Автор: Черепанова Елена Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Долговкий детский сад" -филиал МКОУ Куртамышского района "Долговская СОШ"
Населённый пункт: с.Долговка
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Развитие речи посредством пальчиковых игр
Раздел: дошкольное образование
«Долговский детский сад» филиал МКОУ Куртамышского района
«Долговская СОШ»
с. Долговка
«Развитие речи посредством пальчиковых игр»
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель:
Черепанова Елена Аркадьевна
Новорожденные дети примерно до двух месяцев только кричат. С трех-четырех
месяцев появляется гуление. После полугода малыш начинает лепетать, знает свое имя, с
удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.
Примерно около года, а может чуть позже ребенок произносит первые осознанные
слова.
Понемногу словарный запас расширяется и улучшается произношение. До трех-
четырех лет ошибки нормальны. Ребенок может неправильно обобщать слова, сокращать
их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.
После трех лет в речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В три-
четыре года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время очень часто говорят
торопливо, взахлеб.
К пяти годам у ребенка расширяется словарный запас. Он может сочинять рифмы,
пересказывать, правильно произносить слова. Развитие речи детей дошкольного возраста
должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным
запасом. К сожалению, не все дети это осваивают.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к
улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга.
В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и
явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение.
Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем
крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся
активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Для того, чтобы
ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую
тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было
известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с
участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в
тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На
основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал
оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены
большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную
систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя
которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По
насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например,
массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга;
указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на
кишечник, безьимянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают
связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что
простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение
многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А. Сухомлинский
утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Хорошо знакомые нам с
детства «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры - не что иное, как
оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только подумайте:
такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие
на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи это два. Веселое общение малыша и мамы,
заряд положительных эмоций - это три.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка,
хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования
чувства уверенности у ребенка.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда
ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует
хвалить и, если возможно, показать его творческие достижения, например, папе или
бабушке.
Когда начинать заниматься?
Есть такие периоды в развитии ребенка, когда он наиболее обучаем. Для
формирования речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок
овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него
формируется особое чувство языка, закладываются основы речевого поведения. Но лишь к
трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук
взрослого человека.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми уже в возрасте от 3-
х месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения.
С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые
вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает
психоэмоциональную поддержку
В 6-7 месяцев полезен массаж кистей рук с помощью незамысловатых
пальчиковых потешек: «Этот пальчик дедушка...», «Этот пальчик в лес пошел...»,
«Мальчик-пальчик, где ты был?..» и т. д. В словесном ряде потешек уже заложена
пальчиковая гимнастика: поглаживание кисти и пальчиков ребенка, легкие надавливания в
направлении от кончиков пальцев к запястью, сгибание и разгибание детских пальчиков.
Упражнения длятся по 2-3 минуты каждый день.
В возрасте 10 месяцев стоит начать активную тренировку пальцев ребенка. С
этого периода можно вводить в игру пальчиковые стишки и пальчиковую математику.
Комплекс этих игр вовлекает в движение больше пальцев, сами движения становятся
более энергичными. Кроме пальчиковых стишков и потешек необходимо давать малышам
перебирать крупные деревянные бусы, катать шарики, складывать деревянные пирамидки,
рвать на мелкие куски бумагу (газету), играть во вкладыши (матрешки). В таких
упражнениях участвуют почти все пальцы и движения энергичны.
Начиная с полутора лет активно используйте, сложные пальчиковые потешки,
пальчиковый счет - задания, игры с пальчиковыми зверушками, специально направленные
на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки; учитесь
застегивать и расстегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой или
раскручивать и закручивать капроновую ленточку; играйте в кубики (собирайте башни,
поезда, домики и прочее); собирайте крупные пазлы.
С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр,
начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с
мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина,
используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков,
дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков,
круп, пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. В три
года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с
половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки,
развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за
контур.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и
обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других,
с закрытыми глазами; хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима,
соединять точки точными линиями, вырезать по Контуру и лепить. В этом возрасте можно
познакомить ребенка с бисероплетением, способами работы ниткой и иголкой. Каждый
пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким.
С шести до семи лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью
техники пальчиковых зверушек и пальчиковых предметов. Устраивайте «Театр пальчиков»
и «Кукольный театр» - в этих домашних театрализациях активно развиваются мелкие
движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений. Активно работает память, обогащается речь и кругозор. Дети
стеснительные становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он
проявляет свою творческую фантазию.
Еще раз обратим внимание родителей на то, что:
• упражнения должны соответствовать моторному развитию ребенка (не опережая
его физическое развитие);
• заниматься нужно при благодушном настроении малыша;
• пальчиковые упражнения вводятся тогда, когда малыш начинает проявлять
интерес к окружающему миру и физические упражнения доставляют ему радость;
• начинать занятие нужно с нежного поглаживания и ощупывания.
Не старайтесь опережать гимнастикой реальное возрастное развитие моторных
навыков младенца. «Ладушки» не делают раньше, чем ребенок начнет самостоятельно
пытаться хлопать в ладоши.
Вы можете на себе показывать, весело произнося слова потешки, любые
упражнения - ребенок будет их визуально запоминать и, может быть, попытается так же
сложить ручки и повертеть ими и т. д.
Обязательно используйте речевое сопровождение при проведении упражнений,
это даст ребенку заряд положительных эмоций и побудит к общению.