Автор: Чипсанова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №43"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Релаксация "Волшебная звезда"
Раздел: дошкольное образование
2.
Эту
методику
нам
представила
автор
Яковлева
в
своей
книге
«Психологическая помощь дошкольнику». Книга адресована педагогам, воспитателям, специалистам в
области
детской
психологии
и
педагогики,
а
также
любящим
родителям,
заинтересованным
в
полноценном развитии своего ребенка.
3.
снижение
психоэмоционального
и
мышечного
напряжения,
уровня
тревожности
(агрессивности,
враждебности,
проявления
инфантильных
форм,
таких
как
сосание
пальца), повышенной возбудимости, раздражительности и двигательного беспокойства ребенка.
4.
Основные задачи:
облегчение
перехода
от
бодрствования
детей
ко
сну
и
от
сна
к
бодрствованию;
создание
положительного эмоционального фона у воспитанников и педагогов.
5.
Средства
для
реализации:
спокойную
музыку,
предмет
для
тактильного
воздействия ("волшебная палочка"), тексты психологических установок, комплекс дыхательных и физических
упражнений, декоративные элементы для создания образа "Феи сна". Данные средства могут варьироваться в
зависимости от возраста и особенностей детей.
6.
Реализация методики "Волшебная звезда" предусматривает четыре этапа.
7.
На первом этапе – подготовка ко сну – под спокойную музыку дети раздеваются в
игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. В это время происходит расслабление всех групп
мышц,
что
вызывает
снижение
эмоционального
напряжения
и
приводит
к
успокоению,
восстановлению
дыхания. Первые звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбужденность детей, эти мелодии
оказывают общее успокаивающее воздействие. Слушать эту музыку рекомендуется ежедневно.Подбирается
спокойная мелодия, снимающая напряжение. Музыкальный центр можно поставить в помещении спальни,
чтобы она наполнялась мелодией. Музыку вначале, когда дети еще возбуждены, нужно включить громче, затем
постепенно делать тише.
8.
На втором этапе воспитанников просят лечь на спину и выполнить дыхательные
упражнения
(3–4
цикла)
в
спокойном
темпе.
Регулирует
выполнение
педагог
словами
"вдох-выдох".
Упражнения повторяются 3–5 раз, но без музыкального сопровождения. При их выполнении эффективно
использовать образное представление, т. е. подключать воображение, так хорошо развитое у детей.
Например, можно предложить воспитанникам представить образ желтого шарика, теплого, нежного, приятного
и уютного, находящегося в животе, надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания (С.В. Крюкова, Н.П.
Слободяник). Правильное дыхание – медленное, глубокое, диафрагмальное, при котором легкие заполняются
от самых нижних отделов до верхних – состоит из четырех этапов : Этап 1. Вдох: расслабить мышцы живота,
начать вдох, опустить диафрагму вниз, выдвигая живот вперед; наполнить среднюю часть легких, расширяя
грудную клетку с помощью межреберных мышц; приподнять грудину и ключицу, наполнить воздухом верхушки
легких.
Этап 2. Пауза.
9.
Этап 3. Выдох: приподнять диафрагму вверх и втянуть живот; опустить ребра,
используя группу межреберных мышц; опустить грудину и ключицу, выпуская воздух из верхушек легких.
Этап 4. Пауза.При правильном выполнении:
•
оно успокаивает и способствует концентрации внимания;
•
способствует
со
временем
увеличению
объема
легких,
усилению
газообмена
и
улучшению
кровообращения;
•
активизирует
диафрагму,
в
результате
чего
происходит
интенсивный
массаж
внутренних
органов,
улучшение самочувствия и общее оздоровление (А.В. Семенович, Е.А. Воробьева).
10.
На
третьем
этапе
–
"Волшебный
сон"
–
одновременно
с
музыкальным
сопровождением педагог читает стихотворение, способствующее расслаблению.
Упражнение проводит сказочный персонаж – Фея сна, в роли которой выступает воспитатель группы. Она
приходит к детям с "волшебной палочкой", на конце которой закреплен "пушок". Это может быть что-то
воздушно-мягкое, пушистое и нежное, например мех или пух. Фея сна медленно и спокойно произносит текст.
Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли. Фея сна подходит к каждому
ребенку и поглаживает его своей "волшебной палочкой" по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки).
Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.
После того как Фея сна погладила (несколько раз) каждого ребенка и произнесла слова установки на отдых,
музыка продолжает звучать в течение двух-трех минут.
Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его
состояние непременно передается детям: они спокойнее спят. Педагог участвует в процессе релаксации как
активное действующее лицо, получая от этого удовольствие и положительные эмоции. Гармоничный отдых
снижает
уровень
общей
тревожности
дошкольников.Затрачиваемое
время,
на
выполнение
трех
этапов,
составляет 10–12 мин (время звучания музыки).
Словами установки является стихотворение отрывок из которого я вам сейчас прочту:
Волшебный сон
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-блен-на…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется… (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело… (2 раза)
11.
Четвертый этап – пробуждение детей после дневного сна – начинается со звуков
нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. Сначала звучит только музыка (примерно одну минуту), а затем
педагог обращается к детям
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
12.
.
После того как все воспитанники проснулись, им предлагается, лежа в кровати, опустить
одеяло в ноги и выполнить следующие стимулирующие и активизирующие упражнения (А.В. Семенович, Е.А. Воробьева):
•
сделать 3–5 циклов глубокого дыхания;
13.
• потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и пятки ног от себя;
14.
•
потереть подошву о подошву и ладонь о ладонь, а затем теплыми руками
провести по лицу;
15.
•
подтянуть
колени
к
груди
и
обхватить
их
руками,
а
затем
прокатиться
несколько раз на спине вперед-назад.
Выполнив
все
упражнения,
дети
спокойно
встают
с
кроватей
и
идут
по
массажной
дорожке.
Комплекс
пробуждающей гимнастики сопровождается музыкой. Все это способствует формированию у детей хорошего и
бодрого настроения.
16.
Предложенная методика проста и удобна в использовании, занимает мало
времени. Но проводиться методика "Волшебная звезда" должна ежедневно. Обязательными ее элементами
являются музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесным обращением к каждому
ребенку (элемент аутотренинга). Для достижения хорошего результата содержание сценария не должно
меняться в течение полутора-двух месяцев.
При использовании этой методики у дошкольников наблюдается значительное снижение уровня общей
тревожности снизилась раздражительность, двигательное беспокойство у дошкольников во время засыпания.
Внедрять
данную
методику
целесообразно
с
раннего
дошкольного
возраста.
Тогда
у
детей
будет
вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со
сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду.
17.
18.