Автор: Мельников Александр Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Пигари"
Населённый пункт: село Пигари Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности подготовки учащихся сельских малокомплектных школ к участию в соревнованиях школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры".
Раздел: среднее образование
«Особенности подготовки учащихся
сельских малокомплектных школ к участию в соревнованиях школьников
«Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры».
(подготовил Мельников А.А., учитель физической культуры МОУ «СОШ с. Пигари»,
Озинского района, Саратовской области)
Проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий –
важнейшая составляющая процесса физического воспитания учащихся. Цели
этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение
учащихся к систематическим занятиям физическими
упражнениями
и
отдельными
видами
спорта,
подведение
итогов
физкультурно-спортивной
работы, активный отдых.
Школьные соревнования – одна из самых действенных мер повышения
физической подготовленности и мотивации учащихся к занятиям физической
культурой и спортом.
Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования
морально-волевых качеств и основных черт характера, что в конечном итоге,
позволяет формировать социальную личность учащегося и готовить его к
жизни с окружающими его людьми.
В последние годы, большое значение,
приобрели
Всероссийские
спортивные
соревнования
школьников
«Президентские
состязания»
и
«Президентские спортивные игры».
Замечательные соревнования, но возникают противоречия, между
требованиями
Положения
о
проведении
данных
соревнований,
с
возможностями сельской малокомплектной школы.
Малокомплектная школа в сельской местности,
не располагает
достаточным
количеством
учащихся,
определенного
возраста,
согласно
требованиям
-
и
это
становится
главной
проблемой,
при
проведении
соревнований на школьном и муниципальном уровне.
Решить эту проблему, возможно за счет определенных направлений, в
деятельности учителя физической культуры.
Основной целью данной работы, является поиск и определение главных
направлений деятельности учителей физической культуры, по подготовке к
проведению Всероссийских спортивных соревнований школьников
«Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» в
малокомплектных сельских школах.
Данная проблема, затрагивает интересы не только учителей физической
культуры, которые работают в малокомплектных школах, но также влияет на
качественный процесс всей системы обучения учащихся наших школ.
Основными задачами в этой работе являются:
-
определение
направлений
спортивно-оздоровительной
и
физкультурной
деятельности учащихся, на базе сельских малокомплектных школ, с целью
подготовки
учащихся,
для
участия
в
спортивно-оздоровительных
мероприятиях, предусмотренных в требованиях образовательного процесса;
-содействие укреплению здоровья, закаливанию и разностороннему развитию
двигательных навыков и умений учащихся;
-воспитание
учащихся
в
духе
патриотизма,
коллективизма
и
дружбы,
выработка высоких морально-волевых качеств, повышение дисциплины и
организованности;
-улучшение
итогов
учебной
деятельности,
выявление
интересов
детей
к
отдельным
видам
спорта,
привлечение
учащихся
к
систематическим
занятиям физкультурой, пропаганда и популяризация спортивных игр;
- повышение мотивации к ведению здорового образа жизни учащихся;
- улучшение теоретических знаний, умений и навыков, а также творческих
успехов.
Участниками данной работы являются учителя физической культуры,
классные руководители, родители, ученики наших школ. Для полноценной и
плодотворной
работы,
необходимо
прилагать
общие
усилия
и
тогда
это
поможет в достижении конечной цели.
При подготовке к проведению любого спортивного мероприятия, включая
«Президентские
состязания»
и
«Президентские
спортивные
игры»,
возникает необходимость в формировании состава команды, которая будет
выступать на предстоящих соревнованиях и защищать «честь» школы.
В сельских малокомплектных школах сразу возникает проблема с
составом. Это происходит потому, что недостаточно учащихся определенного
возраста, которые могли войти в состав сборной школы, на предстоящие
спортивные мероприятия. Для этого приходится привлекать в состав сборных
команд
учащихся,
которые
обучаются
в
настоящее
время
и
обладают
недостаточным уровнем физической подготовки или отличаются по возрасту,
чтобы войти в состав сборной команды.
Познакомившись с трудами доктора психологических наук, профессора,
руководителя лаборатории РАО Ираиды Сергеевны Якиманской, в области
личностно - ориентированного обучения, пришло понимание, как повысить
интерес у учащихся к физической культуре.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу
угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования.
Для этого каждому ученику, которому необходима помощь со стороны
у ч и т е л я ,
р а з р а б а т ы в а е т с я
д о п о л н и т е л ь н а я образовательная
программа, которая в отличие от учебной, носит индивидуальный характер и
основывается на знании особенностей ученика как личности,
со всеми
только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко и
индивидуально
приспособлена
к
возможностям
ученика,
динамике
его
развития под влиянием обучения.
Образовательный процесс,
строится на учебном диалоге ученика и
учителя, который направлен на совместное конструирование программной
деятельности.
При
этом
обязательно
учитываются
индивидуальная
избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала,
его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно,
по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды
учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него
индивидуальном познавательном «багаже», который меняется от класса к
классу.
Апробацией личностно–ориентированного обучения я стал заниматься
конкретно, несколько лет тому назад и основной причиной этого,
стало
снижение
интереса детей
к своему здоровью и как следствие - урокам
физической культуры.
