Авторы: Коваленко Инна Станиславовна, Карнозова Людмила Михайловна
Должность: магистрант мгппу, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права мгппу
Учебное заведение: МГППУ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: авторская разработка схемы проведения диагностических мастер-классов для выявления ранних признаков семейного неблагополучия
Тема: Диагностика семейного неблагополучия в ходе проведения мастер-классов для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Раздел: среднее профессиональное
В
настоящее
время
семейное
неблагополучие
выявляется
слишком
поздно
из-за
трудоемкости
процесса
ранней
диагностики
и
отсутствия
межведомственного взаимодействия. В исследовании представлена авторская
схема проведения мастер-класса, разработанная в рамках исследовательского
подхода
«action
reasearh»,
пригодная
для ранней
диагностики
семейного
неблагополучия.
Диагностическая
эффективность
мастер-класса
подтверждена в исследованиях с выборками из 4 типов семей: типичных
многодетных
малообеспеченных,
девиантных,
критических
с
детьми
инвалидами
и
нетипичных
семей
не
имеющих
признаков
семейного
неблагополучия. Диагностический мастер-класс основан на наблюдении за
деятельностью и взаимоотношениями в диаде
мать-ребенок в процессе
создания
работы
в
стиле
коллаж.
Разработанный
протокол
включенного
наблюдения позволяет по 7 признакам оценивать сложившиеся паттерны
поведения
и
выявлять
психологические
синдромы.
Работы
участников
мастер-класса в стиле коллаж могут быть использованы
для проективной
диагностики.
Мастер-классы по коллажу с семьями, находящимися в трудной
жизненной ситуации, актуальны для практического применения широким
кругом специалистов: как творческие занятия, как диагностический
инструмент и как средство для оказания помощи семьям в целях исправления
семейного неблагополучия. Не требуют дополнительной подготовки и
расходов на приобретение стимульных материалов
.
Для мастер-класса по вырезанию и аппликации в нашем случае,
вместо
войлочных
фигурок,
которые
были
использованы
в
арт-
терапевтическом
методе
Линды
Матингли,
используются
картинки
из
рекламных
журналов
или
персонажи
из
журналов
для
детей.
Картинки
самостоятельно
подбираются
каждым
участником
и
затем
вырезаются
и
наклеиваются на белые листы бумаги, для создания индивидуальных картин-
коллажей. Каждый участник рассказывает свою историю о том, что он хотел
ть в своей картине- коллаже.
Мастер-класс проводился исследователем
инкогнито, без раскрытия
информации о том, что организатор мастер-класса - психолог, использующий
включенное наблюдение с диагностическими целями. На мастер-класс семьи
приглашаются как на мероприятие дополнительного образования, досугового
назначения. Для всех участников
создается непринужденная и спокойная
обстановка,
демонстрируется презентация по истории создания коллажа,
основным техникам коллажа. Участникам мастер-класса показывают работы
в стиле фото-коллажа, а также смешанных техниках
коллажа, которые
использовал в своих работах Сальвадор Дали. Для фонового музыкального
сопровождения презентации по коллажу, используются джазовые композиции
в
стиле smooth jazz «легкий джаз»: медленные ритмические композиции,
которые одновременно успокаивают и взбадривают. Ведущий мастер-класса
несколько раз повторяет фразы о том, что мастер-класс - это вид семейного
отдыха, который помогает отвлечься от забот и открыть в себе творческое
начало, получить наслаждение от создания коллажа. Исследователь повторяет
фразы о том, что работы в стиле коллаж всегда бывают успешными, так как
от
участников
не
требуется
специальная
подготовка
и
умения.
Однако,
оговаривается участие в мастер-классе детей до 5 лет. Дети могут участвовать
в мастер-классе, но при условии безопасного владения ножницами. Дети
старшей
группы
5-6
лет,
должны
уметь
правильно
держать
ножницы
и
действовать ими, сочетать способ вырезания с обертыванием, использовать
приемы
симметричного
вырезания
из
бумаги,
составлять
узоры
из
растительных и геометрических фигур, чередовать их по цвету, форме и
величине.
Для
создания
необходимых
условий,
способствующих
знакомству
людей и настройки на творчество, были использованы приемы драматерапии
Драматерапия всегда связана с групповыми феноменами. Люди обладают
способностью разыгрывать драмы в своем воображении. Подлинная драма
предполагает
межличностное
взаимодействие.
