Формирование познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность в математическом развитии с использованием математических понятий
Автор: Давыдова Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Мишутка" Населённый пункт: г.Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: Формирование познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность в математическом развитии с использованием математических понятий Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательной активности старших дошкольников
через экспериментальную деятельность в математическом развитии
с использованием математических понятий
Давыдова Л.Н., воспитатель МБДОУ «Мишутка»
С
позиции
Федерального
государственного
стандарта
дошкольного
образования
главным на современном этапе
становится не усвоение детьми определенной суммы знаний,
зафиксированных образовательной программой, а формирование личностных
качеств ребенка.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого
внимания заслуживает детское экспериментирование.
Детское
экспериментирование
это
деятельность,
направленная
на
познание
и
преобразование
объектов
окружающей
действительности,
которая
способствует
расширению
кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Сегодня детское экспериментирование интенсивно развивается, и мы конечно, понимаем,
что развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым
условием успешного становления личности дошкольника.
Формы экспериментирования многообразны:
э т о специально
организованные
занятия ,
насыщенные
материалом
(например,
« Песчаный конус», «Песочные часы», «Вода не имеет формы»)
разовые
практические
задачи ,
с
которыми
дети
самостоятельно
сталкиваются
в
бытовой
жизни
и
в
свободной
деятельности. Например,
можно
предложить
ребенку
небольшие
математические
задачки,
в процессе
решения
которых,
необходимо
проводить
анализ имеющейся информации.
решение логических задач (например, «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом»
например что сначала курица или яйцо?- дети должны научиться распределять имеющийся
материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак»),
решение
экспериментальных
задач (например, «Как доказать, что ... воздух может
передвигать предметы
и
т.п.). Сколькими способами можно осуществить это действие
...
(потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую).
Разнообразные формы экспериментирования расширяют представления детей о
физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры). Формируют
умение
наблюдать,
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
делать
выводы.
Они
развивают
мышление,
внимание,
память,
речь,
воспитывать
познавательный
интерес
и
эмоционально-
ценностное отношение к окружающему миру.
задания
экспериментального
характера
хорошо
использовать
в
конкурсах
и
викторинах,
в
праздники
и
утренники.
Например, «Путешествие капельки», (дети измеряют
предметы с помощью условной мерки, овладевают действиями построения графической модели
типа
оси
для
установления
чисел
при
измерении).
«Цирковое
представление» (у
детей
развиваются счётные умения тренировка в счёте, закрепление знание цифр, развивается внимание,
мышление).
Детское экспериментирование имеет много общего с игрой , (например, развивающая
игра «Магазин», дети упражняются в подсчитывании и пересчитывании предметов, производят
взвешивание, измеряют сыпучесть материалов. Так, дидактические игры «Логические задачи на
поиск недостающих фигур» , «Найди пару» закрепляет знания ребенка о составе чисел из двух
меньших в пределах 5.
Из своего опыта работы, скажу, что четкая грань между игрой и экспериментированием в
дошкольном периоде отсутствует.
Использование экспериментирования, как способа познания окружающего мира, метода,
где ребенок делает открытия, узнает окружающий мир и как средства обучения, способствует не
только
формированию
математических
понятий
у
ребенка,
но
и
развитию
познавательной
активности. занятиях по экспериментированию у детей формируется познавательная активность.
Но вместе с тем, воспитателю следует знать, что экспериментальная деятельность ребенка
имеет сложную структуру:
мотивационный
компонент ,
связанный
с
интересом,
желанием
ребенка
вести
исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели
«Мне это интересно…»;
содержательный компонент , связанный с представлениями о возможных способах и
средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы: «Знаю, хочу узнать»;
процессуальный
компонент ,
отражающий
опыт
практического
использования
дошкольником
исследовательских
умений
для
решения
проблемы
в
проце ссе
экспериментирования: «Буду делать для того, что бы знать…».
Экспериментирование, как любая деятельность, имеет структуру:
проблемная ситуация;
выдвижение гипотез;
составление задач;
продумывание методов решения;
проверка предположения; если предположение подтвердилось, формулирование выводов (как
получилось); если
предположение
не
подтвердилось:
возникновение
новой
гипотезы,
реализация ее в действии, формулировка вывода (как получилось).
