Автор: Миронова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения №19 "Берёзка" - комбинированного вида
Населённый пункт: город Лыткарино, Московской области
Наименование материала: Проект. "Здоровый образ жизни в ДОУ и семье".
Тема: "Шаг к здоровью"
Раздел: дошкольное образование
«Шаг к здоровью»
ПРОЕКТ
Автор проекта – Миронова Людмила Владимировна, воспитатель МДОУ № 19
«Березка», г.Лыткарино, Московской области
Актуальность:
«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой
старости!» - так гласит народная мудрость.
В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью.
Свыше чем у 50% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии
здоровья.
Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день остается проблема
сохранения и укрепления здоровья детей. Необходимо помочь подрастающему
ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь.
Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи.
Общепризнано,
что
фундамент
здоровья
ребенка
закладывается
в
дошкольном
детстве и семье.
Организм ребенка дошкольного возраста быстро растет и развивается, в то же
время, сопротивляемость неблагоприятным влиянием среды еще низка, ребенок
легко заболевает.
В том же возрасте формируются основные движения, осанка, приобретают базовые
физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен
здоровый образ жизни.
Качественно
организованный
двигательный
режим
положительно
влияет
на
жизнедеятельность, в частности на эмоциональную сферу и настроение ребенка.
Для реализации данного направления был разработан проект «Шаг к здоровью»
для работы с детьми 5-7 лет.
Проектная деятельность – это такая форма активного отдыха детей, когда все виды
занятий
проводятся
в
игровой
форме,
режим
дня
наполнен
разными
играми,
упражнениями, развлечениями, пребыванием детей на свежем воздухе и т.д..
Цель проекта:
- организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно
обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало
ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и
повышения его уровня;
- совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование
мотивации к здоровому образу жизни;
-
организовывать
физкультурно
–
оздоровительную
работу
с
детьми
и
родителями;
-
повышать
функциональные
и
адаптационные
возможности
организма,
умственную и физическую работоспособность;
-
повышать
двигательную
активность
посредством
утренней
гимнастики,
динамических пауз, релаксации, спортивными мероприятиями (соревнованиями,
досугами), подвижными играми, мини – футболом, хоккеем на траве и т.д.;
Задачи проекта:
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников
являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в
соответствии
с
его
индивидуальными
особенностями,
развитие
физических
качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия;
- прививание интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
- организация совместных культурно- досуговых мероприятий (педагоги, дети,
родители);
-
повышать
педагогическую
компетентность
родителей по
вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
Успешное
решение
поставленных
задач
возможно
только
при
условии
комплексного использования всех средств физического воспитания.
Тип проекта долгосрочный (2016 сентябрь - 2018 май)
Вид проекта познавательно – практический
Участники проекта дети 5-7 лет, воспитатели, инструктор по физической
культуре, музыкальный руководитель, родители.
Ожидаемые результат:
Снижение уровня заболеваемости.
Повышение уровня физической подготовленности.
Сформированность
осознанной
потребности
в
ведении
здорового
образа
жизни и навыков гигиенической культуры.
Повышение
эмоционального,
психологического,
физического
благополучия у детей.
Овладение
детьми
навыками
самопомощи
в
соответствующих
ситуациях.
Создание
предметно-пространственной
развивающей
среды
для
организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.
Методы реализации проекта:
1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь и т.д.).
2.
Словесные
(объяснение,
описание,
поощрение,
убеждение,
чтение
художественной
и
познавательной
литературы,
использование
скороговорок,
пословиц , поговорок и т.д.).
3.
Практические
(самостоятельное
и
совместное
выполнение
упражнений,
самомассажей, творческая продуктивная работа и т.д.).
4. Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций).
Формы реализации проекта:
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные
игры, дидактические и пальчиковые игры.
Двигательная
деятельность:
Подвижные
и
спортивные
игры,
гимнастики
утренняя, бодрящая, пальчиковая, артикуляционная, зрительная, психогимнастика,
физкультминутки, физкультурные занятия.
