Напоминание

Песочная терапия для детей дошкольного возраста


Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Песочная терапия для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка «Консультация для родителей «Песочная терапия

с детьми дошкольного возраста»»

Автор: Герасимова Светлана Геннадьевна МБ ДОУ «Детский сад №241

город Новокузнецк Кемеровской обл.

Маленький

ребёнок,

оказавшись

на

пляже,

сразу

начинает

увлечённо

играть с песком. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком

благотворно влияют на психику, избавляют от негативных эмоций, тревог,

иногда даже помогают в решении проблем. Дети, которые любят играть в

песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и

чаще достигают успеха.

Песочница

является

хорошим

диагностическим

средством,

которое

помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять

внутреннее напряжение.

Ребёнок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать

это помогает песочная терапия для детей дошкольного возраста.

Рисование

песком

обладает

художественными

достоинствами

и

терапевтическим эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции,

рисунки

из

него

легко

трансформируются,

помогают

о сознать

эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают

прекрасную

возможность

принять,

раскрыть

и

проявить

в

творчестве

множество граней собственного «я».

Впервые идея использования песка в игре была реализована английским

детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 30-х годах двадцатого века

с больными и психологически неблагополучными детьми. М. Ловенфельд

придавала большое значение тактильному контакту ребёнка с песком и водой.

Дети называли этот процесс «строить мир».

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают преодолеть

трудности

в

общении,

учат

выражать

свои

мысли

словами,

отвечать

за

собственные

действия

и

поступки,

способствуют

развитию

самооценки,

избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению

веры в себя.

Рисование

песком

выступает

в

качестве

эффективного

метода

коррекционного

воздействия.

Песочная

терапия

может

выступать

как

вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребёнка, развивать

его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т. д.

В работе с песком используются следующие методы и формы организации

взаимодействия с детьми:

песочная терапия, игры с песком;

игровая терапия;

сказкотерапия;

метод продуктивной деятельности.

В играх с песком делается дополнительный акцент на развитие тактильной

чувствительности,

«мануального

интеллекта»

ребёнка.

Поэтому

перенос

традиционных

обучающих

и

развивающих

игр

в

песочницу

даёт

дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивированность

ребёнка к выполнению заданий. С другой- более интересно и гармонично

развиваются

познавательные

процессы.

Как

следствие,

использование

песочницы даёт комплексный образовательный и терапевтический эффект.

Общие стадии игры с песком выделил Джон Аллан в 1986г.

1.Хаос. На этой стадии ребёнок отбирает много фигурок, сваливая их в

ёмкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным

категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша

говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни.

2.Борьба. На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие

герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что

означает

противостояние,

военные

действия,

конфликты.

Стадия

может

длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша. О завершении стадии

можно судить по заключённым мирным договорам.

3.Исход. Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все

объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды,

животные расставляются парами.

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые

популярные.

1.Игра «Угадайка». В песок зарывают несколько фигурок и предлагают

малышу узнать их, не вынимая из песка.

2.Игра «Весёлые истории». Буквами алфавита выкладываются на песке

несложные слова. Затем нужно прочитать их вместе с ребёнком. После этого

малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребёнка- найти

буквы и восстановить слово.

3.Игра «Мой город». Малыш должен отобразить на песке свой городок или

даже

волшебную

страну.

Необходимо

придумать

историю,

которая

отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам- участникам можно

дать имена.

При выборе видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид

деятельности. В среднем и старшем дошкольном возрасте это- игра. Для

младших дошкольников- предметно- манипулятивная деятельность. Чтобы

сеанс

состоялся,

детям

необходимо

усвоить

правила.

Эти

правила

отрабатываются-

включается

механизм

естественной

регуляции

игрового

взаимодействии,

дети

получают

опыт

преодоления

трудно стей,

самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.



В раздел образования