Автор: Кондратьева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения №19 "Берёзка" - комбинированного вида
Населённый пункт: город Лыткарино, Московской области
Наименование материала: Проект. "Патриотическое воспитание ".
Тема: "Любимый город детства "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 19 «Березка» комбинированного вида
ПРОЕКТ
направление проекта:
«Патриотическое воспитание »
тема:
«Любимый город детства »
Автор проекта: Кондратьева И.А.(воспитатель)
Члены инициативной группы проекта:
Чугина Л.Н. (старший воспитатель)
Толмачева М.И. (музыкальный руководитель)
Широкова Г.В. (учитель-логопед)
Фадюнина Т.В. ( инструктор по физической культуре )
Лыткарино, Московской области
2017 - 2018 год
ПРОЕКТ
«Любимый город детства »
направление проекта:
«Патриотическое воспитание »
Актуальность:
Любовь
маленького
ребенка-дошкольника
к
Родине
начинается
с
отношения
к
самым
близким
людям:
отцу,
матери,
дедушке,
бабушке,
с
любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. И
важно научить видеть красоту того, что его окружает, видеть заботу людей о
своем городе, научить ребенка ценить и сохранять наследие своего народа и
воспитывать желание сделать город еще краше, комфортнее для жизни.
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из
своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в
любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей
или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и
в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано
много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-
разному.
Например,
поэты
сочиняют
стихотворения
о
любимом
городе,
композиторы
пишут
музыку,
художники
рисунок
картины,
тем
самым
прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его
влияние на патриотическое воспитание дошкольников.
Социальная значимость проекта:
Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании
патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и
творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» города
Лыткарино – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая
его окружает, его культурные и исторические центры, улицы, известные
люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания
детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Гражданское
патриотическое
воспитание
сегодня
–
одно
из
важнейших
звеньев системы воспитательной работы.
«Как
у
маленького
деревца,
еле
поднявшегося
над
землей,
заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А.
Сухомлинский).
Нужно признать, что с раннего возраста ребёнку недостаточно прививается
л ю б о в ь
и
у в а же н и е
к Родине.
Телевидение,
компьютер
играют
первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей
занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет
достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном крае, родном
городе. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями,
чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.
Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о
родном городе, воспитание у детей патриотических чувств.
Цель проекта:
Осуществление
комплексного
подхода
к
воспитанию
в
духе
патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного
города,
местным
достопримечательностям,
воспитание
любви
и
привязанности к родному краю.
формирование
интереса
к
коллективной,
игровой,
продуктивной,
творческой деятельности.
Привлечение родителей к изучению данной темы.
Задачи проекта:
Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному
городу,
чувство
патриотизма,
чувство
гордости
быть
гражданином
города Лыткарино.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Лыткарино
Познакомить детей
с
рекой
Москва,
ее
расположением
на
карте,
уникальностью
Расширять
представления
детей
о
достопримечательностях
родного
города
Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и
видах детской деятельности
Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество
Осуществлять
ознакомление
дошкольников
с
историческим,
культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием
родного региона
Провести работу с родителями, по изготовлению выставки рисунков
нашего города Лыткарино
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь
детей, учить свободно мыслить, фантазировать
Тип проекта: долгосрочный (2017 сентябрь - 2018май)
Вид проекта: познавательно – творческий
Ресурсное обеспечение:
Открытки, буклеты, фотографии о родном Лыткарино
Фотографии улиц родного города
Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания,
архитектурные ансамбли, памятники, музеи
Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины»
Художественные произведения и литературные материалы
Книги Лыткиринских писателей и поэтов
Картины и иллюстрации художников города Лыткарино
Дидактические игры
Участники
проекта:
дети
5-6
лет,
воспитатели,
учитель-логопед,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
Интеграция
образовательных
областей: познание,
коммуникация,
художественная литература,
музыка,
социализация,
продуктивная
деятельность,
художественное
творчество,
труд,
безопасность,
здоровье,
физическая культура.
Прогнозируемый результат.
Обогащение
знаний
детей
об
истории
города
и
его
культурных
ценностях;
Повышение
родительской
компетентности
по
представленной
проблеме;
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе;
Разработка
методического
и
дидактического
сопровождения
по
данному разделу.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап — подготовительный, включает в себя:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2.
Определение
предстоящей
деятельности:
Как
нам
найти
ответы
на
вопросы?
3. Планирование совместной взросло - детской деятельности, определение
средств и способов реализации проекта.
1 Этап - Подготовительный
Планирование проекта
Анализ предметно-развивающей среды в группе
Подбор методической литературы по теме
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий
(альбомы
для
рассматривания, дидактические и настольно-печатные
игры)
Подбор литературно-поэтических произведений о городе в книжном
уголке
Подбор репродукций картин, открыток, фотографий с видами
г. ЛЫТКАРИНО
Подбор материала на тему: «Профессии города».
Создание
аудиофонотеки
(подбор
музыкальных
произведений:
классическая музыка, песни о городе)
II этап — основной, включает в себя:
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом и планом
по самообразованию.
2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников (фото-выставки,
рисунки)
3. Пополнение развивающей среды,
4. Показ презентаций,
5. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
2 этап – Реализация проекта:
Проходит
через
непосредственную
образовательную
деятельность,
совместную
деятельность
педагога
и
детей,
самостоятельную, игровую
деятельность, т.е через все виды деятельности в детском саду.
