Автор: Щетинина Лидия Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО "ЦДОД "Эврика"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Конспект
Тема: "Кукла-закрутка"
Раздел: дополнительное образование
БОУ ДО г.Омска «ЦДОД «Эврика»
Конспект рабочего занятия на тему:
«Кукла-закрутка»
для детей 8-9 лет
Педагог дополнительного образования
Щетинина Лидия Борисовна
г.Омск
2018 г.
Конспек занятия «Кукла закрутка»
Цель:
Формирование представлений о духовных истоках русского народа и его
самобытности,
открытие
глубины
идей
и
красоты
славянских
обычаев
и
традиций;
сформировать умения по изготовлению куклы-закрутки.
Активизация
творческой
деятельности,
формирование
универсальных
компетентностей; создать условия для развития национального самосознания учащихся.
Задачи:
Способствовать
повышению
мотивации
обучения,
эффективному
формированию
знаний
учащихся
посредством
изучения
материала
в
наглядной,
познавательной и максимально понятной для учащихся форме.
Актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Создать условия для выбора нравственного ориентира путем погружения в
традиционную
культуру
русского
народа,
воспитывать
чувство
гордости
за
русские
обычаи и традиции.
Формировать
эмоционально-ценностное
отношение
учащихся
к
действительности через творческие задания.
Наглядно-дидактические пособия:
- технологическая карта ;
- презентация .
Материалы и инструменты для изготовления куклы-закрутки:
- 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;
- один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;
- прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;
- белые нитки;
- вата для объема;
- тесьма для пояса.
- ножницы
Ход занятия
Здравствуйте,
ребята!
Мы
продолжаем
узнавать,
во
что
же
играли
наши
прабабушки и прадедушки.
Тема прошлого занятия- механические игрушки.
Сегодня
я
хотела
пригласить
вас
в
необычное
увлекательное
путешествие
(воображаемое путешествие) в музей народной игрушки, чтобы познакомиться с
куклой-закруткой.
Но
вчера
мне
пришло
СМС-сообщение. Педагог выводит текст телеграммы на
экран,
зачитывает
её:
«Помогите!
Из
музея
народной
игрушки
пропали
старинные
народные куклы! Срочно нужны мастера, чтобы восстановить лучшие образцы кукол.
Хранитель музея игрушки».
Музею
нужна
наша
помощь!
Вы
готовы
помочь
хранителю
музея
изготовить
народную куклу с моей помощью?
Но, прежде чем приступить к такой серьёзной работе, оцените свою готовность
помочь хранителю музея и отразите своё настроение с помощью «смайликов» трёх цветов.
Красный «смайлик» выбирает тот, кто считает, что он не сможет выполнить работу;
Жёлтый «смайлик» – если чего-то опасаетесь или не уверены в своих силах, но
очень хотите помочь.
Зелёный «смайлик» – если уверены в себе и готовы прийти на помощь.
Разместите свои смайлики на доске.
Педагог анализирует результаты работы:
– если все «смайлики» зелёные – хвалит всех за смелость;
– если есть жёлтые и красные «смайлики» - педагог обещает помощь и поддержку
детям.
На следующих этапах занятия эти дети должны быть в центре внимания педагога.
Педагог: А что должно получиться в конце нашего занятия?
Дети: Должна получиться кукла-закрутка
Педагог: Какой она должна получиться?
Дети: - аккуратно выполненная
- красивая
Педагог: Прежде
чем
взяться
за
работу,
предлагаю
вам
познакомиться
с
традиционной народной куклой – тряпичной куклой-закруткой. (Рассказ сопровождается
мультимедийной презентацией.)
Презентация
Тряпичная кукла-закрутка появилась давно, ещё на заре человечества и всегда была
рядом с нашими предками как часть народной культуры и искусства. В древние времена
такая кукла являлась божеством и передавалась по женской линии от бабушки к внучке,
причём дарилась в день свадьбы. Этой куклой не играли, она была оберегом женщины,
дома, очага.
У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка, и когда в семье были
ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником – куклой
выметала «сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.
