Напоминание

"Воспитательная работа мастера производственного обучения, как основополагающий фактор снижения уровня правонарушений среди студентов СПО."


Автор: Грядобитова Елена Ивановна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОБПОУ Курский государственный техникум технологий и сервиса
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательная работа мастера производственного обучения, как основополагающий фактор снижения уровня правонарушений среди студентов СПО."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Воспитательная работа мастера производственного обучения, как

основополагающий фактор снижения уровня правонарушений среди

студентов СПО.

Проблема

помощи

подросткам

с

отклонениями

в

поведении

в

настоящее время обозначена особенно остро (агрессия, хамство и цинизм).

С егодня

каждо е

одиннадцато е

пре ступление

с о в е р ш а е т

несовершеннолетний. К сожалению, факторов, которые негативно влияют на

развитие и поведение подростков, как внешних, так и внутренних, очень

много. В связи с этим важнейшей целью работы мастера производственного

обучения

является

профилактика,

а

также

оказание

своевременной

и

квалифицированной помощи обучающимся и их семьям, которые попали в

сложные социальные, семейные, педагогические ситуации.

В начале каждого учебного года мастер производственного обучения

ставит перед собой следующие задачи:

- создание условий, способствующих социальной адаптации учащихся;

- оказание помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

- формирование у обучающегося позитивного отношения к обществу,

учебе, людям, самому себе, труду и общественным законам и нормам;

- оказание семьям обучающихся квалифицированной педагогической

помощи в воспитании подростка.

Работа

мастера

производственного

обучения

по

профилактике

правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и правовому

воспитанию носит систематический характер. Работа ведется в соответствии

с планом воспитательной работы по следующим направлениям: работа с

родителями,

профилактическая

работа,

организация

внеурочной

деятельности, организация каникул, правовое обучение, работа с трудными

обучающимися.

В

начале

каждого

учебного

года

проводится

паспортизация

семей,

выявляются

трудные

подростки

и

подросты,

склонные

к

совершению

правонарушений, создаётся банк данных обучающихся, которые оказались в

тяжелой

жизненной

ситуации,

и

семей,

которые

находятся

в

социально-

опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Мастер п/о

совместно

с

социальным

педагогом

посещает

дома,

составляет

акты

посещения.

Ликвидация

пробелов

в

знаниях

учащихся –

важный

компонент

в

системе

ранней

профилактики

антисоцильного

поведения.

Ежедневный

контроль успеваемости мастера производственного обучения группы, а также

информирование родителей позволяют вовремя принять соответствующие

меры по ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной

работы

с

такими

обучающимися.

Мастер

производственного

обучения

должен осуществлять строгий контроль за подготовкой студентов к учебным

занятиям:

обучающиеся

должны

знать:

в

любой

момент

куратор

может

проверить наличие письменных принадлежностей, выполнение домашнего

задания и ведение тетрадей. Уроки других преподавателей у студентов своей

группы

т акже

должны

по с ещаться

куратором

или

м а с т е р ом

производственного обучения с проведением последующего анализа работы

на уроке и поведения учащихся.

Борьба

с

пропусками занятий

-

второе

важнейшее

звено

в

воспитательной

работе,

обеспечивающее

успешную

профилактику

правонарушений среди студентов техникума. Мастера ведут ежедневный

контроль посещаемости занятий, ежемесячный учет пропусков обучающихся

по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий

студентами выясняет у родителей или опекунов причину отсутствия. Студент

должен

знать,

что

вопрос

посещаемости

находится

на

постоянном

и

серьёзном контроле у мастера производственного обчения, что-либо скрыть

от которого, просто невозможно, что между родителями и мастером налажен

тесный

контакт,

и

всё

тайное

рано

или

поздно

станет

явным.

Мастер

производственного обучения должен стать главной ключевой фигурой для

обучающегося, авторитетом, важным помощником и советчиком.

Организация досуга учащихся - широкое вовлечение обучающихся в

занятия

спортом,

художественное

творчество,

работу

объединений.

Мастерами

принимаются

меры

по

привлечению

в

спортивные

секции,

объединения

широкого

круга.

Организация

предметных

и

спортивных

олимпиад,

посещение

выставок,

привлечение

к

ним

детей

не

только

в

качестве участников, но и в качестве болельщиков, зрителей, организаторов,

помогает удовлетворить потребность учащихся в общении, организует их

активность

в

техникуме,

значительно

ограничивая

риск

мотивации

на

антисоциальное поведение.

В

решении

проблем

предупреждения

правонарушений

среди

н е с о в е р ш е н н о л е т н и х

э ф ф е к т и в н ы

п р о в о д и м ы е

в

у ч е б н ы х

заведениях мероприятия посвященные профилактике правонарушений. В их

организации участвуют не только кураторы, но правоохранительные органы,

представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам

несовершеннолетних,

работники

медицинских

учреждений,

психолог,

заместитель директора по воспитательной работе техникума. Роль мастера

производственного

обучения

заключается

в

направлении

дискуссии

и

подведении итогов, предоставив максимальную возможность подростковой

активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих

мнений.

Такие

занятия

развивают

активность,

формирование

активной

гражданской позиции.

Работа

по

выявлению

обучающихся

и

их

семей,

находящихся

в

социально-опасном

положении,

строится

планово.

При

выявлении

негативных

фактов

к

мастера

производственного

обучения

информируют

Совет профилактики техникума. Кураторы или мастера производственного

обучения

знакомятся

с

жилищными

условиями

учащихся,

выясняют

положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями, в домашней

обстановке

проводят

беседы

с

родителями,

взрослыми

членами

семьи,

составляют

акты

обследования

жилищных

условий.

Важными

направлениями

в

этой

работе

являются:

разъяснение

родителям

основ

межличностных

отношений,

формирование

у

родителей

правильного

отношения к чувству самоценности ребенка, установление доверительных

отношений

между

родителями

и

педагогом,

формирование

у

родителей

чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Одним из важнейших направлений профилактической деятельности в

техникуме

является

выявление,

постановка

на

внутренний

контроль

техникума

учащихся

с

девиантным

поведением

и

разработка

для

них

индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Мастера п/о в

работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической

службы

техникума

социальным

педагогом,

педагогом-психологом

и

Советом профилактики.

Работа

с

личностью

отдельного

обучающегося

предполагает

также

знание мастером производственного обучения уровня воспитанности всей

учебной

группы,

так

как

личность

ярче

всего

проявляется

в

общей

деятельности

и

в

коллективных

взаимоотношениях.

Мастерами

производственного

обучения

техникума

проводится

диагностика

уровня

воспитанности обучающихся. Составляется социальный паспорт группы. На

основе установленного уровня воспитанности студентов мастер проектирует

развитие

ценностной

ориентации,

личностных

свойств

и

качеств,

разрабатывает план воспитательной работы группы.

Список использованной литературы

1 . Рожков М.И. « Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС,

ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001 г.

2. Степанов В.Г., « Психология трудных школьников», учебное пособие

для студентов, Москва, 2001 г.

3.

Тихомирова

Н.К.

«

Работа

с

трудными

детьми»,

методические

рекомендации для учителя, Москва, 1996 г.



В раздел образования