Напоминание

Диагностика семейного неблагополучия в ходе проведения мастер-классов для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации


Авторы: Коваленко Инна Станиславовна, Карнозова Людмила Михайловна
Должность: магистрант мгппу, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права мгппу
Учебное заведение: МГППУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: авторская разработка схемы проведения диагностических мастер-классов для выявления ранних признаков семейного неблагополучия
Тема: Диагностика семейного неблагополучия в ходе проведения мастер-классов для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В

настоящее

время

семейное

неблагополучие

выявляется

слишком

поздно

из-за

трудоемкости

процесса

ранней

диагностики

и

отсутствия

межведомственного взаимодействия. В исследовании представлена авторская

схема проведения мастер-класса, разработанная в рамках исследовательского

подхода

«action

reasearh»,

пригодная

для ранней

диагностики

семейного

неблагополучия.

Диагностическая

эффективность

мастер-класса

подтверждена в исследованиях с выборками из 4 типов семей: типичных

многодетных

малообеспеченных,

девиантных,

критических

с

детьми

инвалидами

и

нетипичных

семей

не

имеющих

признаков

семейного

неблагополучия. Диагностический мастер-класс основан на наблюдении за

деятельностью и взаимоотношениями в диаде

мать-ребенок в процессе

создания

работы

в

стиле

коллаж.

Разработанный

протокол

включенного

наблюдения позволяет по 7 признакам оценивать сложившиеся паттерны

поведения

и

выявлять

психологические

синдромы.

Работы

участников

мастер-класса в стиле коллаж могут быть использованы

для проективной

диагностики.

Мастер-классы по коллажу с семьями, находящимися в трудной

жизненной ситуации, актуальны для практического применения широким

кругом специалистов: как творческие занятия, как диагностический

инструмент и как средство для оказания помощи семьям в целях исправления

семейного неблагополучия. Не требуют дополнительной подготовки и

расходов на приобретение стимульных материалов

.

Для мастер-класса по вырезанию и аппликации в нашем случае,

вместо

войлочных

фигурок,

которые

были

использованы

в

арт-

терапевтическом

методе

Линды

Матингли,

используются

картинки

из

рекламных

журналов

или

персонажи

из

журналов

для

детей.

Картинки

самостоятельно

подбираются

каждым

участником

и

затем

вырезаются

и

наклеиваются на белые листы бумаги, для создания индивидуальных картин-

коллажей. Каждый участник рассказывает свою историю о том, что он хотел

ть в своей картине- коллаже.

Мастер-класс проводился исследователем

инкогнито, без раскрытия

информации о том, что организатор мастер-класса - психолог, использующий

включенное наблюдение с диагностическими целями. На мастер-класс семьи

приглашаются как на мероприятие дополнительного образования, досугового

назначения. Для всех участников

создается непринужденная и спокойная

обстановка,

демонстрируется презентация по истории создания коллажа,

основным техникам коллажа. Участникам мастер-класса показывают работы

в стиле фото-коллажа, а также смешанных техниках

коллажа, которые

использовал в своих работах Сальвадор Дали. Для фонового музыкального

сопровождения презентации по коллажу, используются джазовые композиции

в

стиле smooth jazz «легкий джаз»: медленные ритмические композиции,

которые одновременно успокаивают и взбадривают. Ведущий мастер-класса

несколько раз повторяет фразы о том, что мастер-класс - это вид семейного

отдыха, который помогает отвлечься от забот и открыть в себе творческое

начало, получить наслаждение от создания коллажа. Исследователь повторяет

фразы о том, что работы в стиле коллаж всегда бывают успешными, так как

от

участников

не

требуется

специальная

подготовка

и

умения.

Однако,

оговаривается участие в мастер-классе детей до 5 лет. Дети могут участвовать

в мастер-классе, но при условии безопасного владения ножницами. Дети

старшей

группы

5-6

лет,

должны

уметь

правильно

держать

ножницы

и

действовать ими, сочетать способ вырезания с обертыванием, использовать

приемы

симметричного

вырезания

из

бумаги,

составлять

узоры

из

растительных и геометрических фигур, чередовать их по цвету, форме и

величине.

Для

создания

необходимых

условий,

способствующих

знакомству

людей и настройки на творчество, были использованы приемы драматерапии

Драматерапия всегда связана с групповыми феноменами. Люди обладают

способностью разыгрывать драмы в своем воображении. Подлинная драма

предполагает

межличностное

взаимодействие.

