Автор: Иосифова Татьяна Сергеевна Должность: учитель английского языка, классный руководитель 11 класса Учебное заведение: СОШ № 13 Населённый пункт: Г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Литературная гостиная "Войной начинается память" Раздел: полное образование
Использование формы литературной гостиной в работе учителя литературы и в воспитательной работе
классного руководителя.
Иосифова Т. С., классный руководитель
Форма
и
содержание
литературной
гостиной
соответствуют главной
национальной идее нашей
страны, которой является
воспитание, развитие, образование наших детей. Важнейшая задача
воспитания – вырастить настоящего Человека – патриота и достойного гражданина своей страны.
Оформление: мультимедийная презентация
Литературная гостиная
«Войной начинается память…»
(К 100-летию К. Симонова)
1
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…
2
Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель
государственного масштаба. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, делегат нескольких съездов
партии, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Активный участник движения борцов за мир.
Член корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый мир», «Литературной
газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как много он сделал в своей жизни.
3
В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат Государственной премии
СССР. А потом – шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская
премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два
ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…
Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную работу. Отметила
его вклад, внесенный в развитие нашего государства.
4
Родился Константин Симонов в Петрограде в 1915 году. «Атмосфера нашего дома, - писал Симонов в
своей автобиографии, и атмосфера военной части, где служил отец? породили во мне привязанность к
армии и вообще ко всему военному, привязанность, соединенную с уважением. Это детское, не вполне
осознанное чувство, как потом оказалось на проверку, вошло в плоть и кровь».
5
Армейские впечатления, накрепко связанные с детством и юностью писателя хорошо подготовили
Симонова к военным испытаниям, которым суждено стать судьбой его поколения.
5 (на фоне видеофрагмента и песни «Священная война»)
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее, накануне победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
6
Война стала для Симонова временем возмужания, временем формирования характера и
мировоззрения, испытанием всех его душевных и нравственных качеств. Война была темой, делом,
школой, судьбой.
7
За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт,
первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин.
8
Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не
бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса,
Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты –
Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец,
поверженная в прах Германия.
9 (на фоне видеоклипа «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).)
«Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» -
не однажды высказывал эту мысль Симонов.
Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой и опасной.
10
Симонов знал войну как никто. Наверное и не было среди военных писателей человека,
превосходившего его объемом этих горьких знаний. Многие пережили больше, многим на фронте
досталось больше, а знал он больше. А потом, уже в послевоенную пору, он пополнял свои и без того
универсальные знания со свойственным ему упорством и трудолюбием.
И писал, писал, писал…
11
Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в
любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и
тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху.
Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались,
мужественного и беззаветно.
12
«Мы влюблялись по Симонову, ссорились по Симонову. По Симонову учились ненавидеть врага и
дружить терпкой, горьковатой, как дымок его неизменной трубки, мужской дружбой…
Пленяло все – музыка стихов, их тематика, настрой…
Пленял сам облик Симонова, овал его смуглого, знакомого лишь по портретам лица, нос с едва
уловимой горбинкой… К тому же он всегда на фронте, всегда там, где жарко, он любит и любим, и
свидетелей его любви миллионы, и любовь у них не такая, как у других…» - вспоминает Борис Панков
командир 88-й гвардейской дивизии, Герой Советского Союза.
13
«Две недели войны были так непохожи, что мне казалось: я и сам уже не такой, каким уезжал 24 июня
из Москвы».
Таково потрясение, пережитое на Могилевской и Смоленской земле. Это все тогда пережили.
14
Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о
самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной
жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое
разрасталось.
(видеофрагмент из к\ф «Живые и мертвые»)
15
«Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту
землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство
острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к
траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в
41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах.
( трое учащихся декламируют «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»)
16
Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м?
Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. «Кто, - писал Борис
Полевой, - в трагические дни, когда приятель приближался к Москве, не декламировал эти стихи?..»
17
В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из
Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».
( учащийся читает отрывок из стихотворения)
18
1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный
корреспондент Евгений Петров.
Симонова потрясла смерть друга – эта простая, горькая, неотвратимая истина войны. Он пишет об
этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие
события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись.
