Напоминание

Русские народные традиции как фактор формирования будущего России


Автор: Чеботаева Ольга Ивановна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГОУ ВО МО ГГТУ Профессионально-педагогический колледж
Населённый пункт: г.о.Орехово-Зуево, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Русские народные традиции как фактор формирования будущего России
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Русские народные традиции как фактор формирования

будущего России

По

мнению

А.Н.

Афанасьева

народная

культура

это

многовековой

концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда

и

быта:

это

традиции,

обряды,

обычаи,

верования;

это

мировоззренческие,

нравственные

и

эстетические

ценности,

определяющие

лицо

нации,

ее

самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов

материальной

народной

культуры

оказались

утрачены.

Создается

критическая

ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и

последующее

поколение

ценнейшего

достояния

народной

художественной

культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с

культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого

следует,

что

проблема

сохранения

традиционной

народной

художественной

культуры приобретает важный характер. Вся успешность культуры любого народа

заключается

в

передачи

опыта,

накопленного

веками

его

предками,

вот

и

патриотическое

воспитание

ложится

в

основу

народной

педагогики,

народной

культуры русских традиций. С раннего детства необходимо приобщать к народной

культуре, ведь именно в этот период идет формирование и развитие личности, а

народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных

усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит

себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг

друга поколений.

Культура традиционная составляет основу народной культуры. Этнограф и

фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция – сеть или система связей

настоящего с прошлым, при чем при помощи этой сети совершается определенный

отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций

также невозможно как общество без культуры». Поэтому современное молодое

поколение нужно приобщать к родной культуре, воспитывая его в «стиле русских

народных традиций».

Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию

и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут

большую

эмоциональную

и

воспитательную

нагрузку,

обеспечивая

передачу

традиций из поколения в поколение.

Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря

на

тысячелетнее

усилие

православной

церкви

по

их

искоренению,

многие

из

древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней.

Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные

народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

В

старом

крестьянском

быту

(ровно,

как

и

в

современном)

жизнь

человека

развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость,

смерть. То же наблюдается и в ежегодной повторяемости времен года и связанных с

ними

сезонных

сельскохозяйственных

работ:

вспашка,

сев,

созревание,

уборка

урожая.

В соответствии с этим появились два основных вида обрядов: календарно-

земледельческого круга и социальные или семейно-бытовые.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чего их иногда

называют

«аграрными».

Однако

их

тематика

шире,

так

как

они

членили

год

земледельца

на

определенные

отрезки

времени,

отмечали

переход

от

одного

периода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и

самого человека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах

года и в рамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности

встречается

взаимопереплетение

производственной,

сельскохозяйственной

и

человеческой, брачной обрядности.

Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека и отражает три

основные

фазы

в

его

жизни:

рождение,

вступление

в

ор,

смерть.

Это

и

способствовало

появлению

трех

форм

обрядности:

рождению,

свадебной,

и

похоронной.

Обряды календарно-земледельческого круга связаны с землей, солнцем, небом.

Святки – зимний праздник, длящийся две недели от Рождественского сочельника

25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Старый Новый год как бы делит Святки на две половины. Время от Рождества

Христова до 13 января называют «святыми вечерами», а от новолетия до Крещения

– «страстными вечерами».

Символом приближающейся весны были наполнены обряды другого праздника

«Сретения Господня» (в народе Устреченья) –15 февраля. Старики считают, что в

этот день зима с летом встречаются.

Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля

или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча

(понедельник),

разгул

или

перелом

в

так

называемый

"чистый"

четверг

и

прощание.

Масленицу

встречают

шествием,

напоминающем

карнавал:

толпы

людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях. Встречающие несут противни,

сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди

несут масленицу – соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на

ледяной

горе,

с

которой

катаются

на

санках.

Её

проводы

комическое

представление, пародирующее похороны. Масленицу вывозят за село и сжигают.

Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую

народ встречал с радостью и весельем: Наша масленица годовая, Она гостика

дорогая, Она пешая к нам не ходит, Всё на комонях разъезжает, Чтоб коники были

вороные,

Чтобы

слуги

были

молодые.

Исполнители

масленичных

обрядов

своеобразно "заклинали солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его

весеннее "разгорание". Традиционными стали катание "по солнцу", по кругу и

устойчивый обычай печения и поедания блинов, круглая форма которых была как

бы символическим "знаком" солнца.

Примечателен праздник Вербного воскресенья, предшествующий святой Пасхе.

Праздником праздников называют в Брянске – Светлое Христово Воскресенье. И

неудивительно, что предки обставили ее множеством обрядовых действ идущих из

глубины веков. Прежде всего, это обычай дарить яйца, который существовал у

язычников задолго до Рождества Христова. Длился праздник всю Святую неделю

вплоть до Красной Горки. Красная Горка народный праздник, который приходится

на

начало

пробуждение

всех

животворящих

сил

природы.

В

этот

день

было

принято «карагоды; танки и «ширинки» под плясовые песни водить, на релях, яйца

с пригорков катать «на хороший урожай и достаток». Молодые парни и девки

ходили в лес где жгли костры. Было много обрядовых действий ритуалов, песен,

направленных на то, чтобы уберечь домашних животных от болезней, сглаза,

хищного зверя и обеспечить плодовитость. Наделен праздник Георгия Победоносца

или Егорьев день, покровитель скота.

Естественно, что с течением времени многие праздники видоизменялись. Обряды

рождения и детства, роды и все, что связано с ними окружалось тайной, а принятия

ребенка в общину, то есть крещение происходило торжественно в присутствии

близких людей.

В

самой

природе

человека

заложена

необходимость

органического

сочетания

будней

и

праздников,

подытожить

результаты

трудовой

деятельности.

В

стремлении

человека

к

завтрашней

радости

есть

стимул

развития

социальной

активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Важнейшим условием исторического существования народа является его

соответствие самому себе в течение всей истории. Чтобы иметь историю, мы

должны иметь предков, чьи давние дела продолжаем считать своими, чьи взгляды

на Бога, на человечество и на окружающий мир мы должны понимать и разделять.

Несомненно, что нитью, связующей воедино все поколения нашего народа, должна

быть

некая

историческая

инварианта,

нечто

неизменное

на

протяжении

всей

истории.

Для

русского

народа

такой

несомненной

категорией

может

быть

традиционная православная вера с ее обычаями, части прикладного искусства и

более тысячи лет сохраняемые в нашем народе.



В раздел образования