

для

осознанного

укрепления

и

сохранения

здоровья воспитанников.

Произвести оценку результативности проведенной работы.

Практическая значимость и новизна состоит в том, что работа по формированию у

детей знаний и навыков безопасного поведения осуществляется по всем направлениям

развития

ребенка-дошкольника.

В

представлении

воспитателям

комплексной

системы

методов

и

средств,

позволяющих

формировать

компетентность

у

детей

в

области

безопасности

жизнедеятельности,

которая

будет

служить

фундаментом

дальнейшей

подготовки обеспечения безопасности личности.

Предполагаемые результаты:

Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.

Будут сформированы у воспитанников устойчивые и осознанные знания и

умения по основам безопасности.

Появится

потребность

утвердиться

в

своем

отношении

к

окружающей

действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

Повысится

педагогическая

компетентность

родителей

по

вопросам

воспитания

навыков

безопасного

поведения

у

детей.

Жизнедеятельность

ребенка

в

дошкольном учреждении направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Основой

являются

ежедневные

занятия,

партнерская

совместная

деятельность

педагога

и

ребенка

в

течение

дня.

Навыки

безопасного

поведения

у

детей

могут

осуществляться в процессе всей активной деятельности: в играх, посильном труде, в

разнообразных

занятиях,

в

процессе

ознакомления

с

доступными

пониманию

детей

событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. Чтобы ребенок усвоил

правила

безопасного

поведения

и

правильного

обращения

с

окружающими

его

предметами,

ему

необходимы

доступные,

элементарные

знания

о

свойствах

этих

предметов.

Очень

важно

приучить

ребенка

к

осторожности,

которая

отсутствует

у

детей

дошкольного возраста. Сформировать у него определенные установки, которые помогли

бы

сознательно

избежать

травмоопасной

ситуации.

Появление

этих

качеств

обуславливается соответствующей воспитательной работой в дошкольном учреждении и в

семье,

постоянным

руководством

и

контролем

со

стороны

воспитателя.

Успешность

решения

этих

задач

зависит

от

того,

насколько

эффективным

окажется

система

педагогического воздействия. А она зависит от четкой организации жизни и деятельности

детей в период их пребывания в ДОУ.

Педагогическая работа построена на основе теоретических позиций о ведущей

роли

деятельности

в

психическом

развитии

ребенка

и

становлении

его

личности,

направленная

на

формирование

готовности

к

безопасному

поведению

в

различных

опасных ситуациях, владение определенными знаниями, умениями и навыками в области

безопасности жизнедеятельности, по следующим разделам:

1. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

2. Ребенок и другие люди.

3. Ребенок и природа.

4. Ребенок дома.

5. Ребенок на улицах города.

Формирование

устойчивых

знаний

и

прочных

навыков

культуры

безопасного

поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществлялась по разработанному

компилятивному плану. Основными направляющими принципами в работе являются:

полнота реализации работы по разделам;

системность;

учет социально-культурных условий;

учет социально-экономической и криминогенной ситуации;

сезонность;

возрастная адресованность;

интеграция всех участников (детей, сотрудников, родителей).

В

старшем

дошкольном

возрасте

значительно

возрастает

производительность

познавательных

процессов

(памяти,

внимания),

складываются

основные

умственные

умения и операции (сравнения, анализ, обобщение, классификация и др.).

Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его

задачи:

ориентировка

детей

в

окружающем

мире,

накопление

представлений

о

предметах

и

явлениях

окружающей

жизни

(природе,

труде

людей,

общественных

явлениях);

решается

задача

дальнейшего

совершенствования

познавательных

процессов: целенаправленность анализа, сравнения, более широкое обобщение и т.д.;

формирование

у

всех

детей

основных

компонентов

(умений)

учебной

деятельности: умение принять задачу, а в случае необходимости и поставить ее, отобрать и

использовать способы решения (действия), материалы, адекватные содержанию и задаче,

элементарно спланировать последовательность действий.

формирование умения оценивать как результат выполнения задачи (своей и

других детей), так и ход ее выполнения.

совершенствование

умения

слушать

и

слышать

речь

воспитателя,

действовать по его указаниям, а также умение связно выражать в речи результаты своей

познавательной деятельности.

На

основе

усвоения

общих

умений

учебной

деятельности

формируются

и

элементарные специальные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание и речевое

изложение.