Во

многих

случаях,

переживающие

состояние

растерянности

и

хаоса

оказываются

перед

необходимостью решения одних и тех же проблем, но никак не могут найти

приемлемых способов их решения. Какой бы способ они не использовали он

оказывается

не

эффективным.

Помощь

людям,

оказавшимся

в

таком

положении, сопряжена с большими проблемами. Единственное, что может

действительно помочь, это непосредственный опыт новизны. Как отмечает

М.Элиэйд

( Eliade, 1958,1968) в большинстве мифов хаос связывается с

состоянием

творчества.

Драма,

связанная

с

активизацией

воображения,

позволяет ослабить защиты и сделать возможным выражение тех сторон

личности, которые беспокоят. Перед началом мастер-класса был использован

разогревающий игровой прием, когда всем участникам мастер-класса было

предложено

встать

вдоль

стен,

повернувшись

лицом

к

стене.

Ведущий

мастер-класса предлагает всем участникам подойти к стене максимально

близко, а затем отступить на несколько шагов назад. Ведущий мастер-класса

предлагает участникам сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь

участке

или

предмете

на

стене

и

внимательно

их

рассмотреть.

Затем

участники группы вновь приближаются к стене и продолжают рассматривать

выбранный

каждым

участок

или

предмет.

Им

предлагается

обратить

внимание

на

разницу

восприятия

участка

стены

или

предмета

с

более

отдаленного

и

более

близкого

расстояния.

Между

участниками

группы

проводилось обсуждение, кому из группы этот участок виден лучше всего и

почему. Упражнение носит название - фокусировка, которая направлена на

осознание пространственных отношений друг с другом.

После

включения

в

работу

всех

участников

мастер-класса,

исследователь

ведет

наблюдение

за

парами

мать-ребенок,

а

также

за

поведением

всех

участников

мастер-класса

и

фиксирует

поведенческие

реакции, по 7 параметрам, в специальном листе наблюдения (смотри таблицу

№ 1):

- поведенческих реакций взрослых и детей участников; комментариев

по

поводу

выполнения

задания;

реакций

в

виде

отказа

от

выполнения

задания; оценок, участниками мастер-класса результатов своей деятельности

(показатели самооценки);

-

выбора размера листа бумаги – маленький А4 или большой А3,

участниками мастер-класса, так как размер бумаги в сочетании с цветовой

гаммой может быть показателем сниженного настроения или депрессии.

- контактов в паре между родителем и ребенком: как ребенок реагирует

на обращение к нему родителя, как взрослый контролирует, направляет и

комментирует деятельность ребенка, ответная реакция ребенка на замечания,

предложение помощи и т.д., то есть сложившиеся паттерны поведения в паре

родитель-ребенок;

- готовности участников комментировать свою работу для остальных

участников либо отсутствие желания рефлексии;

-

сферы

межличностных

коммуникаций:

контакты

взрослых

между

собой и детей - участников с другими взрослыми и с детьми, общение детей и

взрослых с организатором мастер-классов;

- навыков владения техникой вырезания и аппликации у детей – как

косвенного

показателя

недостаточной

подготовленности

к

школе,

недоразвитие мелкой моторики, недостаточности произвольного внимания,

возможной задержки психического развития.

По

окончании составления

коллажей

исследователь

предлагает

сфотографироваться

каждому

участнику

с

его

работой,

либо

фотографируется только работа участника, если участник отказывается от

фотографирования.

Организатор

мастер-класса

благодарит

участников

и

предлагает прокомментировать свои работы.

Для каждого из участников

мастер-класса

предоставляется

возможность

презентовать

свой

коллаж,

рассказать о своих чувствах и желаниях. По окончании презентации коллажей

и

рассказывании

своей

истории,

исследователь предлагает

всем

или

отдельным участникам мастер-класса продолжение их участия в цикле х

мастер-классов. По-возможности исследователь рассказывает участникам об

арт-терапии, разновидностью которой является и данный мастер-класс по

созданию семейных коллажей. Возможно, также предложение проведения

индивидуальных

консультаций

в

паре

родитель-ребенок

с

организатором

мастер-класса

либо

с

психологом

по

месту

жительства.

Возможен

проективный

анализ

каждой

работы

коллажа

и

глубинное

интервью

с

участником, для выявлений возможных нарушений или отклонений, которое

выполняется по особому запросу участника. Для всех участников мастер-

класса организатором делается предложение принять участие в продолжении

арт-терапевтических мастер-классах, на которых с помощью коллажа можно

создавать

образ

будущего, как

план действий для достижения цели.