В
образовательной
области «Познание» ,
в
непосредственной
образовательной деятельности мы проводим работу по:
-ознакомлению с историей создания нашего города;
-по ознакомлению с архитектурными памятниками;
-символикой Лыткарино и РФ;
-рассказываем о жизни, творчестве, достижении людей, прославляющих наш
город (писатели, поэты, ученые, героические жители Лыткарино во время
ВОВ);
-ведем
работу
по
воспитанию
толерантных
качеств
к
людям
других
национальностей и культур;
-Проводим экскурсии по городу.
Образовательная область «Коммуникация» включает в себя:
Составление рассказов:
- О достопримечательностях нашего города;
- «Моя воскресная прогулка по городу» (из личного опыта)
- «Мы на экскурсии»
Беседы: -
«Как мы бережем наш город»
«Лыткарино-частичка России»
«Наши родители работают в разных организациях города»
«Улицы, по которым мы ходим»
«Знаменитые лыткаринцы»
Беседа «Боевая слава нашего народа. Лыткаринцы в ВОВ».
Беседа «Лыткарино спортивное».
«Правила культурного поведения в общественных местах»
«Правила культурного поведения в общественном транспорте»
«Как вести себя в музее»
Интервьюирование детей: «За что я люблю свой город?»
«Что такое Родина?»
Разучивание стихов о Лыткарино
Викторина для детей и родителей «Прогулки по городу Лыткарино»
(закрепление полученных знаний и впечатлений).
Продуктивная деятельность (конструирование). Такие темы, как:
- «Строим крепость»
- «Наша улица»
- «Город будущего»
- «Построй по схеме/плану»
- «Макет нашего района» и др.
В образовательной области «Безопасность» мы проводим:
Беседы: «Опасные ситуации в городе»
«Гуляем по городу» (ПДД)
« Безопасная прогулка»
Обсуждаем проблемные ситуации:
- «Я потерялся на улице; в магазине»
- «Если со мной заговорил незнакомый человек»
- «Я нашел какой-то чужой предмет» и т.д.
В образовательной области «Труд» проводятся :
- Наблюдения за трудом взрослых (в магазинах, аптеках, поликлиниках, общ.
транспорте), консультируем родителей, как проводить наблюдение, на что
обратить внимание ребенка; за трудом сотрудников детского сада,
- Беседы: «Чистые улицы города», «Реставраторы лечат здания»
- Трудовые поручения по уборке участка от снега, листьев
- Дидактические игры («Кому что нужно для работы», «Что на фотографии»,
«Что где находится»)
- Изготовление атрибутов к сюжетно-роевым играм
При ознакомлении с художественной литературой по теме могут
использоваться произведения:
В. Степанов «Что мы Родиной зовем…»
В. Степанов «Наш дом»
Стихи лыткаринских поэтов
Игровая деятельность может включать в себя
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»,
- «Мы на экскурсии»,
- «Мы в музее»
Дидактические
игры:
- «Что построил архитектор»
- «Найди лишнее»
- «Волшебный огонек»
- «Сложи квадрат» (на основе игры Никитина)
- «Найди пару»
- «Я – архитектор» (на стили)
- «Кубик задает вопросы»
Настольно-печатные игры:
- Игра – Лото «Прогулка по городу»
- «Пазлы»
- «Домино»
- «Лабиринты»
- Игры по ознакомлению с правилами дорожного движения
Словесные игры:
- «Какой-какая»- нужно подобрать определение к какому-либо объекту.
Сначала с опорой на иллюстрацию, фотографию, затем без неё.
- «Назови»- ведущий бросает мяч, тот, кто ловит, подбирает прилагательное:
Улица – какая?...(широкая, длинная…..)
Дом - какой?...(большой, красивый….) и т.д.
- «Угадай, что за здание/памятник» - по типу игры «Угадай мелодию»
Художественное творчество
Рисование: «Наша улица», «Что мы видели в музее?»
Аппликация: коллаж «Мой город»
Лепка: фонтан в парке города
Проведение конкурса рисунков «Дом, в котором я живу» (совместно с
родителями). Рассказы детей о нарисованном
Оформление альбомов:
«Город Лыткарино»
«Моя семья»
«Наш любимый детский сад»
Образовательная область «Здоровье» может быть реализована в
Непосредственной Образовательной деятельности, которая сопровождается:
- Пальчиковой гимнастикой
- Гимнастикой для глаз
- Беседами о здоровом образе жизни
- Созданием альбомов «Что нужно, чтобы расти здоровым?»,
«Какие опасности подстерегают наше здоровье» и т.д.
ОО «Физическая культура» реализуется через динамические паузы,
спортивно-музыкальные развлечения, спартакиады.
подвижные игры:
- «Море волнуется раз…» и др.
Участие в городской спартакиаде «Лыткарино спортивное»
III этап — итоговый, включает в себя:
1. Обсуждение результатов
2. Экскурсия в краеведческий музей.
3.
этап – итог проекта
В ходе работы над проектом были созданы:
- Альбом «Мой город» (фото, рисунки, рассказы детей о
достопримечательностях города
- Альбом «Любимые места моего города» (фото и рассказы детей о
прогулках по городу с родителями)
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей
«Новогодние украшения»
- Выставка творческих совместных работ детей и родителей «Подарок
любимому городу»
- Выставка творческих работ «Город моей мечты» (Рисование в разных
техниках, аппликация, коллажи и т.д.)
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях дошкольного
учреждения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его
реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о
городе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и
взрослым.