Напоминание

"Особенности подготовки учащихся сельских малокомплектных школ к участию в соревнованиях школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры".


Автор: Мельников Александр Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Пигари"
Населённый пункт: село Пигари Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности подготовки учащихся сельских малокомплектных школ к участию в соревнованиях школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры".
Раздел: среднее образование





Назад




«Особенности подготовки учащихся

сельских малокомплектных школ к участию в соревнованиях школьников

«Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры».

(подготовил Мельников А.А., учитель физической культуры МОУ «СОШ с. Пигари»,

Озинского района, Саратовской области)

Проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий –

важнейшая составляющая процесса физического воспитания учащихся. Цели

этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение

учащихся к систематическим занятиям физическими

упражнениями

и

отдельными

видами

спорта,

подведение

итогов

физкультурно-спортивной

работы, активный отдых.

Школьные соревнования – одна из самых действенных мер повышения

физической подготовленности и мотивации учащихся к занятиям физической

культурой и спортом.

Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования

морально-волевых качеств и основных черт характера, что в конечном итоге,

позволяет формировать социальную личность учащегося и готовить его к

жизни с окружающими его людьми.

В последние годы, большое значение,

приобрели

Всероссийские

спортивные

соревнования

школьников

«Президентские

состязания»

и

«Президентские спортивные игры».

Замечательные соревнования, но возникают противоречия, между

требованиями

Положения

о

проведении

данных

соревнований,

с

возможностями сельской малокомплектной школы.

Малокомплектная школа в сельской местности,

не располагает

достаточным

количеством

учащихся,

определенного

возраста,

согласно

требованиям

-

и

это

становится

главной

проблемой,

при

проведении

соревнований на школьном и муниципальном уровне.

Решить эту проблему, возможно за счет определенных направлений, в

деятельности учителя физической культуры.

Основной целью данной работы, является поиск и определение главных

направлений деятельности учителей физической культуры, по подготовке к

проведению Всероссийских спортивных соревнований школьников

«Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» в

малокомплектных сельских школах.

Данная проблема, затрагивает интересы не только учителей физической

культуры, которые работают в малокомплектных школах, но также влияет на

качественный процесс всей системы обучения учащихся наших школ.

Основными задачами в этой работе являются:

-

определение

направлений

спортивно-оздоровительной

и

физкультурной

деятельности учащихся, на базе сельских малокомплектных школ, с целью

подготовки

учащихся,

для

участия

в

спортивно-оздоровительных

мероприятиях, предусмотренных в требованиях образовательного процесса;

-содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему развитию

двигательных навыков и умений учащихся;

-воспитание

учащихся

в

духе

патриотизма,

коллективизма

и

дружбы,

выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и

организованности;

-улучшение

итогов

учебной

деятельности,

выявление

интересов

детей

к

отдельным

видам

спорта,

привлечение

учащихся

к

систематическим

занятиям физкультурой, пропаганда и популяризация спортивных игр;

- повышение мотивации к ведению здорового образа жизни учащихся;

- улучшение теоретических знаний, умений и навыков, а также творческих

успехов.

Участниками данной работы являются учителя физической культуры,

классные руководители, родители, ученики наших школ. Для полноценной и

плодотворной

работы,

необходимо

прилагать

общие

усилия

и

тогда

это

поможет в достижении конечной цели.

При подготовке к проведению любого спортивного мероприятия, включая

«Президентские

состязания»

и

«Президентские

спортивные

игры»,

возникает необходимость в формировании состава команды, которая будет

выступать на предстоящих соревнованиях и защищать «честь» школы.

В сельских малокомплектных школах сразу возникает проблема с

составом. Это происходит потому, что недостаточно учащихся определенного

возраста, которые могли войти в состав сборной школы, на предстоящие

спортивные мероприятия. Для этого приходится привлекать в состав сборных

команд

учащихся,

которые

обучаются

в

настоящее

время

и

обладают

недостаточным уровнем физической подготовки или отличаются по возрасту,

чтобы войти в состав сборной команды.

Познакомившись с трудами доктора психологических наук, профессора,

руководителя лаборатории РАО Ираиды Сергеевны Якиманской, в области

личностно - ориентированного обучения, пришло понимание, как повысить

интерес у учащихся к физической культуре.

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу

угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный

опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием

образования.

Для этого каждому ученику, которому необходима помощь со стороны

у ч и т е л я ,

р а з р а б а т ы в а е т с я

д о п о л н и т е л ь н а я образовательная

программа, которая в отличие от учебной, носит индивидуальный характер и

основывается на знании особенностей ученика как личности,

со всеми

только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко и

индивидуально

приспособлена

к

возможностям

ученика,

динамике

его

развития под влиянием обучения.

Образовательный процесс,

строится на учебном диалоге ученика и

учителя, который направлен на совместное конструирование программной

деятельности.

При

этом

обязательно

учитываются

индивидуальная

избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала,

его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно,

по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды

учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него

индивидуальном познавательном «багаже», который меняется от класса к

классу.

Апробацией личностно–ориентированного обучения я стал заниматься

конкретно, несколько лет тому назад и основной причиной этого,

стало

снижение

интереса детей

к своему здоровью и как следствие - урокам

физической культуры.

