Автор: Умникова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад им. Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: г. Гагарин Смоленская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Физическое воспитание в семье"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Физическое воспитание ребенка в семье».
Составила: Умникова Валентина Ивановна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» (г. Гагарин, Смоленская
обл.)
Перед родителями дошколят всегда возникает важный вопрос: как
вырастить
здорового
ребенка?
Между
тем,
давно
доказано,
что
удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в активных
движениях и упражнениях лучшим образом влияет на их правильное
физическое развитие, способствует укреплению здоровья.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим
упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому
способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в
разных
ситуациях,
естественно
возникающая
их
совместная
деятельность
(обсуждения
успехов
спортивной
жизни
страны,
переживания
при
просмотре
телевизионных
спортивных
передач,
иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному
поведению
отца,
матери,
укладу
жизни
семьи.
Личный
пример
родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни -
главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Совместные занятия физической культурой, а также игры взрослых
и
детей
имеют
огромное
воспитательное
значение.
Они
помогают
повысить
авторитет
взрослых,
являются
стимулом
к
повседневным
занятиям физическими упражнениями.
Большие
возможности
для
физического
развития
детей
представляет природа. Поэтому прогулки на воздухе - обязательное
условие
здорового
быта
ребенка.
Бывая
на
воздухе,
дети
могут
разнообразно двигаться, они перепрыгивают через ручейки, невысокие
кустарники, ходят по мостикам и т.д. Гуляя с ребенком можно собрать
шишки, желуди и поупражнять их в метании вдаль, вертикальную и
горизонтальную цель, правой и левой рукой.
На прогулке в сквере или в парке, можно увидеть множество
предметов
(пни,
канавки,
бревна,
кочки,
ручейки),
которые
можно
использовать в физических упражнениях.
Чтобы ребенок охотнее играл, прогулку нужно сделать интересной.
Для
этого
хорошо
подходят
подвижные
игры.
Они
не
только
укрепляют
и
закаливают
детей,
но
и
расширяют
и
укрепляют
представление
детей
об
окружающей
действительности,
развивают
внимание, память, наблюдательность.
Сделать прогулку веселой помогут игрушки, которые можно
бросать,
ловить,
метать.
Дети
3-4
лет
с
удовольствием
ездят
на
трехколесном
велосипеде,
прыгают
через
веревку.
В
зимнее
время
незаменимы для игр на воздухе санки, лопатки. Некоторые игрушки
нетрудно смастерить самим. Для детей 5-7 лет рекомендованы игры с
мячом, обручем, веревками, скакалками. Они с увлечением играют в
бадминтон,
кольцеброс.
Прежде
всего,
надо
показать
ребенку
различные варианты игры с той или иной игрушкой.
Сколько интересных игр можно затеять с мячом: «Мой веселый
звонкий
мяч»,
«Лови,
бросай,
упасть
не
дай»,
«Мяч
с
горки»,
«Перебрасывание мяча через сетку», «Школа мяча».
Как подбирать игры и руководить ими?
Прежде всего, игры
должны быть доступны их возрасту, вызывать у них интерес, радость
содействовать повышению жизненного тонуса. Подбирая игры, надо
учитывать и время года. Так, в зимние времена полезны игры, во время
которых дети активно двигаются. Но в то же время движения в них
должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и,
возможно, последующего переохлаждения.
В жаркую погоду целесообразны более спокойные игры - с
меньшей
подвижностью.
Следует
помнить,
что
увлекаясь
игрой,
ребенок
не
замечает
усталости.
Поэтому
необходимо
постоянно
следить за нагрузкой в играх детей, а также, чтобы во время ходьбы и
бега ребенок не сутулился, не опускал голову, не шаркал ногами. Все
это
необходимо
для
формирования
правильной
и
красивой
осанки,
легкой походки.
Заслуживает
особого
внимания
занятия
детей,
содержания
которых составляет двигательные действия, сходные по техническим
приемам и особенностям выполнения с движениями, встречающимися
в различных видах спорта. К таким занятиям относятся: плавание, езда
на
велосипеде,
катание
на
санках,
коньках,
лыжах.
Эти
занятия
способствуют повышению уровня общей разносторонней физической
подготовкой
детей,
помогают
расширять
двигательный
опыт,
испытывать
свои
силы
и
способности,
приобретать
двигательную
сноровку, важную для жизненной практической деятельности, в том
числе
и
спортивной.
Разнообразные
движения
хорошо
организуют
досуг детей и выполняются под руководством родителей, старших в
семье или самостоятельно
Средства
физического
воспитания
должны
применяться
систематически и правильно, соответственно возрасту. Только тогда в
полной мере проявляется их дальнейшие свойства. Только в том случае,
если окажутся ребятам по силам, они закрепляются и переходят со
временем в хорошую привычку самостоятельных занятий физической
культурой, а в дальнейшем - крепкой дружбы со спортом. Чем младше
дети, тем, конечно, меньше они самостоятельны, больше требуется
опеки над ними. Для
старших детей постоянная
опека родителей
оказывается излишней.
Развивайте самостоятельность и инициативу ребят, но не
забывайте
о
разумном
родительском
контроле!
Если
физическое
воспитание проводится правильно, оно помогает вырастить ребенка
крепким, выносливым, укрепляет силы, способствует формированию
положительных моральных качеств.