Кроме того стало резко уменьшаться количество
учащихся школы, демографический спад коснулся и нас.
Изложенный здесь материал, позволит учителю физической культуры,
повысить качественные и количественные показатели учащихся, с которыми
ему приходится работать.
Работу с конкретными учениками, необходимо начинать с внедрения в
процесс
своей
деятельности
личностно
–
ориентированного
обучения,
направленного на конкретную цель – физическое развитие всех учащихся.
Здесь
необходимо
вести
постоянный
контроль
состояния
здоровья
и
физических возможностей каждого ученика, создать комфортные условия,
при которых у учащихся будет сформирована познавательная и практическая
учебная
деятельность,
которая
позволит
заинтересовать
и
помочь
им
в
саморазвитии.
Для получения конечного результата, можно использовать различные
подходы в процессе обучения, а именно:
разноуровневые подходы -
это ориентация на разный уровень сложности
программного материала, доступного ученику;
дифференцированный
подход – выделение групп учащихся,
на основе
внешней дифференциации: по знаниям, способностям, умениям;
индивидуальный
подход
–
это
распределение
учащихся
по
однородным
группам: успеваемости, способностям, социальной направленности;
субъективно – личностный подход – это отношение к каждому ученику как к
уникальности, несхожести, неповторимости.
Кроме того, данная методика обучения позволяет учителям физической
культуры,
практически
без
проблем,
готовить
и
комплектовать
сборные
команды школ на предстоящие соревнования.
Дополнительно, для подготовки будущего «контингента» членов сборных
школьных
команд, необходимо разработка и внедрение дополнительных
видов
двигательной
деятельности,
в
виде
состязаний
и
спортивных
мероприятий, которые вызовут интерес у учащихся и повысят мотивацию
обучения.
Примером такого спортивно-оздоровительного мероприятия, может быть
Малая Спартакиада школьников, для учащихся 2-4 класса. В Спартакиаду
включены
основные
виды
двигательной
активности,
которые
в
первую
очередь являются для всех доступными и во вторых являются прикладными,
к
разным
видам
спорта.
Это
вызывает
большой
интерес
к
участию
в
соревнованиях всех учащихся младшего возраста.
Результатом проведенной работы, в краткосрочной перспективе, должно
быть
повышение
заинтересованности
учащихся
в
физкультурно-
оздоровительной
и
спортивной
деятельности.
Количественные
и
качественные показатели, за время
работы над проблемными моментами,
значительно возрастают и улучшаются.
Показатели общего уровня физической подготовленности учащихся
повышаются и это, служит
дополнительной мотивацией к плодотворной
работе, во взаимной связи «ученик – учитель».
Вся эта деятельность требует много времени и терпения, со стороны
учителя, но конечный результат себя оправдывает и дает надежду на хорошие
и долгосрочные результаты в будущем.
Проведённая работа, с учётом предложенных подходов, положительно
отражается
на
результатах
школьных
и
муниципальных
соревнований.
Качественные
и
количественные
показатели
значительно
повышаются,
увеличивается мотивационная составляющая совместной работы. Возрастает
количество
учащихся
желающих
посещать
секции
по
спортивно
–
оздоровительным
направлениям
деятельности,
различные
предметные
кружки
и
это
способствует
приобретению
специфических
навыков
и
глубоких
теоретических
знаний,
тем
самым
мотивируя
учащихся
к
дальнейшей дополнительной работе в области самообразования.
Кроме того, вся эта целенаправленная работа, дает возможность к
пополнению теоретических знаний учащихся, в основном за счет участия в
различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах
по физической культуре и
направлениям
здорового
образа
жизни.
Поэтому
учителю
физической
культуры
приходится
значительно
увеличивать
количество
и
качество
проводимых спортивно – оздоровительных мероприятий, которые повышают
исполнительную дисциплину и ответственность учащихся и как следствие,
все эти направления деятельности, помогают улучшить результативность и
качество участия своих учеников, в различных спортивно-оздоровительных
мероприятиях,
в
том
числе
в
«Президентских
состязаниях»
и
«Президентских спортивных играх».
В ходе работы могут возникнуть трудности, решение которых зависит,
прежде всего, только от нас – учителей физической культуры.
Для снятия возможных рисков, которые могут возникнуть, в ходе работы
по направлениям этой деятельности, можно выделить следующее:
необходимо достаточно четкое методическое сопровождение, в ходе работ по
повышению эффективности количества и качества, конечного результата;
обязательным
условием
является
материально-техническое
обеспечение
необходимым оборудованием, инвентарем и сопутствующими материалами;
ответственное
отношение
со
стороны
не
только
учителя
физической
культуры, но и администраций школ, за конечные результаты работы;
поиск
новых
форм,
методов,
подходов,
за
счет
повышения
своей
квалификации и за счет взаимодействия со своими коллегами.
Чтобы предложенные направления деятельности получили развитие в
будущем,
необходимо
его
наполнение
новым
содержанием
и
помощь
со
стороны других учителей
физической культуры,
будет очень полезна и
необходима.
Использование данного материала, возможно, поможет
разрешить
возникшие проблемы, в работе сельского учителя малокомплектной школы
и
появившиеся
трудности,
он
сможет
преодолеть
на
своем
профессиональном пути.