Кроме того стало резко уменьшаться количество

учащихся школы, демографический спад коснулся и нас.

Изложенный здесь материал, позволит учителю физической культуры,

повысить качественные и количественные показатели учащихся, с которыми

ему приходится работать.

Работу с конкретными учениками, необходимо начинать с внедрения в

процесс

своей

деятельности

личностно

ориентированного

обучения,

направленного на конкретную цель – физическое развитие всех учащихся.

Здесь

необходимо

вести

постоянный

контроль

состояния

здоровья

и

физических возможностей каждого ученика, создать комфортные условия,

при которых у учащихся будет сформирована познавательная и практическая

учебная

деятельность,

которая

позволит

заинтересовать

и

помочь

им

в

саморазвитии.

Для получения конечного результата, можно использовать различные

подходы в процессе обучения, а именно:

разноуровневые подходы -

это ориентация на разный уровень сложности

программного материала, доступного ученику;

дифференцированный

подход – выделение групп учащихся,

на основе

внешней дифференциации: по знаниям, способностям, умениям;

индивидуальный

подход

это

распределение

учащихся

по

однородным

группам: успеваемости, способностям, социальной направленности;

субъективно – личностный подход – это отношение к каждому ученику как к

уникальности, несхожести, неповторимости.

Кроме того, данная методика обучения позволяет учителям физической

культуры,

практически

без

проблем,

готовить

и

комплектовать

сборные

команды школ на предстоящие соревнования.

Дополнительно, для подготовки будущего «контингента» членов сборных

школьных

команд, необходимо разработка и внедрение дополнительных

видов

двигательной

деятельности,

в

виде

состязаний

и

спортивных

мероприятий, которые вызовут интерес у учащихся и повысят мотивацию

обучения.

Примером такого спортивно-оздоровительного мероприятия, может быть

Малая Спартакиада школьников, для учащихся 2-4 класса. В Спартакиаду

включены

основные

виды

двигательной

активности,

которые

в

первую

очередь являются для всех доступными и во вторых являются прикладными,

к

разным

видам

спорта.

Это

вызывает

большой

интерес

к

участию

в

соревнованиях всех учащихся младшего возраста.

Результатом проведенной работы, в краткосрочной перспективе, должно

быть

повышение

заинтересованности

учащихся

в

физкультурно-

оздоровительной

и

спортивной

деятельности.

Количественные

и

качественные показатели, за время

работы над проблемными моментами,

значительно возрастают и улучшаются.

Показатели общего уровня физической подготовленности учащихся

повышаются и это, служит

дополнительной мотивацией к плодотворной

работе, во взаимной связи «ученик – учитель».

Вся эта деятельность требует много времени и терпения, со стороны

учителя, но конечный результат себя оправдывает и дает надежду на хорошие

и долгосрочные результаты в будущем.

Проведённая работа, с учётом предложенных подходов, положительно

отражается

на

результатах

школьных

и

муниципальных

соревнований.

Качественные

и

количественные

показатели

значительно

повышаются,

увеличивается мотивационная составляющая совместной работы. Возрастает

количество

учащихся

желающих

посещать

секции

по

спортивно

оздоровительным

направлениям

деятельности,

различные

предметные

кружки

и

это

способствует

приобретению

специфических

навыков

и

глубоких

теоретических

знаний,

тем

самым

мотивируя

учащихся

к

дальнейшей дополнительной работе в области самообразования.

Кроме того, вся эта целенаправленная работа, дает возможность к

пополнению теоретических знаний учащихся, в основном за счет участия в

различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах

по физической культуре и

направлениям

здорового

образа

жизни.

Поэтому

учителю

физической

культуры

приходится

значительно

увеличивать

количество

и

качество

проводимых спортивно – оздоровительных мероприятий, которые повышают

исполнительную дисциплину и ответственность учащихся и как следствие,

все эти направления деятельности, помогают улучшить результативность и

качество участия своих учеников, в различных спортивно-оздоровительных

мероприятиях,

в

том

числе

в

«Президентских

состязаниях»

и

«Президентских спортивных играх».

В ходе работы могут возникнуть трудности, решение которых зависит,

прежде всего, только от нас – учителей физической культуры.

Для снятия возможных рисков, которые могут возникнуть, в ходе работы

по направлениям этой деятельности, можно выделить следующее:

необходимо достаточно четкое методическое сопровождение, в ходе работ по

повышению эффективности количества и качества, конечного результата;

обязательным

условием

является

материально-техническое

обеспечение

необходимым оборудованием, инвентарем и сопутствующими материалами;

ответственное

отношение

со

стороны

не

только

учителя

физической

культуры, но и администраций школ, за конечные результаты работы;

поиск

новых

форм,

методов,

подходов,

за

счет

повышения

своей

квалификации и за счет взаимодействия со своими коллегами.

Чтобы предложенные направления деятельности получили развитие в

будущем,

необходимо

его

наполнение

новым

содержанием

и

помощь

со

стороны других учителей

физической культуры,

будет очень полезна и

необходима.

Использование данного материала, возможно, поможет

разрешить

возникшие проблемы, в работе сельского учителя малокомплектной школы

и

появившиеся

трудности,

он

сможет

преодолеть

на

своем

профессиональном пути.



В раздел образования