Напоминание

Формирование познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность в математическом развитии с использованием математических понятий


Автор: Давыдова Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Мишутка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность в математическом развитии с использованием математических понятий
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование познавательной активности старших дошкольников

через экспериментальную деятельность в математическом развитии

с использованием математических понятий

Давыдова Л.Н., воспитатель МБДОУ «Мишутка»
С позиции Федерального государственного стандарта дошкольного образования главным на современном этапе становится не усвоение детьми определенной суммы знаний, зафиксированных образовательной программой, а формирование личностных качеств ребенка. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Детское экспериментирование это деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, которая способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Сегодня детское экспериментирование интенсивно развивается, и мы конечно, понимаем, что развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника.
Формы экспериментирования
многообразны:  э т о
специально

организованные

занятия
, насыщенные материалом (например,
«
Песчаный конус», «Песочные часы», «Вода не имеет формы») 
разовые

практические

задачи
, с которыми дети самостоятельно сталкиваются в бытовой жизни и в свободной деятельности. Например, можно предложить ребенку небольшие математические задачки, в процессе решения которых, необходимо проводить анализ имеющейся информации. 
решение логических задач
(например, «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом» например что сначала курица или яйцо?- дети должны научиться распределять имеющийся материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак»), 
решение

экспериментальных

задач
(например, «Как доказать, что ... воздух может передвигать предметы и т.п.). Сколькими способами можно осуществить это действие
...
(потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую). Разнообразные формы экспериментирования расширяют представления детей о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры). Формируют умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Они развивают мышление, внимание, память, речь, воспитывать познавательный интерес и эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру. 
задания

экспериментального

характера
хорошо использовать в конкурсах и викторинах, в праздники и утренники. Например, «Путешествие капельки», (дети измеряют предметы с помощью условной мерки, овладевают действиями построения графической модели типа оси для установления чисел при измерении). «Цирковое представление» (у детей развиваются счётные умения тренировка в счёте, закрепление знание цифр, развивается внимание, мышление). Детское экспериментирование имеет много
общего с игрой
, (например, развивающая игра «Магазин», дети упражняются в подсчитывании и пересчитывании предметов, производят взвешивание, измеряют сыпучесть материалов. Так, дидактические игры «Логические задачи на поиск недостающих фигур» , «Найди пару» закрепляет знания ребенка о составе чисел из двух меньших в пределах 5. Из своего опыта работы, скажу, что четкая грань между игрой и экспериментированием в дошкольном периоде отсутствует.

Использование экспериментирования, как способа познания окружающего мира, метода, где ребенок делает открытия, узнает окружающий мир и как средства обучения, способствует не
только формированию математических понятий у ребенка, но и развитию познавательной активности. занятиях по экспериментированию у детей формируется познавательная активность. Но вместе с тем, воспитателю следует знать, что
экспериментальная деятельность ребенка
имеет сложную
структуру:

мотивационный

компонент
, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели «Мне это интересно…»; 
содержательный компонент
, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы: «Знаю, хочу узнать»; 
процессуальный

компонент
, отражающий опыт практического использования дошкольником исследовательских умений для решения проблемы в проце ссе экспериментирования: «Буду делать для того, что бы знать…».
Экспериментирование, как любая деятельность, имеет структуру:
 проблемная ситуация;  выдвижение гипотез;  составление задач;  продумывание методов решения;  проверка предположения; если предположение подтвердилось, формулирование выводов (как получилось); если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, формулировка вывода (как получилось). При организации
экспериментальной деятельности
и предметно-развивающей математической среды, следует соблюдать следующие
условия
: 
максимальная простота приборов
, моделей и правил обращения с ними; 
безотказность действия приборов
, моделей и правил обращения с ними; 
показ только существенных сторон
или явлений процесса взаимодействия; 
отчетливая видимость
изучаемого
явления
и предметов взаимодействия; 
возможность участия ребенка в повторном эксперименте
. Для того, что бы научить детей выдвигать гипотезы, в своей практике я использую следующие модели:  учу задавать вопросы («Что ты хочешь узнать?», « Что тебе интересно?»);  предлагаю объяснить явления и взаимоотношения предметов не только реальными, но и фантастическими причинами («Что было бы если…», «Давайте представим…»);  учу выдвигать гипотезы («Может быть…», «Предположим…», «Допустим…», «Возможно…», «А что если…». Для того, чтобы дети учились выдвигать гипотезу, я заготавливаю вопросы: «Почему весной появляются почки на деревьях?», «Почему течёт вода?», «Почему дует ветер?», «Почему самолёты летают как птицы?», «Почему бывают день и ночь?» и т.д., их у меня очень много. Важно следующее- мы не только учим формулировать гипотезу, но и везде ищем математическую составляющую. Безусловно, процессу экспериментирования дошкольников надо обучать. Целесообразно использовать
три уровня реализации
экспериментальной деятельности: 1. Педагог ставит
проблему и намечает стратегию и тактику ее решения
, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку; 2. Педагог
ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно
(на этом уровне дается самостоятельный поиск); 3. Постановка
проблемы
, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми
самостоятельно
. Позитивное влияние экспериментальной деятельности на все стороны личности ребенка, позволяет эффективно реализовать многие
целевые ориентиры ФГОС ДО
:  развитие познавательно-исследовательской, игровой и продуктивной (конструктивной) деятельности,  сенсорное и интеллектуальное развитие,
 формирование целостной картины мира,  накопление, обогащение двигательного опыта,  воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам,  приобщение к правилам безопасного для человека поведения,  приобщение к элементарным нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,  развитие свободного общения с взрослыми и детьми. Таким образом, формирование познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность с использованием математических понятий, происходит успешно при последовательном построении этого процесса, что в итоге позволит осуществить ребенку самостоятельный исследовательский поиск. Я выделяю три уровня развития познавательной активности детей.
Высокий

уровень
– устойчивый интерес старших дошкольников к экспериментированию. Дошкольники адекватно принимают проблемную задачу, самостоятельно обнаруживают проблемные объекты и противоречия, активно выдвигают различные предположения, осуществляют практический поиск решения проблемы.
Средний уровень
- развитие познавательной активности характеризуется неустойчивой экспериментальной активностью. Детям данного уровня свойственно активное проявление интереса к экспериментированию только на начальных этапах решения проблемных задач, далее интерес затухает, и дети переключаются на другие виды деятельности.
Ниже среднего уровень
- развитие познавательной активности характеризуется ситуативной, кратковременной экспериментальной активностью. Дошкольники этого уровня нуждаются в пошаговой помощи воспитателя. Таким образом, чтобы сформировать у дошкольников познавательную активность с использованием математических знаний мною поддерживается и стимулируется стремление ребят к экспериментированию. В группе создана необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда. Итак, формирование познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность в математическом развитии направлено на открытие новых для ребенка знаний и возможность их дальнейшего применения в деятельности, в том числе учебной.
Список литературы:
1. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с. 2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под ред. JI.H. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с. 3. Петровский A.B., Кларина JI.M., Смывина JI.A., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. - 137 с. 4. Поддьяков H.H. Закономерности психического развития ребенка. -Краснодар: «МЭГУ- Краснодар», 1997. - 58 с.


В раздел образования