Напоминание

"Психологическое здоровье педагога."


Автор: Сергеева Галина Руфиновна
Должность: учитель психологии
Учебное заведение: Павловская кадетская школа Пушкинского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Павловск
Наименование материала: Статья.
Тема: "Психологическое здоровье педагога."
Раздел: полное образование





Назад




сихологическое здоровье педагога

«Здоровье

до

того

перевешивает

все

остальные

блага

жизни,

что

поистине здоровый нищий, счастливее больного короля.»

А.Шопенгауэр, философ.

10 октября каждый год начиная с 1992 отмечается Всемирный День

психического

здоровья

-

это

решение

В.О.З.

Самое

дорогое

и

бесценное

в

нашей

жизни

-

здоровье.

Российская

наука

разводит

понятия психологическое и психическое здоровье. Психологическое

здоровье

-

это

формирование

психологически

здоровой

личности,

которая в первую очередь способна к самоактуализации (А.Маслоу) и

к удовлетворению экзистенциональных потребностей (В.Франкл), а

также

к

умению

справляться

со

стрессами

и

стремлению

к

личностному росту.

Психическое

здоровье

-

это

состояние

душевного

благополучия,

характерного

отсутствием

болезненных

психических

проявлений,

адекватная реакция поведения и деятельности.

Введение

в

науку

термина

психологическое

здоровье

связано

с

приоритетом

гуманистических ценностей в современном образовании.

В.О.З. выделяет следующие критерии психологического здоровья:

- постоянство и идентичность своего физического и психологического

«Я»

- критичность к себе, к собственной деятельности

- адекватность к ситуациям и социальным обстоятельствам

- способность к самоуправлению в различных ситуациях

- способность планировать свою жизнедеятельность и реализовывать

планы

- адаптироваться в новых ситуациях(микро- макро среде)

- способность продуктивно работать

Критерии есть, понятия есть,но почему нет здоровья???

Проблема в наше время актуальна,и не только как психологическое

здоровье педагога, но и психологическое здоровье всей НАЦИИ.

Что происходит в системе образования в последнее время:

1.меняется роль педагога в образовательном процессе

2.меняется

стиль

работы

и

общения

в

разных

возрастных

и

социальных группах

3.выросли

требования

со

стороны

родителей

и

детей

к

личности

педагога и к самому педагогическому процессу

4.увеличивается учебная нагрузка педагога

5.неизменно

растет

количество

документов,

которые

должен

предоставлять педагог

6.увеличивается

количество

проверок

со

стороны

руководящих

органов

7.введение

новых

инноваций

и

методик,

которые

порой

взаимно

исключают друг друга

8.на

многих

учителей

психологически

давят

требования

предьявляемые к аттестации

9.присутствует

элемент

эмоционального

выгорания,

растет

нервно

психическое напряжение педагога.

Все это и многое другое не способствует укреплению нашего здоровья.

А, что мы понимаем под здоровым образом жизни? Здоровый образ

жизни- это совокупность внешних и внутренних факторов, которые

обеспечивают долговечность продолжительности жизни.

По данным В.О.З. здоровье человека зависит:

-50% от образа жизни( а его мы выбираем часто сами)

-20% от наследственности

20% экология

10% мед.помощь

И.П.Павлов при вручении ему в 1904г. Нобелевской премии в области

физиологии сказал:» В сущности нас интересует в жизни одно-наше

психологическое

содержание.»

т.е.

современным

языком-

наше

психологическое здоровье.

Наша педагогическая работа и любима и трудна,и к сожалению мы не

можем в силу обьективных обстоятельств снижать нагрузки, переехать

в

другой

город,

оградить

себя

от

отрицательных

эмоций,взять

академический отпуск.

И, что же происходит с нашим здоровьем, какие симптомы начинают

подсказывать

нам-обрати

внимание,полюби

себя

для

себя

и

своих

близких,для полноценной и креативной работы, а ведь именно наша

работа как ни какая другая способствует личностному росту,интересу к

жизни.

Можно выделить следующие симптомы:

-хроническая усталость

-напряженность,раздражительность

-негативное отношение к педагогическому процессу(не хочу идти на

урок,на лекцию)

-тревога,нарушения сна, аппетита

-необоснованная агрессия

-появление соматических заболеваний

-потеря интереса к работе в целом, к жизни

-конфликтность

-перенос своего состояния и настроения на близких и друзей

-ригидность мышления и поведения

-отрицательное отношение к ученикам

-эмоциональное выгорание.

Каковы же основные направления гармонизации личности педагога:

-поддержание мотивации на педагогическую деятельность

-педагогическая компетентность

-интеллектуальная, эмоциональная,педагогическая гибкость

-направленность на учащихся, на учебный процесс

-позитивное восприятие педагогом самого себя

-творческий и не стандартный подход в решении сложных проблем

-защита личного пространства

-стрессоустойчивость

-хорошее настроение

-ситуативная саморегуляция

-саморефлексия

-медитация,релаксация, спорт

-коррекция своего физического и психологического состояния

Возможны и другии пути гармонизации своего»Я» т.к. это зависит от

многих

индивидуальных, психологических и соматических причин,от нашего

бытия,от

возраста,

социальной

среды

и

общества

в

котором

мы

живем.Но мне кажется, что одна из первых и гуманных профессий на

земле

должна

иметь

достойное

настоящее

,

будущее

и

крепкое

здоровье.

Мой любимый советский педагог В.А.Сухомлинский писал:

«Работа педагога-это работа сердца и нервов». Пусть наше сердце

будет всегда здоровым, а нервы спокойными. И давайте не забывать

библейскую заповедь: « возлюби ближнего как самого себя ».



В раздел образования