Автор: Грядобитова Елена Ивановна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОБПОУ Курский государственный техникум технологий и сервиса
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательная работа мастера производственного обучения, как основополагающий фактор снижения уровня правонарушений среди студентов СПО."
Раздел: среднее профессиональное
Воспитательная работа мастера производственного обучения, как
основополагающий фактор снижения уровня правонарушений среди
студентов СПО.
Проблема
помощи
подросткам
с
отклонениями
в
поведении
в
настоящее время обозначена особенно остро (агрессия, хамство и цинизм).
С егодня
каждо е
одиннадцато е
пре ступление
с о в е р ш а е т
несовершеннолетний. К сожалению, факторов, которые негативно влияют на
развитие и поведение подростков, как внешних, так и внутренних, очень
много. В связи с этим важнейшей целью работы мастера производственного
обучения
является
профилактика,
а
также
оказание
своевременной
и
квалифицированной помощи обучающимся и их семьям, которые попали в
сложные социальные, семейные, педагогические ситуации.
В начале каждого учебного года мастер производственного обучения
ставит перед собой следующие задачи:
- создание условий, способствующих социальной адаптации учащихся;
- оказание помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
- формирование у обучающегося позитивного отношения к обществу,
учебе, людям, самому себе, труду и общественным законам и нормам;
- оказание семьям обучающихся квалифицированной педагогической
помощи в воспитании подростка.
Работа
мастера
производственного
обучения
по
профилактике
правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и правовому
воспитанию носит систематический характер. Работа ведется в соответствии
с планом воспитательной работы по следующим направлениям: работа с
родителями,
профилактическая
работа,
организация
внеурочной
деятельности, организация каникул, правовое обучение, работа с трудными
обучающимися.
В
начале
каждого
учебного
года
проводится
паспортизация
семей,
выявляются
трудные
подростки
и
подросты,
склонные
к
совершению
правонарушений, создаётся банк данных обучающихся, которые оказались в
тяжелой
жизненной
ситуации,
и
семей,
которые
находятся
в
социально-
опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Мастер п/о
совместно
с
социальным
педагогом
посещает
дома,
составляет
акты
посещения.
Ликвидация
пробелов
в
знаниях
учащихся –
важный
компонент
в
системе
ранней
профилактики
антисоцильного
поведения.
Ежедневный
контроль успеваемости мастера производственного обучения группы, а также
информирование родителей позволяют вовремя принять соответствующие
меры по ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной
работы
с
такими
обучающимися.
Мастер
производственного
обучения
должен осуществлять строгий контроль за подготовкой студентов к учебным
занятиям:
обучающиеся
должны
знать:
в
любой
момент
куратор
может
проверить наличие письменных принадлежностей, выполнение домашнего
задания и ведение тетрадей. Уроки других преподавателей у студентов своей
группы
т акже
должны
по с ещаться
куратором
или
м а с т е р ом
производственного обучения с проведением последующего анализа работы
на уроке и поведения учащихся.
Борьба
с
пропусками занятий
-
второе
важнейшее
звено
в
воспитательной
работе,
обеспечивающее
успешную
профилактику
правонарушений среди студентов техникума. Мастера ведут ежедневный
контроль посещаемости занятий, ежемесячный учет пропусков обучающихся
по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий
студентами выясняет у родителей или опекунов причину отсутствия. Студент
должен
знать,
что
вопрос
посещаемости
находится
на
постоянном
и
серьёзном контроле у мастера производственного обчения, что-либо скрыть
от которого, просто невозможно, что между родителями и мастером налажен
тесный
контакт,
и
всё
тайное
рано
или
поздно
станет
явным.
Мастер
производственного обучения должен стать главной ключевой фигурой для
обучающегося, авторитетом, важным помощником и советчиком.
Организация досуга учащихся - широкое вовлечение обучающихся в
занятия
спортом,
художественное
творчество,
работу
объединений.
Мастерами
принимаются
меры
по
привлечению
в
спортивные
секции,
объединения
широкого
круга.
Организация
предметных
и
спортивных
олимпиад,
посещение
выставок,
привлечение
к
ним
детей
не
только
в
качестве участников, но и в качестве болельщиков, зрителей, организаторов,
помогает удовлетворить потребность учащихся в общении, организует их
активность
в
техникуме,
значительно
ограничивая
риск
мотивации
на
антисоциальное поведение.
В
решении
проблем
предупреждения
правонарушений
среди
н е с о в е р ш е н н о л е т н и х
э ф ф е к т и в н ы
п р о в о д и м ы е
в
у ч е б н ы х
заведениях мероприятия посвященные профилактике правонарушений. В их
организации участвуют не только кураторы, но правоохранительные органы,
представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам
несовершеннолетних,
работники
медицинских
учреждений,
психолог,
заместитель директора по воспитательной работе техникума. Роль мастера
производственного
обучения
заключается
в
направлении
дискуссии
и
подведении итогов, предоставив максимальную возможность подростковой
активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих
мнений.
Такие
занятия
развивают
активность,
формирование
активной
гражданской позиции.
Работа
по
выявлению
обучающихся
и
их
семей,
находящихся
в
социально-опасном
положении,
строится
планово.
При
выявлении
негативных
фактов
к
мастера
производственного
обучения
информируют
Совет профилактики техникума. Кураторы или мастера производственного
обучения
знакомятся
с
жилищными
условиями
учащихся,
выясняют
положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями, в домашней
обстановке
проводят
беседы
с
родителями,
взрослыми
членами
семьи,
составляют
акты
обследования
жилищных
условий.
Важными
направлениями
в
этой
работе
являются:
разъяснение
родителям
основ
межличностных
отношений,
формирование
у
родителей
правильного
отношения к чувству самоценности ребенка, установление доверительных
отношений
между
родителями
и
педагогом,
формирование
у
родителей
чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Одним из важнейших направлений профилактической деятельности в
техникуме
является
выявление,
постановка
на
внутренний
контроль
техникума
учащихся
с
девиантным
поведением
и
разработка
для
них
индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Мастера п/о в
работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической
службы
техникума
–
социальным
педагогом,
педагогом-психологом
и
Советом профилактики.
Работа
с
личностью
отдельного
обучающегося
предполагает
также
знание мастером производственного обучения уровня воспитанности всей
учебной
группы,
так
как
личность
ярче
всего
проявляется
в
общей
деятельности
и
в
коллективных
взаимоотношениях.
Мастерами
производственного
обучения
техникума
проводится
диагностика
уровня
воспитанности обучающихся. Составляется социальный паспорт группы. На
основе установленного уровня воспитанности студентов мастер проектирует
развитие
ценностной
ориентации,
личностных
свойств
и
качеств,
разрабатывает план воспитательной работы группы.
Список использованной литературы
1 . Рожков М.И. « Воспитание трудного ребенка», Москва, ВЛАДОС,
ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001 г.
2. Степанов В.Г., « Психология трудных школьников», учебное пособие
для студентов, Москва, 2001 г.
3.
Тихомирова
Н.К.
«
Работа
с
трудными
детьми»,
методические
рекомендации для учителя, Москва, 1996 г.