Обучение на занятиях в старших группах дошкольного учреждения становится

основным

средством

образовательной

работы.

Ребенок

приобретает

знания

о

себе

и

окружающей

действительности

как

самостоятельно

в

повседневной

жизни,

так

и

на

специально организованных занятиях. Обучение на занятиях – одна из форм прямой

передачи

знаний

в

определенной

системе

и

последовательности,

важное

звено

умственного воспитания в ДОУ.

Главная цель работы с родителями, помочь им осознать всю важность и значение

их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной

ответственности за него. Их задача: помочь детям осознать, что здоровье является главной

ценностью каждого человека и за него он отвечает сам. И, безусловно, понять родителям

роль единых требований и убедить их в том, что они могут обучить детей избегать

опасных ситуаций, влекущие за собой получение травмы, сформировать у ребенка чувство

осторожности, привить знание основ безопасности.

Работа с родителями проводится как индивидуально, так и фронтально. Формы

разнообразны и включают в себя:

проведение бесед и консультаций;

организация специальных лекций;

родительские собрания и конференции;

знакомство

с

публикациями

из

журналов

«Основы

безопасности

жизнедеятельности»;

участие в спортивных соревнованиях, праздниках, развлечениях;

оформление папок – передвижек;

анкетирование

цель,

которой:

выявить

соблюдение

и

понимание

родителями

проблемы

безопасности

детей

в

различных

жизненных

ситуациях,

планирование работы на будущее.

В

папке-передвижке

размещается

информация

о

пройденном

материале,

и

раскрывается

его

содержание,

даются

рекомендации

для

родителей

по

прочтению

художественной

литературы,

заучиванию

стихов,

правил

поведения,

дидактических

и

словесных игр. Материалы периодически меняются в зависимости от изучения темы и

времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.

Предлагая

родителям

рекомендации,

чем

и

как

заниматься

с

ребенком

дома,

обязательно обращаем внимание на то, что у ребенка-дошкольника образное мышление.

Ему недостаточно одного объяснения, так как у детей нет необходимого опыта, и они не

представляют себе в полной мере последствия своих поступков. Детям нужен наглядный

материал, показ. Рисовать профессионально не обязательно, достаточно просто изобразить

опасную

ситуацию

и

прокомментировать

ее,

а

затем

вместе

с

ребенком

сделать

правильный

вывод.

Дошкольники

с

удовольствием

раскрашивают

контурные

копии,

объясняя при этом содержание сюжета своим младшим братьям и сестрам, ровесникам.

Можно

постепенно приучить ребенка быть внимательным, аккуратным, отучить от

дурных

привычек

(грызть

ногти,

карандаши,

ручки

и

т.д.),

обучить

правильному

обращению с бытовыми приборами, ножом и многими другими полезными вещами,

которые при неправильном использовании могут стать чрезвычайно опасными.

Планировать работу с родителями помогают ответы родителей по анкетам. По

результатам

анкетирования

можно

судить

об

эффективности

целенаправленной,

совместной

работы

с

родителями

по

формированию

основ

бе зопасно сти

жизнедеятельности детей. Знакомя родителей с общими педагогическими и медицинскими

требованиями, приходится учитывать специфику семьи, каждого ребенка, и вопросы,

которые возникают, провожу в индивидуальной беседе. Родители принимают активное

участие во время спортивных развлечений, праздников. Помогают в оформлении зала,

изготовлении атрибутов. В рамках сотрудничества проводятся встречи с инспекторами

пожарной безопасности, сотрудниками Госавтоинспекции. Систематически организуются

выставки детских работ, поделок, рисунков.

Таким

образом,

из

вышесказанного

можно

сделать

вывод,

что

грамотно

организованная система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности

детей дошкольного возраста, будет способствовать повышению уровня познавательной

активности,

формированию

осознанного

и

прочного

усвоения

знаний

и

умений

по

основам безопасности.

Литература 1

1.Первый источник. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

2.Второй источник.

Антюхин Э. Сулла М. – «Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности»//

Основы безопасности жизни 2014 № 5 .-[с 34.37].

3. Третий источник.

Безопасности . Ребенок в городе : Рабочая тетрадь 1-4 Для детей старшего дошкольного

возраста.. Н.Н.Авдеева , О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. –М .; Просвещение .2010.

4.Четвертый источник. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры

безопасности .//Основы безопасности жизни . -2014



В раздел образования