Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка «Консультация для родителей «Песочная терапия
с детьми дошкольного возраста»»
Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна МБ ДОУ «Детский сад №241
город Новокузнецк Кемеровской обл.
Маленький
ребёнок,
оказавшись
на
пляже,
сразу
начинает
увлечённо
играть с песком. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком
благотворно влияют на психику, избавляют от негативных эмоций, тревог,
иногда даже помогают в решении проблем. Дети, которые любят играть в
песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и
чаще достигают успеха.
Песочница
является
хорошим
диагностическим
средством,
которое
помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять
внутреннее напряжение.
Ребёнок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать
это помогает песочная терапия для детей дошкольного возраста.
Рисование
песком
обладает
художественными
достоинствами
и
терапевтическим эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции,
рисунки
из
него
легко
трансформируются,
помогают
о сознать
эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают
прекрасную
возможность
принять,
раскрыть
и
проявить
в
творчестве
множество граней собственного «я».
Впервые идея использования песка в игре была реализована английским
детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 30-х годах двадцатого века
с больными и психологически неблагополучными детьми. М. Ловенфельд
придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с песком и водой.
Дети называли этот процесс «строить мир».
Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают преодолеть
трудности
в
общении,
учат
выражать
свои
мысли
словами,
отвечать
за
собственные
действия
и
поступки,
способствуют
развитию
самооценки,
избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению
веры в себя.
Рисование
песком
выступает
в
качестве
эффективного
метода
коррекционного
воздействия.
Песочная
терапия
может
выступать
как
вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребёнка, развивать
его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т. д.
В работе с песком используются следующие методы и формы организации
взаимодействия с детьми:
песочная терапия, игры с песком;
игровая терапия;
сказкотерапия;
метод продуктивной деятельности.
В играх с песком делается дополнительный акцент на развитие тактильной
чувствительности,
«мануального
интеллекта»
ребёнка.
Поэтому
перенос
традиционных
обучающих
и
развивающих
игр
в
песочницу
даёт
дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивированность
ребёнка к выполнению заданий. С другой- более интересно и гармонично
развиваются
познавательные
процессы.
Как
следствие,
использование
песочницы даёт комплексный образовательный и терапевтический эффект.
Общие стадии игры с песком выделил Джон Аллан в 1986г.
1.Хаос. На этой стадии ребёнок отбирает много фигурок, сваливая их в
ёмкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным
категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша
говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни.
2.Борьба. На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие
герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что
означает
противостояние,
военные
действия,
конфликты.
Стадия
может
длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша. О завершении стадии
можно судить по заключённым мирным договорам.
3.Исход. Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все
объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды,
животные расставляются парами.
Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые
популярные.
1.Игра «Угадайка». В песок зарывают несколько фигурок и предлагают
малышу узнать их, не вынимая из песка.
2.Игра «Весёлые истории». Буквами алфавита выкладываются на песке
несложные слова. Затем нужно прочитать их вместе с ребёнком. После этого
малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребёнка- найти
буквы и восстановить слово.
3.Игра «Мой город». Малыш должен отобразить на песке свой городок или
даже
волшебную
страну.
Необходимо
придумать
историю,
которая
отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам- участникам можно
дать имена.
При выборе видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид
деятельности. В среднем и старшем дошкольном возрасте это- игра. Для
младших дошкольников- предметно- манипулятивная деятельность. Чтобы
сеанс
состоялся,
детям
необходимо
усвоить
правила.
Эти
правила
отрабатываются-
включается
механизм
естественной
регуляции
игрового
взаимодействии,
дети
получают
опыт
преодоления
трудно стей,
самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.