Во
многих
случаях,
переживающие
состояние
растерянности
и
хаоса
оказываются
перед
необходимостью решения одних и тех же проблем, но никак не могут найти
приемлемых способов их решения. Какой бы способ они не использовали он
оказывается
не
эффективным.
Помощь
людям,
оказавшимся
в
таком
положении, сопряжена с большими проблемами. Единственное, что может
действительно помочь, это непосредственный опыт новизны. Как отмечает
М.Элиэйд
( Eliade, 1958,1968) в большинстве мифов хаос связывается с
состоянием
творчества.
Драма,
связанная
с
активизацией
воображения,
позволяет ослабить защиты и сделать возможным выражение тех сторон
личности, которые беспокоят. Перед началом мастер-класса был использован
разогревающий игровой прием, когда всем участникам мастер-класса было
предложено
встать
вдоль
стен,
повернувшись
лицом
к
стене.
Ведущий
мастер-класса предлагает всем участникам подойти к стене максимально
близко, а затем отступить на несколько шагов назад. Ведущий мастер-класса
предлагает участникам сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь
участке
или
предмете
на
стене
и
внимательно
их
рассмотреть.
Затем
участники группы вновь приближаются к стене и продолжают рассматривать
выбранный
каждым
участок
или
предмет.
Им
предлагается
обратить
внимание
на
разницу
восприятия
участка
стены
или
предмета
с
более
отдаленного
и
более
близкого
расстояния.
Между
участниками
группы
проводилось обсуждение, кому из группы этот участок виден лучше всего и
почему. Упражнение носит название - фокусировка, которая направлена на
осознание пространственных отношений друг с другом.
После
включения
в
работу
всех
участников
мастер-класса,
исследователь
ведет
наблюдение
за
парами
мать-ребенок,
а
также
за
поведением
всех
участников
мастер-класса
и
фиксирует
поведенческие
реакции, по 7 параметрам, в специальном листе наблюдения (смотри таблицу
№ 1):
- поведенческих реакций взрослых и детей участников; комментариев
по
поводу
выполнения
задания;
реакций
в
виде
отказа
от
выполнения
задания; оценок, участниками мастер-класса результатов своей деятельности
(показатели самооценки);
-
выбора размера листа бумаги – маленький А4 или большой А3,
участниками мастер-класса, так как размер бумаги в сочетании с цветовой
гаммой может быть показателем сниженного настроения или депрессии.
- контактов в паре между родителем и ребенком: как ребенок реагирует
на обращение к нему родителя, как взрослый контролирует, направляет и
комментирует деятельность ребенка, ответная реакция ребенка на замечания,
предложение помощи и т.д., то есть сложившиеся паттерны поведения в паре
родитель-ребенок;
- готовности участников комментировать свою работу для остальных
участников либо отсутствие желания рефлексии;
-
сферы
межличностных
коммуникаций:
контакты
взрослых
между
собой и детей - участников с другими взрослыми и с детьми, общение детей и
взрослых с организатором мастер-классов;
- навыков владения техникой вырезания и аппликации у детей – как
косвенного
показателя
недостаточной
подготовленности
к
школе,
недоразвитие мелкой моторики, недостаточности произвольного внимания,
возможной задержки психического развития.
По
окончании составления
коллажей
исследователь
предлагает
сфотографироваться
каждому
участнику
с
его
работой,
либо
фотографируется только работа участника, если участник отказывается от
фотографирования.
Организатор
мастер-класса
благодарит
участников
и
предлагает прокомментировать свои работы.
Для каждого из участников
мастер-класса
предоставляется
возможность
презентовать
свой
коллаж,
рассказать о своих чувствах и желаниях. По окончании презентации коллажей
и
рассказывании
своей
истории,
исследователь предлагает
всем
или
отдельным участникам мастер-класса продолжение их участия в цикле х
мастер-классов. По-возможности исследователь рассказывает участникам об
арт-терапии, разновидностью которой является и данный мастер-класс по
созданию семейных коллажей. Возможно, также предложение проведения
индивидуальных
консультаций
в
паре
родитель-ребенок
с
организатором
мастер-класса
либо
с
психологом
по
месту
жительства.
Возможен
проективный
анализ
каждой
работы
коллажа
и
глубинное
интервью
с
участником, для выявлений возможных нарушений или отклонений, которое
выполняется по особому запросу участника. Для всех участников мастер-
класса организатором делается предложение принять участие в продолжении
арт-терапевтических мастер-классах, на которых с помощью коллажа можно
создавать
образ
будущего, как
план действий для достижения цели.
