Автор: Биличенко Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Котлубанская СШ"
Населённый пункт: село Котлубань, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология педагогических мастерских"
Раздел: начальное образование
Технология педагогических мастерских
На
уроках
чтения
я
использую
«Технологию
педагогических
мастерских»,
в
которой создаётся атмосфера творчества в общении. Эта технология позволяет
реализовывать личностно-ориентированную модель обучения. Основные идеи:
обращение
к
личности
ребёнка,
свободный
творческий
поиск
и
выбор
пути
познания,
интегрированная
организация
познавательного
процесса
через
реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.
Технология включает семь этапов, каждый из которых решает определённые
задачи и логически связан с последующим этапом.
Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств
ученика. Учитель предлагает детям записать слова по определённой теме или
ситуации. Каждый ученик должен включиться в работу на уровне его знаний и
умений.
Второй
этап -
самоконструкция: индивидуальное создание решения, текста,
рисунка. Учитель просит записать всё, что дети знают по данной теме.
Третий
этап
–
социоконструкция:
работа
учащихся
в
парах
по
построению
определённых
ранее
элементов.
Учитель
организует
работу
в
парах:
просит
поменяться тетрадями, обсудить, что получилось.
Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе: поделиться и
обсудить
полученные
результаты,
прийти
к
общему
мнению,
подготовить
выступление от группы.
Пятый этап – афиширование:
предъявление коллективных работ учеников в
классе (рисунков, текстов, схем) и обсуждение полученных результатов. Учитель
даёт
необходимые
пояснения
по
ходу
представления
группами
результатов
заданий.
Шестой этап -
разрыв: внутреннее осознание учениками неполноты своего
прежнего
знания
новому
знанию.
Учитель
фиксирует
внимание
учеников
на
возникших противоречиях. Участники мастерской выдвигают свои гипотезы по их
разрешению,
затем
работают
с
предложенными
источниками
информации,
которые позволяют найти оптимальный вариант решения
проблемы, закрепляют и применяют полученные знания.
Седьмой этап – рефлексия:
учитель инициирует и активизирует рефлексию
учащихся
по
поводу
индивидуальной
и
совместной
деятельности
на
содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.
На
уроках
литературного
чтения
представленная
технология
предоставляет
учащимся средства, позволяющие им личностно развиваться, осознавать себя и
понимать других людей, решать творческие задачи.
Представляю пример использования данной технологии на уроке литературного
чтения в 4 классе.
Тема урока: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Класс: 4
Цели: продолжать изучение творчества Л.Н. Толстого через знакомство с басней,
создать у детей литературно-художественный образ главного героя произведения,
развивать творческое воображение, умение делать выводы, пробуждать добрые
чувства,
способствовать
личностному
развитию
детей
через
критическое
отношение к героям произведения, развивать умения работать в группе.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Ход урока
Технологический этап
Содержание этапа
1 этап
индукция
Цель: включение чувств
ученика, создание
личностного отношения
к предмету обсуждения
2 этап
Самоконструкция
Цель: актуализировать
знания детей на
индивидуальном уровне
3 этап
Социоконструкция
Цель: организовать
работу в паре,
личностная
заинтересованность
ученика в изучении
темы
4 этап
Социализация
Цель: организовать
работу ученика в группе
5 этап
Афиширование
Цель: помочь в
организации обсуждения
Учитель: Мы продолжаем знакомиться с миром
классической литературы. Писатели учат нас отличать
плохого человека от хорошего, наделяя своих героев
положительными и отрицательными качествами. Как,
по-вашему, можно отличать хорошего человека от
плохого?
Ученики: высказывают свои мнения
Учитель просит записать в тетрадь по одному
положительному и отрицательному качеству
Индивидуальная работа детей.
Учитель предлагает вспомнить произведения авторов,
в которых показаны эти качества, используя игру
«Найди пару»
П.П.Ершов «Детство»
А.С. Пушкин «Ашик-Кериб»
М.Ю. Лермонтов «Детство»
Л.Н. Толстой «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»
Дети в группе записывают отрицательные и
положительные качества из данных произведений
Дети вспоминают правила работы в группе.
Дополняют качества, которые считают важными,
готовят выступающего от группы.
Ученики от каждой группы дополняют таблицу
качествами литературных героев, обосновывая свой
выбор.
полученных в ходе
групповой работы
результатов
6 этап
Разрыв
Цель: фиксировать
внимание детей на
возникновении
познавательных
противоречий,
направить учащихся на
самостоятельное
разрешение
противоречий.
7 этап
Рефлексия
Цель: инициирует и
активизирует рефлексию
учащихся по поводу
индивидуальной и
совместной
деятельности на
коммуникативном,
содержательном и
эмоциональном уровне
В результате общих усилий на доске следующая
запись:
Честность жадность
Доброта зависть
Верность злость
Нежность грубость
Терпеливость трусость
Учитель просит открыть девиз урока, но ученики не
готовы это сделать.
Учитель предлагает прочесть название литературного
произведения и сразу записать качества героев басни.
Но ученики предлагают сначала познакомиться с
содержанием.
Затем ученики обсуждают басню.
Учитель возвращается к вопросам, а дети предлагают
свои догадки. В итоге все приходят к выводу, что
автор наделил героя басни такими качествами как ум,
смекалка и записывают их в соответствующую
колонку.
Учитель предлагает выбрать девиз урока.
У каждой группы карточки с пословицами:
1. В умелых руках дело огнём горит
2. Где ум – там и толк
3. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.
Каждая группа объясняет свой выбор.
Учитель предлагает разбить текст на роли и
инсценировать басню.
Учащиеся готовятся и показывают свою работу.
Высказывания детей по поводу выступлений
Учитель проводит беседу.
Какие новые качества людей вы узнали?
К каким героям изученных произведений можно
применить данное качество?
Подчеркните красным цветом то качество, каким
хотел бы обладать в жизни, а синим – от которого
хотел бы избавиться.
Чем понравился урок?
Как оценивают свою работу на уроке?