Автор: Сергеева Галина Руфиновна
Должность: учитель психологии
Учебное заведение: Павловская кадетская школа Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Павловск
Наименование материала: Статья.
Тема: "Психологическое здоровье педагога."
Раздел: полное образование
сихологическое здоровье педагога
«Здоровье
до
того
перевешивает
все
остальные
блага
жизни,
что
поистине здоровый нищий, счастливее больного короля.»
А.Шопенгауэр, философ.
10 октября каждый год начиная с 1992 отмечается Всемирный День
психического
здоровья
-
это
решение
В.О.З.
Самое
дорогое
и
бесценное
в
нашей
жизни
-
здоровье.
Российская
наука
разводит
понятия психологическое и психическое здоровье. Психологическое
здоровье
-
это
формирование
психологически
здоровой
личности,
которая в первую очередь способна к самоактуализации (А.Маслоу) и
к удовлетворению экзистенциональных потребностей (В.Франкл), а
также
к
умению
справляться
со
стрессами
и
стремлению
к
личностному росту.
Психическое
здоровье
-
это
состояние
душевного
благополучия,
характерного
отсутствием
болезненных
психических
проявлений,
адекватная реакция поведения и деятельности.
Введение
в
науку
термина
психологическое
здоровье
связано
с
приоритетом
гуманистических ценностей в современном образовании.
В.О.З. выделяет следующие критерии психологического здоровья:
- постоянство и идентичность своего физического и психологического
«Я»
- критичность к себе, к собственной деятельности
- адекватность к ситуациям и социальным обстоятельствам
- способность к самоуправлению в различных ситуациях
- способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать
планы
- адаптироваться в новых ситуациях(микро- макро среде)
- способность продуктивно работать
Критерии есть, понятия есть,но почему нет здоровья???
Проблема в наше время актуальна,и не только как психологическое
здоровье педагога, но и психологическое здоровье всей НАЦИИ.
Что происходит в системе образования в последнее время:
1.меняется роль педагога в образовательном процессе
2.меняется
стиль
работы
и
общения
в
разных
возрастных
и
социальных группах
3.выросли
требования
со
стороны
родителей
и
детей
к
личности
педагога и к самому педагогическому процессу
4.увеличивается учебная нагрузка педагога
5.неизменно
растет
количество
документов,
которые
должен
предоставлять педагог
6.увеличивается
количество
проверок
со
стороны
руководящих
органов
7.введение
новых
инноваций
и
методик,
которые
порой
взаимно
исключают друг друга
8.на
многих
учителей
психологически
давят
требования
предьявляемые к аттестации
9.присутствует
элемент
эмоционального
выгорания,
растет
нервно
психическое напряжение педагога.
Все это и многое другое не способствует укреплению нашего здоровья.
А, что мы понимаем под здоровым образом жизни? Здоровый образ
жизни- это совокупность внешних и внутренних факторов, которые
обеспечивают долговечность продолжительности жизни.
По данным В.О.З. здоровье человека зависит:
-50% от образа жизни( а его мы выбираем часто сами)
-20% от наследственности
20% экология
10% мед.помощь
И.П.Павлов при вручении ему в 1904г. Нобелевской премии в области
физиологии сказал:» В сущности нас интересует в жизни одно-наше
психологическое
содержание.»
т.е.
современным
языком-
наше
психологическое здоровье.
Наша педагогическая работа и любима и трудна,и к сожалению мы не
можем в силу обьективных обстоятельств снижать нагрузки, переехать
в
другой
город,
оградить
себя
от
отрицательных
эмоций,взять
академический отпуск.
И, что же происходит с нашим здоровьем, какие симптомы начинают
подсказывать
нам-обрати
внимание,полюби
себя
для
себя
и
своих
близких,для полноценной и креативной работы, а ведь именно наша
работа как ни какая другая способствует личностному росту,интересу к
жизни.
Можно выделить следующие симптомы:
-хроническая усталость
-напряженность,раздражительность
-негативное отношение к педагогическому процессу(не хочу идти на
урок,на лекцию)
-тревога,нарушения сна, аппетита
-необоснованная агрессия
-появление соматических заболеваний
-потеря интереса к работе в целом, к жизни
-конфликтность
-перенос своего состояния и настроения на близких и друзей
-ригидность мышления и поведения
-отрицательное отношение к ученикам
-эмоциональное выгорание.
Каковы же основные направления гармонизации личности педагога:
-поддержание мотивации на педагогическую деятельность
-педагогическая компетентность
-интеллектуальная, эмоциональная,педагогическая гибкость
-направленность на учащихся, на учебный процесс
-позитивное восприятие педагогом самого себя
-творческий и не стандартный подход в решении сложных проблем
-защита личного пространства
-стрессоустойчивость
-хорошее настроение
-ситуативная саморегуляция
-саморефлексия
-медитация,релаксация, спорт
-коррекция своего физического и психологического состояния
Возможны и другии пути гармонизации своего»Я» т.к. это зависит от
многих
индивидуальных, психологических и соматических причин,от нашего
бытия,от
возраста,
социальной
среды
и
общества
в
котором
мы
живем.Но мне кажется, что одна из первых и гуманных профессий на
земле
должна
иметь
достойное
настоящее
,
будущее
и
крепкое
здоровье.
Мой любимый советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«Работа педагога-это работа сердца и нервов». Пусть наше сердце
будет всегда здоровым, а нервы спокойными. И давайте не забывать
библейскую заповедь: « возлюби ближнего как самого себя ».