При организации экспериментальной деятельности и предметно-развивающей математической
среды, следует соблюдать следующие условия :
максимальная простота приборов , моделей и правил обращения с ними;
безотказность действия приборов , моделей и правил обращения с ними;
показ только существенных сторон или явлений процесса взаимодействия;
отчетливая видимость изучаемого явления и предметов взаимодействия;
возможность участия ребенка в повторном эксперименте .
Для того, что бы научить детей выдвигать гипотезы, в своей практике я использую
следующие модели:
учу задавать вопросы («Что ты хочешь узнать?», « Что тебе интересно?»);
предлагаю
объяснить
явления
и
взаимоотношения
предметов
не
только
реальными,
но
и
фантастическими причинами («Что было бы если…», «Давайте представим…»);
учу выдвигать гипотезы («Может быть…», «Предположим…», «Допустим…», «Возможно…»,
«А что если…».
Для того, чтобы дети учились выдвигать гипотезу, я заготавливаю вопросы: «Почему весной
появляются
почки
на
деревьях?»,
«Почему
течёт
вода?»,
«Почему
дует
ветер?»,
«Почему
самолёты летают как птицы?», «Почему бывают день и ночь?» и т.д., их у меня очень много.
Важно
следующее-
мы
не
только
учим
формулировать
гипотезу,
но
и
везде
ищем
математическую составляющую.
Безусловно, процессу экспериментирования дошкольников надо обучать.
Целесообразно использовать три уровня реализации экспериментальной деятельности:
1.
Педагог
ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения , само решение
предстоит самостоятельно найти ребенку;
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом
уровне дается самостоятельный поиск);
3. Постановка проблемы , поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется
детьми самостоятельно .
Позитивное
влияние
экспериментальной
деятельности
на
все
стороны
личности
ребенка,
позволяет эффективно реализовать многие целевые ориентиры ФГОС ДО :
развитие
познавательно-исследовательской,
игровой
и
продуктивной
(конструктивной)
деятельности,
сенсорное и интеллектуальное развитие,
формирование целостной картины мира,
накопление, обогащение двигательного опыта,
воспитание
ценностного
отношения
к
собственному
труду,
труду
других
людей
и
его
результатам,
приобщение к правилам безопасного для человека поведения,
приобщение к элементарным нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,
развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Таким образом, формирование познавательной активности старших дошкольников через
экспериментальную
деятельность
с
использованием
математических
понятий,
происходит
успешно при последовательном построении этого процесса, что в итоге позволит осуществить
ребенку самостоятельный исследовательский поиск.
Я выделяю три уровня развития познавательной активности детей.
Высокий
уровень
–
устойчивый
интерес
старших
дошкольников
к
экспериментированию. Дошкольники адекватно принимают проблемную задачу, самостоятельно
обнаруживают
проблемные
объекты
и
противоречия,
активно
выдвигают
различные
предположения, осуществляют практический поиск решения проблемы.
Средний уровень - развитие познавательной активности характеризуется неустойчивой
экспериментальной
активностью.
Детям
данного
уровня
свойственно
активное
проявление
интереса к экспериментированию только на начальных этапах решения проблемных задач, далее
интерес затухает, и дети переключаются на другие виды деятельности.
Ниже среднего уровень - развитие познавательной активности характеризуется
ситуативной,
кратковременной
экспериментальной
активностью.
Дошкольники
этого
уровня
нуждаются в пошаговой помощи воспитателя.
Таким образом, чтобы сформировать у дошкольников познавательную активность с
использованием математических
знаний
мною поддерживается и стимулируется стремление
ребят к экспериментированию.
В группе создана необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.
Итак,
формирование
познавательной
активности
старших
дошкольников
через
экспериментальную деятельность в математическом развитии направлено на открытие новых для
ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в деятельности, в том числе учебной.
Список литературы:
1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольника. - М.: Педагогика,
1984. - 128 с. 2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические
рекомендации / Под ред. JI.H. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.
3. Петровский A.B., Кларина JI.M., Смывина JI.A., Стрелкова Л.П. Построение развивающей
среды в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. - 137 с.
4.
Поддьяков
H.H.
Закономерности
психического
развития
ребенка.
-Краснодар:
«МЭГУ-
Краснодар», 1997. - 58 с.