Автор: Кондакова Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Камышин
Населённый пункт: г. Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Раздел: дополнительное образование
ФОРМИРОВАНИЕ
ИНТЕРЕСА
К ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преподаватель по кл. фортепиано:
Кондакова Е.И.
Ноябрь 2017г.
г. Камышин
Методический доклад
Главная цель в воспитании интереса у учащегося музыкальных
школ – ввести в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а
не осталось лишь неприятным эпизодом его детства.
Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такую
важную цель как привить интерес к искусству, самое главное:
любить детей и музыку.
Он должен уметь общаться с детьми и творчески относиться
к процессу музыкального воспитания, сохраняя при этом основные
методологические принципы и обновляя методы работы и
музыкального материала.
Только при таких условиях ученики будут получать от
музыкальных занятий радость, эмоциональное удовлетворение и
пронесут любовь к музыке через всю жизнь.
Когда в классе изучается репертуар, который взывает
познавательный интерес у ученика, когда после интересного
рассказа о композиторе, об истории создания пьесы, или после
яркого показа педагога, учащийся «загорается» желанием как
можно быстрее его выучить и исполнить.
Резко меняется степень включенности ученика в учебный
процесс, наблюдается более высокий уровень произвольного
внимания, процесс запоминания качественно улучшается
мышление, становится творческим, самостоятельная работа
продуктивней, меняется тема работы над музыкальным
произведением, а самое главное - занятие музыкой приносит
радость и удовлетворение, как педагогу, так и ученику.
Ребенок творит ради радости и эта радость есть особая
сила, что питает его.
Радость собственного преодоления и успехов в труде способствует
приобретению веры в себя, уверенности в своих силах.
Сильным стимулом к музыкальным занятиям может
послужить осознание учеником ценности своей музыкально-
творческой деятельности для окружающих.
Когда он видит, что его музицирование может доставить
удовольствие родным, друзьям…
Необходимо формирование следующих музыкальных
способностей и интересов детей:
--- Свободно читать с листа музыкальные произведения
--- Подбирать по слуху понравившуюся мелодию с
аккомпанементом
--- Любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный
вкус
--- Уметь рассказать своим друзьям о музыке, композиторе,
поддержать бесед на музыкальные темы
Пробуждать глубокий длительный интерес к музыке -
одно из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно
повысить работоспособность ученика: добиться большей
сосредоточенности, усилия слухового контроля.
Необходимо с детства приучать ученика к тому, что
искусство требует постоянного и упорного труда, совершенство в
исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной
работы.
Как правило, в течение педагогической деятельности, педагоги
сталкиваются с очень разными детьми; один одарен более, другой
может быть и недостаточно, у третьего ярко выраженная личность,
присутствует индивидуальность, четвертый застенчивый и робкий.
Очень важен первый момент общения с инструментом, когда
мир звуков начинает завлекать ребенка.
Мы всегда объясняем ученикам, что просто звук, это еще не
музыка, а только сочетание этих разнообразных звуков,
выстроенных в определенном ритме, складываемых в
прекраснейшие произведения.
Первый этап работы всегда бывает очень сложный.
Маленькие дети всегда хотят быстрее научиться играть, но руки
еще не умеют красиво нажимать определенные звуки. Они спешат и
не всегда вслушиваются в звучание.
Поэтому очень важно, чтобы у педагога быстро
срабатывала фантазия- как приукрасить урок и игру образными
сравнениями, чтобы этот труд не становился каторжным для
маленького ребенка.
Среди бесконечного разнообразия уроков должны быть и
уроки восхищения. Не нужно омрачать эти уроки только полезными
советами, надо заразить восхищением.
На занятиях с учениками бывают уроки «педальные»,
«гармонические», «аппликатурные», «полифонические». На каждом
из таких уроках одна какая-либо тема оказывается ведущей. Но
цели общее: «слушать, слышать и понять».
Для музыканта звук - творение, обладающее «вкусом,
цветом, объёмом , красотой или уродством, силой, весом, длинной
или всем, чем только способен наделить его обладающей фантазией
музыканты.
Иногда приходится советовать исполнить, например, До
- мажорную гамму без всяких агогических и динамических
ухищрений – ровным звуком:
1-волевым 2-расслабленым 3-властным
4-покорным 5-скорбным 6-ликующим
7-трепетным 8-резким 9-шепчущим
10-вопящим.
Необходимо, чтобы ученик понял, что обучение на
фортепьяно – это первый смысл его жизни. Что обучение в
музыкальной школе помогает ему в жизни, а не отнимает время и
силы.
Оно, конечно, воспитывает в нем трудолюбие,
усидчивость, внимание и волю, но прежде всего – уважение в себе,
своему труду. В заключение скажу словами Перельмана из
брошюры: «В классе рояля».
У искусства много способов овладевать душами, оно:
вторгается, проникает, согревает и леденит, пронзает, ранит и
излечивает, тревожит и успокаивает. Такая дивная игра – игра на
рояле.
Использованная литература:
--Л. Баренбойм «Путь к музицированию» . Перельман « В классе рояля .