(Учащиеся читают «Неправда, друг не умирает»)
19
Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова, часом большой выверки ее. В эти годы
написаны лучшие его стихи
.20
В 1942 году Симонов пишет стихотворение «Если дорог тебе твой дом», о котором Маршал Советского
Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза:
оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».
(видеофрагмент – Симонов читает стихотворение «Убей его»)
21
Среди всех мужских привязанностей – самая могучая, самая естественная – любовь к женщине.
Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых
о д н у
н а з ы в а е т
« В о й н а » ,
а
д р у г у ю
–
« С
т о б о й
и
б е з
т е б я » .
Это были особые стихи. Это была его, Симонова, судьба.
22
«С тобой и без тебя» - история любви, любви большой, трогательной и трудной Константина Симонова
к актрисе Валентине Серовой. Она вся в стихах: письма не сохранились, а в дневниках о своем личном
Симонов не писал. «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на
разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником
не отправленных писем к любимой мною женщине, скажет поэт. – Это было моей внутренней
потребностью… Но вскоре выяснилось, что люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно
стихи о любви»
(видеофрагмент – песня Лизы из к\ф «Жди меня» в исполнении Валентины Серовой)
23
Симонов писал стихи о любви, и они пользовались огромным успехом у читателей, потому что
человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика – это невидимая, но
крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.
( Учащиеся читают стихотворение «Когда на выжженном плато»)
24
Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила
домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял:
«Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но
произнес мысль миллионов.
Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.
25
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
26
«Прочел и вздрогнул, как от удара током. Поэт словно угадал мысли. Словно у меня самого сложились
слова «Жди меня…». Тогда это были самые главные, самые сокровенные слова. Мои слова. Я так долго
носил их в сердце. И вот нашелся поэт, которые опередил меня и высказал всем мою сокровенную
мысль, мое желание. Но ВТО время эти слова принадлежали не только ему, не только мне, - они были
всеобщей думой, надеждой, мольбой» - так пишет о первом знакомстве с поэзией Симонова литовский
поэт Межелайтис
27
Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во
фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады.
Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с
самыми дорогими реликвиями – люди военного поколения отлично это помнят.
(учащиеся декламируют стихотворение «Жди меня»)
28
Все годы войны Симонов поражал своей работоспособностью. По свидетельству Николая Тихонова,
он писал «в походе, на машине, в блиндаже между двух боев, в ходе случайного ночлега под
обгорелым деревом, занося в блокнот виденное».
29
Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял
«Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел закутавшись в бурку. На
холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил
только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой.
Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По
приезду водитель сигнализировал в санчасть штаба полка.
Недоразумение было выяснено. А мы с вами давайте послушаем, что писал поэт в дороге.
(Фоном звучит аудиозапись мелодии песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К.
Симонова).)
30
Кончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек,
он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.
«По первому зову, по первому ночному звонку из редакции, - писал о нем поэт П. Г. Антокольский, - он
мог сорваться куда угодно – на Крайний Север и на Дальний Восток, в Среднеазиатские республики –
лишь бы своими глазами увидеть заново строящийся мир…»
31
Симонов объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других
странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по
всему миру.
32
И тысячи, и тысячи писем, на которые Симонов считал своим долгом отвечать. Только по поводу
выхода в свет повести «Дни и ночи» Симонов получил тысячу писем. После показа на экранах страны
документальных фильмов «Шел солдат…» и «Солдатские мемуары» Симонов сдал в архив 3014
писем..
33
Когда вышел роман «Живые и мертвые», книга задела миллионы людей. За ней образовалась очередь
в библиотеках, ею восхищались, она порождала порой жаркие споры.
Так было и с двумя другими книгами трилогии.
(Демонстрация видеофрагментов из кинофильма «Живые и мертвые».)
34
Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем
для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот
день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов
записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже
не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него».
И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…
35
Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года.
По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом
выбрался живым, тогда, в июле сорок первого.
36
Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь
ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом.
Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.
37
(на фоне видеофрагмента с песней «Журавли»)
Да, мы живем, не забывая,
Что просто не пришел черед,
Что смерть, как чаша круговая,
Наш стол обходит круглый год.
Не потому тебя прощаю,
Что не умею помнить зла,
А потому, что круговая
Ко мне все ближе вдоль стола.