Напоминание

Развитие речи посредством пальчиковых игр


Автор: Черепанова Елена Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Долговкий детский сад" -филиал МКОУ Куртамышского района "Долговская СОШ"
Населённый пункт: с.Долговка
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Развитие речи посредством пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Долговский детский сад» филиал МКОУ Куртамышского района

«Долговская СОШ»

с. Долговка

«Развитие речи посредством пальчиковых игр»

Консультация для родителей

Подготовила воспитатель:

Черепанова Елена Аркадьевна

Новорожденные дети примерно до двух месяцев только кричат. С трех-четырех

месяцев появляется гуление. После полугода малыш начинает лепетать, знает свое имя, с

удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.

Примерно около года, а может чуть позже ребенок произносит первые осознанные

слова.

Понемногу словарный запас расширяется и улучшается произношение. До трех-

четырех лет ошибки нормальны. Ребенок может неправильно обобщать слова, сокращать

их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.

После трех лет в речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В три-

четыре года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время очень часто говорят

торопливо, взахлеб.

К пяти годам у ребенка расширяется словарный запас. Он может сочинять рифмы,

пересказывать, правильно произносить слова. Развитие речи детей дошкольного возраста

должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным

запасом. К сожалению, не все дети это осваивают.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его

артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к

улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга.

В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и

явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение.

Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем

крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся

активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Для того, чтобы

ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую

тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было

известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с

участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в

тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На

основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал

оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены

большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную

систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя

которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По

насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например,

массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга;

указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на

кишечник, безьимянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают

связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что

простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение

многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский

утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Хорошо знакомые нам с

детства «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры - не что иное, как

оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только подумайте:

такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие

на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект это раз.

Стимуляция мыслительных функций и речи это два. Веселое общение малыша и мамы,

заряд положительных эмоций - это три.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка,

хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования

чувства уверенности у ребенка.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда

ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует

хвалить и, если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или

бабушке.

Когда начинать заниматься?

Есть такие периоды в развитии ребенка, когда он наиболее обучаем. Для

формирования речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок

овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него

формируется особое чувство языка, закладываются основы речевого поведения. Но лишь к

трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук

взрослого человека.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми уже в возрасте от 3-

х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения.

С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые

вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает

психоэмоциональную поддержку

В 6-7 месяцев полезен массаж кистей рук с помощью незамысловатых

пальчиковых потешек: «Этот пальчик дедушка...», «Этот пальчик в лес пошел...»,

«Мальчик-пальчик, где ты был?..» и т. д. В словесном ряде потешек уже заложена

пальчиковая гимнастика: поглаживание кисти и пальчиков ребенка, легкие надавливания в

направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибание и разгибание детских пальчиков.

Упражнения длятся по 2-3 минуты каждый день.

В возрасте 10 месяцев стоит начать активную тренировку пальцев ребенка. С

этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчиковую математику.

Комплекс этих игр вовлекает в движение больше пальцев, сами движения становятся

более энергичными. Кроме пальчиковых стишков и потешек необходимо давать малышам

перебирать крупные деревянные бусы, катать шарики, складывать деревянные пирамидки,

рвать на мелкие куски бумагу (газету), играть во вкладыши (матрешки). В таких

упражнениях участвуют почти все пальцы и движения энергичны.

Начиная с полутора лет активно используйте, сложные пальчиковые потешки,

пальчиковый счет - задания, игры с пальчиковыми зверушками, специально направленные

на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки; учитесь

застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или

раскручивать и закручивать капроновую ленточку; играйте в кубики (собирайте башни,

поезда, домики и прочее); собирайте крупные пазлы.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр,

начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с

мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина,

используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков,

дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков,

круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. В три

года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с

половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки,

развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за

контур.

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и

обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других,

с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима,

соединять точки точными линиями, вырезать по Контуру и лепить. В этом возрасте можно

познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый

пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.

С шести до семи лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью

техники пальчиковых зверушек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков»

и «Кукольный театр» - в этих домашних театрализациях активно развиваются мелкие

движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает

скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Дети

стеснительные становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он

проявляет свою творческую фантазию.

Еще раз обратим внимание родителей на то, что:

• упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка (не опережая

его физическое развитие);

• заниматься нужно при благодушном настроении малыша;

• пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять

интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;

• начинать занятие нужно с нежного поглаживания и ощупывания.

Не старайтесь опережать гимнастикой реальное возрастное развитие моторных

навыков младенца. «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок начнет самостоятельно

пытаться хлопать в ладоши.

Вы можете на себе показывать, весело произнося слова потешки, любые

упражнения - ребенок будет их визуально запоминать и, может быть, попытается так же

сложить ручки и повертеть ими и т. д.

Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений,

это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.



В раздел образования