Автор: Гюнтер Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Центр развития ребенка-детский сад №55 "Истоки"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Такое разное электричество"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №55 «Истоки»
Алтайский край г.Рубцовск
Конспект
непосредственно
образовательной
деятельности
по
образовательной
области
«
Познание
»
«
Коммуникация
»
в
подготовительной
к
школе
группе
Тема
занятия
: «
Такое
разное
электричество
»
Из опыта работы воспитателя МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида
№55 «Истоки»
Гюнтер Елены Васильевны
Рубцовск
Цель: Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире
Программные задачи:
1.Уточнить и расширить представления детей об электричестве. Уточнить
знания о том, где "живет" опасное электричество и как оно помогает
человеку. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления
статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.
Показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов. Закрепить
правила безопасного использования электроприборов.
2. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с
окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение
наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать
любознательность; вызвать радость от открытий. Воспитывать умение
работать в коллективе.
Материалы к занятию:
1. Игрушка с батарейкой.
2. Карточки к игре "Найди пару". (Ковер - пылесос, швейная машина -
рваное платье, стиральная машина - грязный фартук, торт - миксер, колбаса -
холодильник, волосы - фен, солнце - вентилятор) .
3. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами.
4. Оборудование для опытов:
Опыт 1
Расчески по количеству детей, полоски бумаги.
Опыт 2
Шерстяной платок, шелковый фартук, пластмассовые шарики, линейки,
перышки, пенопласт.
Ход занятия.
1.Психологический настрой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться, доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длиться до вечера!
-Мне нравится, когда человек улыбается, это значит, что у него хорошее
настроение. А что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение?
-Вы сказали, что любите играть, да? Тогда смотрите, что я вам принесла.
(Машинка с пультом управления).
-Попробуем ее включить? (не включается).
-Почему машинка не двигается? Что случилось?
-Вы правы нет батарейки. Сейчас попробуем поставить батарейку.
-Игрушка заработала! Почему?
-Что за сила скрывается в батарейке?
-Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и
она заработала.
-Ребята, а у нас в группе есть электричество?
-Как вы догадались, что оно у нас есть? (В группе есть розетки, выключатели,
провода, лампочки…).
-Что работает с помощью электричества? (Электроприборы).
-А зачем они нам нужны? Что они делают? (Облегчают нам жизнь).
-Докажите это, используя карточки. Подберите к предметам соответствующие
электроприборы.
Игра «Подбери электроприбор».
(пылесос- ковер, кастрюля – плита, стиральная машинка - грязное платье,
торт- миксер, колбаса – холодильник, солнце – вентилятор, волосы - фен).
-А как люди решали свои бытовые нужды, когда не было электричества?
- Мы привыкли к современному утюгу: лёгкому, из пластика. Но раньше
утюги были совсем другими. Существовало очень много приспособлений для
глажения, с которыми мы в повседневной жизни не сталкиваемся, и уже про
них забыли.
Эти утюги работали от горячих углей, которые засыпались внутрь. Удобно
было пользоваться таким утюгом? Почему нет? (Тяжелый, горячий, из него
вылетали искры, которые портили ткань).
-Сейчас хорошо: заложил белье в машинку, насыпал порошок, нажал кнопку
и все – машинка сама стирает, а раньше…
В чем трудности ручной стирки ? (Руки болят, аллергия, спина болит …)
-Да, электроприборы – наши лучшие помощники, без них было бы очень
трудно человеку.
- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут
превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с
электричеством. Оно опасно.
-Скажите, а электричество, при помощи которого работают электроприборы,
опасно?
-В чем же опасность?
"Уголок безопасности» (используя схемы).
- 1) Что означает эта карточка?
(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами) .
2) О чем предупреждает эта схема?
(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы) .
3) О чем говорит эта карточка?
(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы) .
Игра «Покажи - отгадай».
Давайте поиграем. Вы загадываете любую бытовую технику, затем ее
показываете, а Никита должен угадать, что вы загадали.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиры нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос,
Ток энергию принес.
-А вы знаете откуда берется ток?
Слайды:
Ток вырабатывается на электростанциях. Есть гидроэлектростанции.
Это электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию
водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая
плотины и водохранилища.
Ветряная электростанция.
Ветряные электростанции производят электричество за счет энергии
перемещающихся воздушных масс — ветра.
Солнечные электростанции, атомные электростанции.
Но обо всем этом подробнее вы узнаете на у роках физики.
-Это электричество человек научился добывать сам. А есть электричество,
которое природа сама создает. Что это? (Молния)
- Молния – это сильный электрический разряд, который исходит из облака в
направлении другого облака или в направлении земли. Этот разряд без труда
дает начало пожарам, а также является достаточно мощным, чтобы нанести
вред здоровью или даже убить человека.
Управлять молнией невозможно, но можно себя обезопасить, если соблюдать
некоторые правила безопасности:
-во время грозы выключите приборы из розетки
-не разговаривайте по мобильному телефону,
-держитесь подальше от водоемов,
-не прячьтесь под одинокостоящим высоким деревом,
-не катайтесь на велосипеде или самокате.
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду,
само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
Знаете, что это за электричество? Хотите узнать?
- Что происходит с волосами, когда мы расчесываемся? (они электризуются,
становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это доказывает, что в
волосах живет электричество.
Опыт 2
А давайте попробуем предметы сделать волшебными.
Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)
Поднесите расческу к бумаге.
С бумагой что-то происходит? (нет) .
Как заставить бумагу притянутся к расческе?
Что надо сделать, чтобы бумага притянулась к расческе? (потереть ее о
волосы) .
- Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась) .
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая расческа стала? (электрическая,
волшебная) .
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в
волосах) .
- Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 3
- Это игровое электричество живет не только в волосах. Возьмите
пластмассовые шарики. Прикоснитесь к перышкам.
Что вы видите? (лежат спокойно) .
- Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными,
электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи одежды,
которая лежит на столе. А как это сделать? (потереть) Ловите электричество.
- Прикоснитесь шариками к перышкам. Что вы видите? (Предметы
притянулись, прилипли) .
- Какие стали предметы? (Электрическими) .
- Как они стали электрическими?
Вывод: Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное) .
Это электричество появляется при трении двух разных предметов. И
называется – статическое электричество.
Вспомните, как мы его получили?
Мы сегодня на занятии говорили об электричестве. Каким оно может быть?
(опасным и неопасным).
Что на занятии вам понравилось больше всего?
Попробуйте игровое электричество поймать дома.