Организатор рекомендует участникам, либо парам ребенок-мама в процессе

совместной

деятельности

которых

были

зафиксированы

некоторые

отклонения, возможно указывающие на семейное неблагополучие,

пройти

индивидуальные консультации у специалистов дефектологов или психологов.

Полученные, в процессе наблюдения за мастер-классом данные, вносятся в

таблицу наблюдения и затем анализируются.

Таблица № 1.

Данные наблюдения за участниками мастер-класса

Н

аблюдаемы

е

Признаки

и

их

числовое

значение

Участники

Мама/ребенок

Лист

Б /М

1/2

Включен

ие

В/Н

3/4

Поддержка

взрослым

Е/Н, ЕЕ

5/6/7

Реакция на

замечания

И / А

8/9

Комме

нтарии

работы

Ж/Н

10/11

Контакты

с другими

Д/Д, О/Д,

О/В, Н

12/13/14/

15

Техни

ка

Аппл

икаци

и

В/Н

16/17

1

1

2

3

4

5

6

7

2

Пояснения к таблице:

1) Лист Б/М – выбор большого или маленького листа для работы,

выбору большого листа присваивается индекс 1, маленького – 2.

2) Включение в работу В/Н

В - включается и сосредоточенно

работает,

задает

вопросы

только

по

работе,

наблюдаемое

поведение

кодируется индексом 3.

Н – не включается, не сосредоточен, работа не интересует, постоянно

отвлекается, вопросы не задает, быстро завершает работу и теряет интерес,

наблюдаемому поведению присваивается индекс - 4.

3) Поддержка взрослым: Е – есть, взрослый помогает начать работу,

контролирует ребенка, после того как ребенок включился в работу, взрослый

перестает контролировать, данное поведение регистрируем под индексом 5;

ЕЕ – чрезмерный контроль, навязывание своего выбора, кодируем индексом

6;

Н - взрослый не помогает ребенку, не направляет, все действия ребенок

выполняет

самостоятельно,

наблюдаемый

паттерн

поведения

кодируется

индексом- 7.

4) Реакция на замечания взрослого со стороны ребенка:

И

игнорирование,

не

исполнение

замечаний,

данный

паттерн

поведения кодируется индексом - 8;

А – реакция на обращение и замечания в виде агрессии, кодируется

цифрой - 9.

5) Комментарии работы:

Ж

-

Желает

прокомментировать

работу,

рассказывает

о

всех

изображенных

на

коллаже

деталях,

поведенческий

паттерн

кодируется

цифрой 10.

Н – не желает комментировать работу, обозначается цифрой - 11.

6) Контакты с другими участниками и организатором:

Д/Д

дети

участники

с

другими

детьми,

паттерн

поведения

обозначается цифрой - 12;

Д/О – дети с организатором, обозначается цифрой - 13;

В/О – взрослые с организатором, кодируется цифрой - 14;

Н – не общается с другими участниками и организатором – 15.

7)

Техника

аппликации,

показатель

для

характеристики

навыка

у

ребенка:

В – владеет техникой вырезания и аппликации, обозначается цифрой –

16.

Н – плохо владеет, не может вырезать по контуру, не может приклеить

детали, кодируется цифрой 17.

Числовое значение, наблюдаемому признаку в каждом столбце таблицы

присваивается

от

наименьшего

к

наибольшему.

Наблюдаемые

паттерны

поведения, закодированные в виде сочетания заглавных букв, расставлены от

положительных

поведенческих

реакций

и

стилей

детско-родительских

взаимоотношений с наименьшим числовым обозначением, до негативных

паттернов, у которых большее численное значение.

В процессе мастер класса наиболее важным с является наблюдение за

детско-родительскими контактами, как важный фактор развития ребенка, по

которым

можно

определить

характерные

для

каждой

семьи

типы

привязанностей..

Типы

привязанностей,

при

наблюдении

описываются

в

протоколе наблюдения как гипо или гиперпротекция, а в таблице № 1 ,

столбик 3 кодируются буквами Н – гипо и ЕЕ - гиперпротекция.

Продукт, полученный в процессе мастер-класса, коллаж на тему «Моя

семья», также представляет диагностический интерес и возможности для

раннего выявления семейного неблагополучия.



В раздел образования