Напоминание

Особенности нарушения речи у детей с ОВЗ


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Особенности нарушения речи у детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности нарушения речи у детей с ОВЗ

До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо

друг от друга. Развивающаяся речь оказывает влияние на формирующееся мышление

ребенка,

существенно

преобразуя

его.

В

дальнейшем

процессы

мышления

и

речи

развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом.

ПРОЯВЛЕНИЕ ДИЗАРТРИИ

На первом месте по распространенности в ряду тяжелой речевой патологии у детей стоит

дизартрия

нарушение

звукопроизношения,

обусловленное

недостаточностью

иннервации речевой мускулатуры. Это происходит в результате органического поражения

ЦНС,

при

котором

нарушается

двигательный

механизм

речи.

При

данной

речевой

патологии

наряду

с

нарушением

звукопроизносительной

стороны

речи

и

просодики,

отмечаются

нарушения

речевого

дыхания,

голоса

и

артикуляционной

моторики.

Разборчивость

речи

при

дизартрии

нарушена,

речь

смазанная,

нечеткая,

со

стойким

характером

нарушений

звукопроизношения

(нарушено

произношение

не

только

согласных, но и гласных звуков).

ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Большую

сложность

у

детей

с

нарушениями

интеллекта

вызывает

запоминание

и

воспроизведение букв, если их оптические образы недостаточно точно связываются с

определенными фонемами. Встречаются дети, для которых большую трудность составляет

соблюдение необходимой для процесса чтения направленности движения взгляда слева

направо.

Техникой чтения

дети

с

нарушениями

интеллекта

овладевают

чрезвычайно

медленно.

Читая

текст,

они

допускают

множество

ошибок,

которые

заключаются

в

следующем: пропускают и переставляют буквы, не прочитывают окончания, искажают

звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, не останавливаются на знаках

препинания

Письмо по слуху у умственно отсталых детей вызывает затруднения, которые обусловлены

несовершенством

их

языкового

анализа

и

синтеза.

Фонематический

анализ

осуществляется ими не точно, а это препятствует разделению слова на звуки. Ученики в

словах пропускают некоторые звуки (чаще гласные), изменяют порядок звуков, нарушают

строение слова.

СИСТЕМНЫЙ

ХАРАКТЕР

РЕЧЕВЫХ

НАРУШЕНИЙ

У

УМСТВЕННО

ОТСТАЛЫХ

ДЕТЕЙ.

При

умственной

отсталости

в

различной

степени

нарушены

операции

и

уровни

порождения

речевого

высказывания

(смысловой,

языковой,

сенсомоторный

уровни).

Наиболее

недоразвитыми

оказываются

высокоорганизованные,

сложные

уровни

(смысловой,

языковой),

требующие

высокой

степени

сформированности

операций

анализа, синтеза, обобщения.

СТРУКТУРА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

У этих детей снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает

играть

важную

роль

в

поведении

ребенка.

Развитие

речевой

моторики

у

детей

с

интеллектуальным

недоразвитием

осуществляется

замедленно,

недифференцированно;

затруднена

координация

дыхательных,

фонаторных

и

артикуляционных

движений

в

процессе речи. У умственно отсталых детей отмечается резкое снижение потребности в

речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно

сказывается на процессе овладения речью.



В раздел образования