Коммуникативная
деятельность:
Беседа,
ситуативные
задачи,
общения
на
определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, составление
рассказов из личного опыта.
Трудовая деятельность: Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом
взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Познавательно-исследовательская деятельность: Наблюдение,
экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций;
Продуктивная деятельность: Рисование, лепка, аппликация;
Художественная литература: Чтение стихов, загадок, поговорок и рассказов о
здоровом образе жизни, выставка в книжном уголке;
Работа с родителями: Консультации, беседы, практикумы, тренинги, спортивные
развлечения, экскурсии.
Инновационные образовательные технологии:
• Здоровье сберегающие технологии;
• Игровые технологии;
• Использование нестандартного оборудования.
Этапы реализации проекта:
• I этап – подготовительный
Выявление представлений детей о здоровье.
Изучение
современных
здоровьесберегающих
технологий,
их
основное
содержание, принципы и направление;
Постановка проблемы, определение цели и задач работы.
Активизировать
интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
Подбор информационно – методического обеспечения проекта, дидактических
игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
Разработка методики применения здоровьесберегающих технологий с учетом
возраста детей. Составление плана мероприятий по реализации проекта.
Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми
( консультация для родителей о целях и задачах проекта).
Разработка системы взаимодействия с педагогами и родителями по вопросам
оздоровления детей.
Изготовление нетрадиционного спортивного инвентаря и оборудования.
Приобретение ворот и мячей для игры в футбол, клюшек для игры в хоккей на
траве.
Разучивание подвижных игр и упражнений с элементами хоккея и футбола.
• II этап – основной
Реализация проекта.
Выступление
на
ресурсном
центре,
в
г.Лыткарино,
на
базе
МДОУ
№19
«Березка»
- мастер – класс « Изготовление нетрадиционного оборудования для занятий по
физкультуре».
Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
Организация работы с детьми.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
-утренняя гимнастика;
-физкультура
-прогулки.
-индивидуальная работа по физическому развитию.
Оздоровительно-профилактические мероприятия:
-бодрящая гимнастика;
-пальчиковые игры;
-зрительная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-закаливающие процедуры;
-корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и осанки;
-самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;
-упражнения на дыхание;
- использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы
Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
-воздушные ванны
-прогулки на воздухе
-босоножье (после дневного сна)
-обширное умывание /элементы/
-игры с водой
- игры в мини – футбол и хоккей на траве
Совместные мероприятия с родителями
- участие в спортивных мероприятиях города «День физкультурника»
- дни открытых дверей для родителей с показом мероприятий « Мы – юные
спортсмены», « Путешествие в страну вежливости»,
« На поиски сокровищ»,
«Школа молодого бойца», КВН « Моя мамочка самая лучшая» и др..
- спортивные досуги
- спортивно – музыкальные досуги
- спортивная олимпиада
- летняя спортивная спартакиада
-
мастер
–
классы
для
родителей
и
педагогов,
по
изготовлению
нетрадиционного оборудования для спортивных упражнений
Спортивный кружок «Спортивные ребята»
- эстафеты
- спортивные соревнования между участниками кружка и детьми группы такого
же возраста
- открытые мероприятия для родителей
Посещение детей секций города
- фигурное катание
- борьба
- футбол и хоккей
• III этап – заключительный.
- Праздник спорта и здоровья
Оценка результатов и отчетность.
Основными
эффективными
результатами
тематического
проекта
по
формированию ЗОЖ у дошкольников «Шаг к здоровью» являются:
• Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости;
• Сформированность ценностного отношения к своему здоровью, потребности
заботится о нем и о здоровье окружающих;
• Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт,
закаливание, сон, прививки);
•
Эффективное
взаимодействие
с
родителями,
направленное
повышение
педагогической
компетентности
в
вопросах
формирования
привычек
культуры
здоровья.
Таким
образом,
практика
доказывает,
что
если
правильно
организовать
предметно-пространственную
развивающую
среду,
учитывая
возрастные
особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая
работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению
здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает
полезные привычки и навыки здорового образа жизни.