Напоминание

"Технология педагогических мастерских"


Автор: Биличенко Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Котлубанская СШ"
Населённый пункт: село Котлубань, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология педагогических мастерских"
Раздел: начальное образование





Назад




Технология педагогических мастерских

На

уроках

чтения

я

использую

«Технологию

педагогических

мастерских»,

в

которой создаётся атмосфера творчества в общении. Эта технология позволяет

реализовывать личностно-ориентированную модель обучения. Основные идеи:

обращение

к

личности

ребёнка,

свободный

творческий

поиск

и

выбор

пути

познания,

интегрированная

организация

познавательного

процесса

через

реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

Технология включает семь этапов, каждый из которых решает определённые

задачи и логически связан с последующим этапом.

Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств

ученика. Учитель предлагает детям записать слова по определённой теме или

ситуации. Каждый ученик должен включиться в работу на уровне его знаний и

умений.

Второй

этап -

самоконструкция: индивидуальное создание решения, текста,

рисунка. Учитель просит записать всё, что дети знают по данной теме.

Третий

этап

социоконструкция:

работа

учащихся

в

парах

по

построению

определённых

ранее

элементов.

Учитель

организует

работу

в

парах:

просит

поменяться тетрадями, обсудить, что получилось.

Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе: поделиться и

обсудить

полученные

результаты,

прийти

к

общему

мнению,

подготовить

выступление от группы.

Пятый этап – афиширование:

предъявление коллективных работ учеников в

классе (рисунков, текстов, схем) и обсуждение полученных результатов. Учитель

даёт

необходимые

пояснения

по

ходу

представления

группами

результатов

заданий.

Шестой этап -

разрыв: внутреннее осознание учениками неполноты своего

прежнего

знания

новому

знанию.

Учитель

фиксирует

внимание

учеников

на

возникших противоречиях. Участники мастерской выдвигают свои гипотезы по их

разрешению,

затем

работают

с

предложенными

источниками

информации,

которые позволяют найти оптимальный вариант решения

проблемы, закрепляют и применяют полученные знания.

Седьмой этап – рефлексия:

учитель инициирует и активизирует рефлексию

учащихся

по

поводу

индивидуальной

и

совместной

деятельности

на

содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

На

уроках

литературного

чтения

представленная

технология

предоставляет

учащимся средства, позволяющие им личностно развиваться, осознавать себя и

понимать других людей, решать творческие задачи.

Представляю пример использования данной технологии на уроке литературного

чтения в 4 классе.

Тема урока: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Класс: 4

Цели: продолжать изучение творчества Л.Н. Толстого через знакомство с басней,

создать у детей литературно-художественный образ главного героя произведения,

развивать творческое воображение, умение делать выводы, пробуждать добрые

чувства,

способствовать

личностному

развитию

детей

через

критическое

отношение к героям произведения, развивать умения работать в группе.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая

Ход урока

Технологический этап

Содержание этапа

1 этап

индукция

Цель: включение чувств

ученика, создание

личностного отношения

к предмету обсуждения

2 этап

Самоконструкция

Цель: актуализировать

знания детей на

индивидуальном уровне

3 этап

Социоконструкция

Цель: организовать

работу в паре,

личностная

заинтересованность

ученика в изучении

темы

4 этап

Социализация

Цель: организовать

работу ученика в группе

5 этап

Афиширование

Цель: помочь в

организации обсуждения

Учитель: Мы продолжаем знакомиться с миром

классической литературы. Писатели учат нас отличать

плохого человека от хорошего, наделяя своих героев

положительными и отрицательными качествами. Как,

по-вашему, можно отличать хорошего человека от

плохого?

Ученики: высказывают свои мнения

Учитель просит записать в тетрадь по одному

положительному и отрицательному качеству

Индивидуальная работа детей.

Учитель предлагает вспомнить произведения авторов,

в которых показаны эти качества, используя игру

«Найди пару»

П.П.Ершов «Детство»

А.С. Пушкин «Ашик-Кериб»

М.Ю. Лермонтов «Детство»

Л.Н. Толстой «Сказка о мёртвой

царевне и семи богатырях»

Дети в группе записывают отрицательные и

положительные качества из данных произведений

Дети вспоминают правила работы в группе.

Дополняют качества, которые считают важными,

готовят выступающего от группы.

Ученики от каждой группы дополняют таблицу

качествами литературных героев, обосновывая свой

выбор.

полученных в ходе

групповой работы

результатов

6 этап

Разрыв

Цель: фиксировать

внимание детей на

возникновении

познавательных

противоречий,

направить учащихся на

самостоятельное

разрешение

противоречий.

7 этап

Рефлексия

Цель: инициирует и

активизирует рефлексию

учащихся по поводу

индивидуальной и

совместной

деятельности на

коммуникативном,

содержательном и

эмоциональном уровне

В результате общих усилий на доске следующая

запись:

Честность жадность

Доброта зависть

Верность злость

Нежность грубость

Терпеливость трусость

Учитель просит открыть девиз урока, но ученики не

готовы это сделать.

Учитель предлагает прочесть название литературного

произведения и сразу записать качества героев басни.

Но ученики предлагают сначала познакомиться с

содержанием.

Затем ученики обсуждают басню.

Учитель возвращается к вопросам, а дети предлагают

свои догадки. В итоге все приходят к выводу, что

автор наделил героя басни такими качествами как ум,

смекалка и записывают их в соответствующую

колонку.

Учитель предлагает выбрать девиз урока.

У каждой группы карточки с пословицами:

1. В умелых руках дело огнём горит

2. Где ум – там и толк

3. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

Каждая группа объясняет свой выбор.

Учитель предлагает разбить текст на роли и

инсценировать басню.

Учащиеся готовятся и показывают свою работу.

Высказывания детей по поводу выступлений

Учитель проводит беседу.

Какие новые качества людей вы узнали?

К каким героям изученных произведений можно

применить данное качество?

Подчеркните красным цветом то качество, каким

хотел бы обладать в жизни, а синим – от которого

хотел бы избавиться.

Чем понравился урок?

Как оценивают свою работу на уроке?



В раздел образования