У каждого новорожденного ребёнка была в колыбельке яркая куколка, охраняющая
младенца от «дурного глаза». Часто её делали из старых вещей матери, которые хранят её
тепло. При этом не использовали ножницы и иглы, чтобы жизнь ребёнка была не «резаная
и колотая».
Тряпичной кукле-оберегу не рисовали лицо, оно оставалось белым, в этом был
глубокий смысл: кукла без лица недоступна
для вселения в неё злых сил, а значит, и
безвредна для ребёнка.
Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. Пока
дети были маленькими, кукол им делали мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет
такую куколку могла делать любая девочка – малых ребятишек с детства приучали
«вертеть» куклы-закрутки.
Педагог: Почему они называются «закрутки»?
Дети: (высказывают свои предположения)
Потому что они изготавливаются без иголки, не сшивая, а закручивая отдельные
части тела и детали одежды.
Педагог
знакомит
детей
с
этапами
создания
куклы-закрутки
(рассказ
сопровождается слайдами, где отражена последовательность этапов, показом педагога).
Педагог:
Сегодняшнюю
работу
я
предлагаю
выполнить
с
использованием
технологической
карты.
Мы
работали
так
на
прошлом
занятии.
Что
такое
технологическая карта?
Дети: (ответы детей)
Педагог: Но не только игрушки пропали из музея, грабителями была испорчена и
ваша технологическая карта изготовления этих игрушек. Сможем восстановить карту-
сможем помочь хранителю музея. Попробуйте.
Работа в группах.
Педагог: На ваших столах лежат конверты с набором фотографий, отражающих
этапы создания куклы, вам необходимо в парах обсудить и разложить фотографии в той
последовательности, которая определена технологической картой.
После выполнения задания, педагог выводит на экран правильную тех.карту, дети
проверяют себя.
Педагог:
У
всех
правильно
сложена
тех.карта?
А
теперь
приклейте
технологическую карту, чтобы не перепутать этапы снова.
Физ.минутка.
Прежде
чем
приступить
к
изготовлению
куколки,
педагог
предлагает
детям
расслабиться и немного поиграть, а для этого нужно представить себя куклой: как кукла
могла бы танцевать, двигать руками, ногами, наклоняться, похлопать, потопать.
Звучит полька «Мишка с куклой», дети изображают танцующих кукол.
Педагог: Хорошо, ребята! Присаживайтесь на места.
Педагог:
Обратите
внимание
на
ваши
парты.
На
них
лежат
материалы
и
инструменты для работы. Что нам сегодня понадобиться?
Дети: Ткань разных цветов, нитки, ножницы, вата.
Педагог: Давайте повторим правила работы с ножницами.
(Повторяют правила:
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не
работайте
с
тупыми
ножницами
и
с
ослабленным
шарнирным
креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были
в стороне от лезвия.)
Педагог: И так, приступаем к самостоятельной работе по изготовлению куклы,
обращаясь к свое тех.карте. (Во время самостоятельной работы оказывает необходимую
индивидуальную помощь.)
Куклы изготовлены, но у них, как и положено народной кукле, нет лица.
Педагог: Итак, ребята, куклы готовы, я предлагаю вам, при помощи «смайликов»,
отразить настроение кукол, которое совпадает с вашим настроением.
Если
настроение
хорошее,
занятие
понравилось
и
всё
удалось
–
зелёный
«смайлик».
Если что-то не получилось, или что-то не понравилось – жёлтый «смайлик».
Если занятие было не интересным и не понравилось – красный «смайлик».
Педагог предлагает детям поставить кукол в один хоровод. Подводит итог работы.
Педагог: Что мы сегодня сделали?
Дети: Куклу- закрутку.
Педагог: Какая она получилась?
Дети: - красивая, яркая, сделана очень аккуратно.
Вы ребята справились с поставленной целью и выполнили все предложенные
задания.
Помогли хранителю музея! И все ваши куклы будут отправлены в музей, чтобы
другие люди тоже узнали, что такое кукла-закрутка и для чего она была нужна.
Молодцы! Спасибо за занятие.
Технология изготовления куколки