Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Особенности нарушения речи у детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Особенности нарушения речи у детей с ОВЗ
До определенного времени пути развития речи и мышления идут параллельно, независимо
друг от друга. Развивающаяся речь оказывает влияние на формирующееся мышление
ребенка,
существенно
преобразуя
его.
В
дальнейшем
процессы
мышления
и
речи
развиваются в непрерывном взаимодействии друг с другом.
ПРОЯВЛЕНИЕ ДИЗАРТРИИ
На первом месте по распространенности в ряду тяжелой речевой патологии у детей стоит
дизартрия
–
нарушение
звукопроизношения,
обусловленное
недостаточностью
иннервации речевой мускулатуры. Это происходит в результате органического поражения
ЦНС,
при
котором
нарушается
двигательный
механизм
речи.
При
данной
речевой
патологии
наряду
с
нарушением
звукопроизносительной
стороны
речи
и
просодики,
отмечаются
нарушения
речевого
дыхания,
голоса
и
артикуляционной
моторики.
Разборчивость
речи
при
дизартрии
нарушена,
речь
смазанная,
нечеткая,
со
стойким
характером
нарушений
звукопроизношения
(нарушено
произношение
не
только
согласных, но и гласных звуков).
ПРОЯВЛЕНИЕ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Большую
сложность
у
детей
с
нарушениями
интеллекта
вызывает
запоминание
и
воспроизведение букв, если их оптические образы недостаточно точно связываются с
определенными фонемами. Встречаются дети, для которых большую трудность составляет
соблюдение необходимой для процесса чтения направленности движения взгляда слева
направо.
Техникой чтения
дети
с
нарушениями
интеллекта
овладевают
чрезвычайно
медленно.
Читая
текст,
они
допускают
множество
ошибок,
которые
заключаются
в
следующем: пропускают и переставляют буквы, не прочитывают окончания, искажают
звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, не останавливаются на знаках
препинания
Письмо по слуху у умственно отсталых детей вызывает затруднения, которые обусловлены
несовершенством
их
языкового
анализа
и
синтеза.
Фонематический
анализ
осуществляется ими не точно, а это препятствует разделению слова на звуки. Ученики в
словах пропускают некоторые звуки (чаще гласные), изменяют порядок звуков, нарушают
строение слова.
СИСТЕМНЫЙ
ХАРАКТЕР
РЕЧЕВЫХ
НАРУШЕНИЙ
У
УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ.
При
умственной
отсталости
в
различной
степени
нарушены
операции
и
уровни
порождения
речевого
высказывания
(смысловой,
языковой,
сенсомоторный
уровни).
Наиболее
недоразвитыми
оказываются
высокоорганизованные,
сложные
уровни
(смысловой,
языковой),
требующие
высокой
степени
сформированности
операций
анализа, синтеза, обобщения.
СТРУКТУРА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
У этих детей снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает
играть
важную
роль
в
поведении
ребенка.
Развитие
речевой
моторики
у
детей
с
интеллектуальным
недоразвитием
осуществляется
замедленно,
недифференцированно;
затруднена
координация
дыхательных,
фонаторных
и
артикуляционных
движений
в
процессе речи. У умственно отсталых детей отмечается резкое снижение потребности в
речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно
сказывается на процессе овладения речью.