Организатор рекомендует участникам, либо парам ребенок-мама в процессе
совместной
деятельности
которых
были
зафиксированы
некоторые
отклонения, возможно указывающие на семейное неблагополучие,
пройти
индивидуальные консультации у специалистов дефектологов или психологов.
Полученные, в процессе наблюдения за мастер-классом данные, вносятся в
таблицу наблюдения и затем анализируются.
Таблица № 1.
Данные наблюдения за участниками мастер-класса
Н
аблюдаемы
е
Признаки
и
их
числовое
значение
Участники
Мама/ребенок
Лист
Б /М
1/2
Включен
ие
В/Н
3/4
Поддержка
взрослым
Е/Н, ЕЕ
5/6/7
Реакция на
замечания
И / А
8/9
Комме
нтарии
работы
Ж/Н
10/11
Контакты
с другими
Д/Д, О/Д,
О/В, Н
12/13/14/
15
Техни
ка
Аппл
икаци
и
В/Н
16/17
1
1
2
3
4
5
6
7
2
Пояснения к таблице:
1) Лист Б/М – выбор большого или маленького листа для работы,
выбору большого листа присваивается индекс 1, маленького – 2.
2) Включение в работу В/Н
–
В - включается и сосредоточенно
работает,
задает
вопросы
только
по
работе,
наблюдаемое
поведение
кодируется индексом 3.
Н – не включается, не сосредоточен, работа не интересует, постоянно
отвлекается, вопросы не задает, быстро завершает работу и теряет интерес,
наблюдаемому поведению присваивается индекс - 4.
3) Поддержка взрослым: Е – есть, взрослый помогает начать работу,
контролирует ребенка, после того как ребенок включился в работу, взрослый
перестает контролировать, данное поведение регистрируем под индексом 5;
ЕЕ – чрезмерный контроль, навязывание своего выбора, кодируем индексом
6;
Н - взрослый не помогает ребенку, не направляет, все действия ребенок
выполняет
самостоятельно,
наблюдаемый
паттерн
поведения
кодируется
индексом- 7.
4) Реакция на замечания взрослого со стороны ребенка:
И
–
игнорирование,
не
исполнение
замечаний,
данный
паттерн
поведения кодируется индексом - 8;
А – реакция на обращение и замечания в виде агрессии, кодируется
цифрой - 9.
5) Комментарии работы:
Ж
-
Желает
прокомментировать
работу,
рассказывает
о
всех
изображенных
на
коллаже
деталях,
поведенческий
паттерн
кодируется
цифрой 10.
Н – не желает комментировать работу, обозначается цифрой - 11.
6) Контакты с другими участниками и организатором:
Д/Д
–
дети
участники
с
другими
детьми,
паттерн
поведения
обозначается цифрой - 12;
Д/О – дети с организатором, обозначается цифрой - 13;
В/О – взрослые с организатором, кодируется цифрой - 14;
Н – не общается с другими участниками и организатором – 15.
7)
Техника
аппликации,
показатель
для
характеристики
навыка
у
ребенка:
В – владеет техникой вырезания и аппликации, обозначается цифрой –
16.
Н – плохо владеет, не может вырезать по контуру, не может приклеить
детали, кодируется цифрой 17.
Числовое значение, наблюдаемому признаку в каждом столбце таблицы
присваивается
от
наименьшего
к
наибольшему.
Наблюдаемые
паттерны
поведения, закодированные в виде сочетания заглавных букв, расставлены от
положительных
поведенческих
реакций
и
стилей
детско-родительских
взаимоотношений с наименьшим числовым обозначением, до негативных
паттернов, у которых большее численное значение.
В процессе мастер класса наиболее важным с является наблюдение за
детско-родительскими контактами, как важный фактор развития ребенка, по
которым
можно
определить
характерные
для
каждой
семьи
типы
привязанностей..
Типы
привязанностей,
при
наблюдении
описываются
в
протоколе наблюдения как гипо или гиперпротекция, а в таблице № 1 ,
столбик 3 кодируются буквами Н – гипо и ЕЕ - гиперпротекция.
Продукт, полученный в процессе мастер-класса, коллаж на тему «Моя
семья», также представляет диагностический интерес и возможности для
раннего выявления семейного неблагополучия.